Рабочая тетрадь на тему Острые аллергозы

ГБПОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»








Рабочая тетрадь по теме: Острые аллергозы
ПМ. 03 НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ.
МДК.03.01. Диференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Раздел 1 "Оказание посиндромной неотложной помощи на догоспитальном этапе"

по специальности 310201 «Леченое дело»








Код дисциплины
ПМ 03 МДК 03.01

Самара 2016




Рассмотрено на заседании ЦМК
Лечебно-акушерского дела .
Протокол «______»

Председатель ЦМК______Манелис Н.М.
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.по методической работе
Жилякова О.И,









Автор: Юдакова М.И.



Рабочая тетрадь предназначена для использования на практических занятиях по теме Синдром «Острые аллергозы»
Рабочая тетрадь предназначена для студентов отделения «Лечебное дело».
Утверждено на заседании методического совета СПО СМК им. Н.Ляпиной.
Рецензент: преподаватель высшей квалификационной категории Юдакова М.И










Рецензия
Рабочая тетрадь по теме Синдром «Острые аллергозы»
соответствует программе обучения студентов отделения «Лечебное дело». Содержание отражает современное состояние вопроса. Разработанная рабочая тетрадь содержит материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оказание посиндромной неотложной помощи на догоспитальном этапе».
Тесты составлены по типу одиночного выбора. Задания снабжены графическими изображениями, таблицами, схемами. Вопросы сформулированы четко, однозначно, соответствует номенклатурам, методическим рекомендациям и приказам. Задания отражают содержание темы в полном объеме. Дан «немой» алгоритм действий. Алгоритмы выполнения медицинских манипуляций соответствуют последним номенклатурам, методическим рекомендациям.
Рабочая тетрадь по Синдрому «Острые аллергозы»
отражает все необходимые разделы изучения принципов оказания реанимационной помощи и может быть использована при проведении практических занятий со студентами отделения «Лечебное дело».


Рецензент : Главная медицинская сестра ГБУЗ СО «Самарская СМП» Шишкина Т.Б.








Пояснительная записка.
В последние годы, прежде всего в связи с подписанием Болонской концепции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль компетентного подхода в подготовке специалистов и самостоятельной работе студентов. Разработанная рабочая тетрадь содержит материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Оказание посиндромной неотложной помощи на догоспитальном этапе».
В рабочей тетради представлены различного вида задания (заполнения таблиц, составления алгоритмов, выполнение тестовых заданий, ответы на вопросы и т.д.)














Тесты.
Выберите один правильный ответ:
Тест №1
Перечислите два типа аллергических реакций, протекающих при аллергозах:
1)
2)
Тест №2
Перечислите две группы аллергенов:
1)
2)
Тест №3
Сгруппируйте по соотношению цифры и буквы:
аллергены неинфекционного происхождения
аллергены инфекционного происхождения
а) бытовые аллергены
б) вирусы
в) грибки
г) бактерии
д) промышленные аллергены
е) пищевые аллергены
м) спирохеты
н) пыльцевые аллергены
ж) лекарственные аллергены
д) лучевые аллергены
Тест №4
Перечислите виды аллергологических тестов, которые выполняет медицинская сестра аллергологического кабинета:
1)
2)
3)
Тест №5
Перечислите виды кожных аллергологических проб:
1)
2)
3)
4)
Тест №6
Перечислите четыре технических модификаций кожного тестирования, выполняемые м/с аллергологического кабинета:
1)
2)
3)
4)
Тест №7
Привести в соответствие цифры и буквы при оценке аппликациооных тестов:
эритема на месте контакта
эритема и отек
эритема, отек и небольшая везикуляция
эритема, отек, выраженная везикуляция иногда изъязвления
а) реакция положительная (+++)
б) реакция слабоположительная - (+)
в)-реакция положительная средней степени (++)
г) реакция резко положительная (++++)

Тест №8
Установите соответствие между заболеваниями и характерными для них клиническими симптомами.
Заболевания Клинические симптомы
1.Локализованная крапивница
А. Внезапно возникающее поражение части кожи с образованием резко очерченных округлых волдырей с приподнятыми эритематозными фестончатыми краями и бледным центром, сопровождающееся резким зудом
Б. Внезапно возникающее поражение всей кожи с образованием резко очерченных округлых волдырей с приподнятыми эритематозными фестончатыми краями и бледным центром, сопровождающееся резким зудом
В.Высыпания на коже, появляющееся через 10-15 минут после контакта с аллергеном и длящееся от 1 до 5-6 дней

2.Генерализованная крапивница




Запишите окончание предложения или пропущенные слова.
Тест №9
Быстрое развитие ангионевротического отека с характерной локализацией (губы, щеки характерны для________________________
Тест №10
Быстрое развитие и тяжесть симптомов аллергической реакции, картина сосудистого коллапса и циркуляторной недостаточности, отека мозга, гортани – характерно для________________________________
Тест №11
Явления ОДН, обусловленной отеком оболочки гортани, бронхов, легочных альвеол с явлениями бронхоспазма – характерно для _________________ варианта анафилактического шока.

