Тема четверти: «Музыка «серьезная» и «легкая»». Тема урока: «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная».


Тема четверти: «Музыка «серьезная» и «легкая»».
Тема урока: «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная».
Художественно-педагогическая идея: Джаз из «легкой» развлекательной музыки превращается в «серьезную». Раскрыть содержание творчества Д.Гершвина.
Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.
Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии, аудио кассета, портреты Д. Гершвина, Л. Армстронга,
Н. Кабоева, А. Петрова.

Музыкальный ряд: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах»; «Молитва» в исполнении М. Джексон; «Блюз Западной Окраины» в исполнении Л. Армстронга; Н. Кабоев «Осетинский эскиз»; А. Петров «Я шагаю по Москве».
Задачи урока:
- воспитательная: уважительное отношение к американской джазовой музыке и ее исполнителям.
- образовательная: получить первое представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития заметного явления в музыкальной культуре ХХ века – искусства джаза.
-развивающая: научить определять джаз по ритмическим особенностям, связанным с двудольностью особого типа, с ударением на второй доле, полиритмией и сложной системой синкопирования.
ХОД УРОКА
Вход под «Колыбельную» Д.Гершвина.
- Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?
- Это «Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» американского композитора Джоржа Гершвина.
- В каком стиле написано это произведение?
- В стиле «джаз».
- Где и когда зародился джаз?
- ???
- Да, все понятно. Вы смогли определить стиль музыки, но вы о нем ничего не знаете, потому что мы еще не говорили о джазе на наших уроках. Сейчас я все вам расскажу.
Джаз зародился в начале ХХ века в Америке в Новом Орлеане, В основу джаза легли народные мелодии американских негров. Это духовные песни негров – спиричуэл, блюзы – печальные песни и песни труда – холлэрс.
Спиричуэл (от латинского слова «спиритус» - дух). Содержание первых спиричуэл было конечно, религиозным, но не только. Очень часто спиричуэл рассказывали о тяжелой жизни американских негров. И это были не только песни-жалобы, в них слышались и горе, и гнев, и боль, и возмущение. Это были самые настоящие народные песни, то самое бессмертное народное творчество, без которого не мыслится никакое искусство.
(Слушаем «Молитву» в исполнении М Джексон).
Другие песни американских негров назывались «холлэрс» - песни труда. Пелись они на плантациях, где негры собирали и грузили хлопок.
Ну, а лирические песни, песни о любви? Не может же быть, чтобы их не существовало в фольклоре американских негров!
Блюз – это песня о любви. Но обязательно о любви несчастной. Правда
чудесный, всегда немного грустный негритянский юмор порой пронизывают
жалобы на неверного возлюбленного или возлюбленную, покинувшую бедного певца.
В джазовом оркестре каждый музыкант – солист, и кроме того, солист -импровизатор, потому что в стиле «диксиленд» импровизация – главное.
Как же так – скажите вы. Как можно постоянно импровизировать и не сбиваться. И как вообще играют музыканты в оркестре.
Чтобы судить о достоинствах и недостатках джазовой музыки нужно знать её собственные внутренние законы. В чем же состоит главная особенность джаза? Что отличает его от иных видов музыкального искусства?
Все знают, что джаз начинается с ритма. В любой джазовой пьесе мы ощущаем внутреннюю ритмическую пульсацию, точное отбивание такта, так называемый бит. Бит создается ритм группой ансамбля, состоящей обычно из ударных инструментов, контрабас, гитары и фортепиано. Отбивание такта и есть бит. Это та основа, на которой строятся сложные ритмические узоры других инструментов. Одни акценты мелодии совпадают с ним. Другие опережают его, третьи чуть отстают. Мы воспринимаем эту игру акцентов как некое волнообразное движение или раскачивание. Такое ритмическое раскачивание называется в джазе – свинг.
Создавать хороший диксиленд свинг удается лишь тем исполнителям, у которых отлично развито чувство ритма. Понятие бита и свинга неотделимо от самого понятия джаза. Дело в том, что джазовая музыка является по преимуществу исполнительским искусством. Вся, так называемая, серьезная музыка создается композитором. Когда произведение создано, наступает время исполнителя, который превращает значки нотной
записи в звучащую музыку. Музыканты должны как можно выразительнее прочитать его. Здесь также как в театре: артист может менять как угодно интонацию и тембр голоса, но авторский текст пьесы при этом остается строго неизменным.
В джазе положение иное. Композитор может дать исполнителям эскиз будущей пьесы, а иногда только схему, небольшую музыкальную фразу. Каждый участник ансамбля начинает развивать, украшать, видоизменять мелодию и ритм в этой фразе, импровизировать новые варианты, изобретать новые оттенки звучания. Тут уже все зависит от фантазии, таланта, ритмического мастерства самих исполнителей. Вы можете спросить: « Как это при совместной игре нескольких импровизантов умудряются не только не мешать друг другу, но даже вместе создавать единое музыкальное произведение?»
Происходит это потому, что музыканты придерживаются в импровизации единой общей для гармонической основы. Гармоническая основа состоит из определенной последовательности аккордов, которая поддерживает главную схему пьесы. Основные из этих аккордов - это тонический, субдоминантовый и доминантовый. Опираясь на эти аккордовые ноты можно построить множество мелодий.
Законченная музыкальная фраза называется квадрат. В нем обычно 12 тактов, хотя бывают квадраты 16 и 32 такта. Джазовая пьеса складывается из серии квадратов. Для каждого произведения порядок аккордов внутри квадратов сохраняется строго неизменно, и все импровизации укладываются в эти твердо установленные направляющие рамки.
Однако каждый исполнитель может самостоятельно выбрать для своих импровизаций разное сочетание аккордовых нот.
Традиционный джаз называется диксиленд джаз. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами. У каждого из них есть своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет – нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.
Импровизация по разному проявляется в различных стилях джаза. Свинг – возник в 30-х годах. Исполнители импровизируют уже на основе специально джазовой оркестровке.
Джазовая оркестровка – это записанный на ноты план исполнения, где каждому инструменту отведено определенное место. Такие оркестровки создаются для ансамблей насчитывающих до 15-20 исполнителей. Такие ансамбли называют большими оркестрами – биг бендами. Они состоят из 3-х групп духовых инструментов: труб, тромбонов, саксофонов и ритм группы. Разновидности джаза: диксиленд, свинг, рег-тайм, блюз, боп, бибоп, ритм-и-блюз.
Одним из знаменитейших музыкантов джазистов был Луи Армстронг. Он пел и великолепно играл на трубе. Замечательный поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение :Труба Армстронга Великий Сачмо был в поту.
Летела со лба Ниагара,
но, взвитая в высоту,
рычала труба,
налегала.
Он миру трубил,
как любил.
Украден у мира могилой,
Еще до рожденья он был
украден
у Африки милой.
И скрытою местью раба
за цепи невольничьи предков
всех в рабство,
как малолетков,
захватывала труба.
Он скорбно белками мерцал,
глобально трубя и горланя,-
детдомовский бывший пацаниз города Нью-Орлеана.
Великий Сачмо был в поту,
и ноздри дымились,
как жерла,
и зубы сверкали во рту.
как тридцать два белых прожектора.
и бал так естественен пот,
как будто бы вылез прекрасный,
могущественный бегемот,
пыхтя,
из реки африканской.
Записки топча каблуком
и ливень с лица вытирая,
бросал он платок за платком
в раскрытое чрево рояля.
И вновь к микрофону он шел,
эстраду внимая до хруста,
и каждый платок был тяжел,
как тяжкое знамя искусства.
искусство весьма далеко
от дамы по имени Поза,
и сели ему не легко,
оно не стесняется пота.
Искусство –
не шарм трепача,
а, полный движений нелегких,
трагический труд трубача,
где музыка – с клочьями легких.
Искусство пускают в размен,
но, пусть не по главной задаче,
поэт
и великий джазмен,
как братья,
равны по отдаче.
Сачмо,
попадешь ли ты в рай?
Навряд ли,
но если удастся,
тряхни стариной
и сыграй,
встряхни
ангелков государство.
И чтоб не журились в аду,
чтоб грешников смерть подбодрила,
отдайте Армстронгу
трубу
архангела Гавриила!