Тест №12
Наличие стридорозного дыхания при отеке слизистой рта, языка, гортани – характерно для _________________
Выберите правильный ответ.
Тест №13
Для стридорозного дыхания характерна одышка:
1. Экспираторная
2. Инспираторная
3. Смешанная
4. Одышки нет
Тест №14
Препараты для неотложной помощи при анафилактическом шоке:
1. Эпинефрин, преднизолон
2. Лазикс, энап
3. Допамин, морфин
4. Супрастин, тавегил
Тест №15 Установите соответствие между заболеваниями и лекарственными препаратами для неотложной помощи:
Заболевания Лекарственными препаратами
1.Локализованная крапивница
А. Преднизолон
Б. Эпинефрин
В. Супрастин

2.Генерализованная крапивница



Тест №16
Можно ли при тяжелых аллергических реакциях ввести кроме преднизолона антигистаминный препарат пипольфен?
1. Да
2. Нет
Тест №17
При аллергическом стенозе гортани и бронхоспазме показаны топические ингаляционные глюкокортикостероиды и b2 агонисты
1. Да
2. Нет
Задание №1 Дать определение следующим понятиям:
1. Острые аллергозы –
2. Инсектная аллергия –
3. Полиноз –
Задание № 2 Дополните таблицу – стадии аллергической реакции немедленного типа
Таблица. Стадии аллергической реакции немедленного типа
Контакт с антигеном
Синтез
Фиксация
Повторный контакт с тем же антигеном
связывание Ig E на поверхности тучных клеток
высвобождение медиаторов из тучных клеток
воздействие этих медиаторов на ткани и органы, приводящие к быстро развивающимся внешним проявлениям аллергической реакции


Задание № 3 Поставьте диагноз вида аллергической реакции




Задание № 4 Установите соответствие:
1. Инфекционные
А) Лекарственные
Б) Пищевые
В) Грибковые
Г) Физические
Д) Вирусные
Е) Бытовые
Ж) Бактериальные
З) Паразитарные
И) Животные и насекомые
К) Растительные

2. Неинфекционные





Решите клинические ситуации ( для выполнения заданий студенты разбиваются на группы по 2 человека).
Задачи Тема: «Острые аллергозы».
Задача №1.

Вы фельдшер ФАП. Пациенту Б., 35 лет, назначено амбулаторное лечение ампициллином. Через несколько минут после в/м введения ампициллина пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (“как бы обдало жаром”), головную боль, нарушение зрения , чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Продемонстрируйте технику заправки системы для внутривенного капельного введения.


Задача №2.

Вы ФАП. Пациенту Б., 35 лет, назначено внутривенное введение лекарственного средства. Через несколько минут после в/венного введения пациент стал жаловаться на общую слабость, головную боль, холодный пот. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Пульс слабого наполнения и напряжения, 110 уд./мин. АД 80/40 мм рт.ст. ЧДД 26 в мин.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Продемонстрируйте технику внутривенной иньекции.


Задача №3.

Вы фельдшер ФАП. Пациенту Б., 35 лет, назначено внутривенное введение актовегина. Во время внутривенного введения лекарственного препарата пациент стал жаловаться на общую слабость, головную боль, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/40 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Дайте совет пациенту по профилактике лекарственной аллергии.


Задача №4.

Вы фельдшер. К Вам обратилась соседка Т., 20 лет с жалобами на сыпь и зуд.
Последние 2 года страдает пищевой аллергией. Сегодня съела целую плитку шоколада. Через 30 минут поднялась температура до 37,2 є С, на коже зуд кистей рук и сыпь. При осмотре на кистях рук имеется единичная уртикарная сыпь.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Продемонстрируйте технику промывания желудка.


Задача №5.

Вы фельдшер здравпункта завода. К Вам обратился мужчина 32 лет, с жалобами на сильный кожный зуд, появление волдырей по всему телу. Заболевание связывает с употреблением рыбы. Болен 2-й день. Объективно: температура 37,10С. Состояние удовлетворительное. Кожа гиперемированная, по всей поверхности тела определяется волдырная сыпь разного размера, на гиперемированном фоне кожи. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 72 в мин. АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задание.
пределите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Продемонстрируйте технику очистительной клизмы.


Задача №6.

Вы медицинская сестра медпункта турбазы. К Вам обратился пациент с жалобами на появление в области губ ощущение покалывания и отечность. 40 минут выпил таблетку ибупрофена 200 мг. На момент осмотра: состояние средней тяжести, отмечается значительная ограниченная отечность нижней губы, осиплость голоса. Ад 110 и 70 мм РТ ст, , ЧСС 100 в 1 мин., ЧД 18 в 1 мин. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца глухие, ритмичные. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Назовите возможные осложнения.

Задача №7.

Вы фельдшер медпункта турбазы. К Вам обратился пациентка с жалобами на то, что ее укусила оса и место укуса болит и чешется. При осмотре состояние средней тяжести, в области правого плеча имеется ранка от укуса насекомого, гиперемия и отек.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Дайте общие рекомендации пациенту с инсектной аллергией.


Задача №8.

Вы фельдшер скорой помощи. К Вам обратился пациент В., 43 лет с жалобами на приступ удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. У матери также отмечались приступы удушья. У пациента имеется пыльцевая аллергия на цветение травы ( название не помнит). Болен 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Ухудшение состояния связывает с прогулкой в больничном садике.
Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. На расстоянии слышны свистящие хрипы. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Дайте советы для профилактики пыльцевой аллергии.


Задача №9.

Вы фельдшер здравпункта института. К Вам обратился пациент А., 22 лет с жалобами на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудно-отделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в учебной аудитории идет ремонт).
Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы. ЧДД 24 в мин. Пульс 96 уд./мин.
Пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии составляет 70% от должной.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Оцените данные пикфлоуметрии.


Задача №10

Вы фельдшер, к Вам обратилась соседка В.,33 лет, с жалобами на
чихание, выделения из носа, слезотечение. Эти явления начались во время уборки,
когда она разбирала залежи старых газет на лоджии. Объективно: При осмотре иньекция склер, слезотечение и обильные слизистые выделении из носа. АД 120 и 70 мм.рт.ст., ЧДД 16 в мин. Пульс 88 уд./мин.

Задание.
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Продемонстрируйте на фантоме алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте.
Дайте совета пациенту по профилактике пылевой аллергии.


Эталоны ответа. Тема «Синдром «Острые аллергозы».
Тесты

1) аллергические реакции немедленного типа
2) аллергические реакции замедленного типа


1) экзоаллергенны
2) эндоаллергенны (аутоаллергены)


1) а, д, е, н, ж, з.
2) б, в, г, м.


1) аппликационные тесты
2) скарификациоонные тесты
3) внутрикожные тесты


1) качественные кожные пробы
2) количественные кожные пробы
3) прямые кожные пробы
4) пассивные кожные пробы


1) аппликациооный метод
2) укол
3) скарификационная проба
4) внутрикожные пробы


1) б
2) в
3) а
4) г


1) А
2) Б



отек Квинке



Анафилактический шок


Астматического



Анафилактический шок



1



1



1)в
2)а


2



1



Задания
1.
Острые аллергозы – заболевания, в основе развития которых лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями немедленного типа с экзогенными аллергенами.
Инсектная аллергия – совокупность аллергических реакций, возникающих в результате контактов с насекомыми, в результате их укусов и ядов.
Полиноз – сезонное заболевание, причиной которого является аллергическая реакция на пыльцу растений.

2.
Синтез иммуноглобулина (Ig) Е
Фиксация фиксация Ig Е на поверхности тучных клеток

3.
1) герализованная крапивница
2) отек Квинке

4.
1) В, Д, Ж, З
2) А, Б, Г, Е, И, К


Задачи
1.
Острая аллергическая реакция на лекарственный препарат (ампициллин). Анафилактический шок.

2.
Острая аллергическая реакция на лекарственный препарат . Анафилактический шок.

3.
Острая аллергическая реакция на лекарственный препарат. Анафилактический шок.

4.
Острая аллергическая реакция. Локализованная форма крапивницы.


5.
Острая аллергическая реакция. Генерализованная форма крапивницы.

6.
Острая аллергическая реакция на прием лекарственного препарата (ибупрофен – НПВС). Отек Квинке.

7.
Острая аллергическая реакция на укус осы. Отек Квинке.

8.
Острая аллергическая реакция. Приступ бронхиальной астмы

9.
Острая аллергическая реакция. Приступ бронхиальной астмы.


10.
Острая аллергическая реакция на пыль. Аллергический риноконъюнктивит.