Слушаем «Блюз Западной окраины» в его исполнении.
- Как называется тема четверти?
- Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
- К какой музыке вы бы отнесли джаз?
Одни говорят к «серьезной», другие к «легкой».
- Правы и те, кто говорит к «легкой», и те, кто говорит к «серьезной». Первые джазовые группы исполняли свою музыку на прогулочных пароходах, которые плавали по Миссисипи и развлекали публику. Но затем джаз стал постепенно завоевывать концертные залы и из небольших групп превратился в большие джазовые оркестры ( биг-бенды).
Джорж Гершвин создал новый стиль джаза – симфоджаз. Сейчас вы услышите его «Рапсодию в блюзовых тонах».
(Слушание).
- «Рапсодия» относится к «легкой», развлекательной музыке?
- Нет. Она относится к «серьезной» музыке по содержанию и к «легкой» по восприятию.
- Джаз очень быстро распространился не только в Америке, но и в Европе, и в России. У нас в стране было и есть много джазовых оркестров: Цфасмана, Утесова, Лудстрема, «Ленинградский диксиленд» и т.д.
Одним из ярких представителей джазовой музыки у нас в республики стал композитор Николай Кабоев. Сейчас вы услышите «Осетинский эскиз» в исполнении Государственного эстрадного оркестра РСО – Алания им. Кима Суанова под управлением автора Николая Кабоева.
(Слушаните).
- Вам понравилась музыка Н. Кабоева?
- Конечно, да!
- Какая она?
- Она «легкая» и по содержанию и по восприятию.
- Скажите, какую вы знаете песню, которая, по вашему мнению, была бы похожа на джаз, из тех, что мы пели, например, в первой четверти, хотя, мы тогда о джазе ничего не говорили?
- «Я шагаю по Москве» А. Петрова.
- Я знаю, что она вам очень нравится, так давайте ее сейчас и споем.
(Исполнение песни под фонограмму).
- Каких исполнителей джазовой музыке на нашей эстраде вы знаете?
- Лариса Долина, Ирина Отиева, Игорь Бутман (саксафонист).
- Но об этом на следующем уроке. А домашним задание будут сообщения и доклады о джазе, джазовых исполнителях, которые вы сделаете к следующему уроку.
Итог урока:
-И так, джаз умело сочетает в себе понятия и «легкой» и «серьезной» музыки. Назовите произведения джазовой музыки, которые вы прослушали и исполнили сегодня на уроке, относящиеся к «серьезной» музыке?
- «Молитва»; «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина.
-А, относящиеся, к «легкой» музыке?
- «Блюз Западной окраины» в исполнении Луи Армстронга, «Осетинский эскиз» Николая Кабоева, «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова.
- Хочу привести обзорное высказывание известного музыковеда Арнольда Наумовича Сохора: «Серьезная музыка и легкая – это соединенные между собою множеством каналов два протока одной могучей реки. Беря начало от чистых источников народного творчества, она несет живительную влагу людским душам. И мы пьем и из этого, и из другого протока, потому что только оба они вместе могут утолить нашу жажду прекрасного, дать высокое удовлетворение нашему уму, сердцу и чувству красоты».
Оценка учащихся.
Выход под музыку Н. Кабоева «Осетинский эскиз».