Список рекомендуемой литературы:
Библиотека врача общей практики. Том 3,4. Синдромная диагностика внутренних болезней.
· С-Пб.,2014.
Брискин Б. С., Верткин А. Л. Рациональная фармакотерапия неотложных состояний. М., 2013.
Верткин А. Л. Скорая медицинская помощь. Руководство для врачей. М., 2015.
Верткин А. Л., Намазова Л. С., Турлубеков К. К., Дадыкина А. В. Острые аллергические заболевания: социальные последствия эпидемии // Ремедиум, 2011. № 7–8.
Верткин А. Л., Зайратьянц О. В., Вовк Е. И. Окончательный диагноз. М., 2013.
Вайдль Р., Ренч И. Экстренная помощь на догоспитальном этапе. Основы реанимации и врачебной помощи на дому. Перевод с нем.
· Киев, 2012.
Дифференциальный диагноз внутренних болезней. Справочное руководство для врачей.
· М.: Медицина, 2014.
Маколкин В.И. и др. Внутренние болезни.
· М.: Медицина, 2013.
Маслова Л. В. Крапивница, отеки Квинке: Учеб.-метод. пособие. Минск: БелМАПО, 2014. 39 с.

Машковский М.А. Лекарственные средства.
·М.: Медицина, 2014.
Намазова Л.С., Верткин А.Л. Лекарственные средства применяемые при острых аллергических реакциях. Журнал Справочник фельдшера и акушерки № 2, 2015.
Намазова Л.С., Верткин А.Л. Оказание неотложной помощи при острых аллергических реакциях. Журнал Справочник фельдшера и акушерки № 2, 2012.
Руководство для врачей скорой помощи. / Под ред. В.А. Михайловича, 3-е изд.
· С-Пб., 2015.
Руководство по лечению и профилактике бронхиальной астмы на основе доклада ВОЗ по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Пер. с англ. М., 2014.
Справочник врача скорой и неотложной медицинской помощи. / Под ред. А.Н. Инькова, А.Г. Стадникова
· Ростов-на-Дону, 2016.
Справочник невропатолога и психиатра.
· М.: Медицина, 2014.
Справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. / Под ред. И.С. Чекмана
· Киев, 2015.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
Маколкин В.И.Внутренние болезни.-М.:Медицина,1998.-432с.
Терапия для фельдшера.-Ростов н/Д.:Феникс,2001.-704с.
Дополнительная
Внутренние болезни в вопросах и задачах: Учебное пособие.-Ростов н/Д.:Феникс,2011.-208с.
Кукес В.Г.Врачебные методы диагностики:Учеб.пособие для вузов.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2014.-720с.
Писклов А.В.Факультетская терапия:Учеб.пособие для вузов.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2015.-256с.
Региональные требования к оказанию мед.помощи....Формулярная система.Вып.3/Под ред.Г.И.Гусаровой.-Самара:МИАЦ,2011.-382с.
Терапия с основами реабилитации:Учебное пособие.-Минск:ВШ,2015.-378с.
Царев В.П.Внутренние болезни:Учеб.пособие.-Минск:ВШ,2013.-317с.
Змушко Е.И.Медикаментозные осложнения.-СПб.:Питер,2016.-448с.
Клинические рекомендации. Аллергология/Под ред.Р.М.Хаитова.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2011.-240с.
Скепьян Н.А.Аллергические болезни:дифференциальный диагноз,лечение.-Минск:Беларусь,2012.-286с.
Аронсон Ф.Наглядная кардилогия.-М.:ГЭОТАР_Медиа,2014.-120с.
Горяйнов А.А.Кардиология.Классификации синдромов и заболеваний:справочное пособие.-Ростов н/Д.:Феникс,2015.-224с.
Клинические реокмендации.Кардиология.-М.:ГЭОТАР_Медиа,2013.-640с.
Кроуфорд М.Кардиология:Справочник.-СПб.:Питер,2012.-256с.
Носков С.м.кардиология.Актуальная лекарственная терапия.-Ростов н/Д.:Феникс,2015.-330с.
Харбель Карманный справочник по ЭКГ.-Минск:Попурри,2014.-272с.:ил.
Шевченко Н.М.Кардиология.-М.:МИА,2014.-540с.
Яковлев В.М.Клиническа электрокардиография:Учебное пособие.-Ростов н/Д.:Феникс,2015.-365с.

Фонд периодики
Подписка журнала «Вестник новых медицинских технологий».
Нормативно-правовая документация:
Нормативно-правовые акты, регламентирующие диагностическую деятельность в РФ.

Ссылки на электронные источник информации:
Информационно-правовое обеспечение:
1. Система «Консультант».
2. Система «Гарант».






13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry