Урок изобразительного искусства в 4 классе Тема: «Образ древнего города». Работа в технике «граттаж».

Урок изобразительного искусства в 4 классе
Тема: «Образ древнего города». Работа в технике «граттаж».
Вид занятия: тематическое рисование, освоение графической техники «граттаж» - процарапывание.
Цели урока: 1. Формирование умения использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных художественных образов архитектурных сооружений в графическом пейзаже.
2. Создание условий для формирования познавательных УУД: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
3. Создание условий для формирования коммуникативных УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Создание условий для формирования эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с новой графической техникой «граттаж». 2. Расширить представление о выразительных средствах изобразительного искусства.
Оборудование урока: 1. Мультимедийная установка; чёрно-белые фотографии, графические работы и иллюстрации. 2. Загрунтованные для граттажа листы бумаги; стеки, канцелярские ножи, шило.
Предварительная подготовка: на предыдущем уроке учащиеся выполняли грунтовку листов: покрывали лист белой бумаги слоем цветных восковых мелков, свечным парафином, или яичным желтком, а после – чёрной гуашью или тушью.
Ход урока.
1. Введение в тему урока.
Во времена тревог и лихолетий,
Пожарищ и набегов диких орд,
Всё грудью принимали стены эти,
И подвиг их столетьями не стёрт

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Образ древнего города», мы мысленно отправимся в путешествие в далёкое прошлое. Чтобы лучше настроиться на нужную волну, послушайте одну легенду:
Ехал как-то Долгорукий со своей дружиною по лесу дремучему. Тихо было кругом. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком громким с дерева слетала. Туман белый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и мохнатого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Долго князь не мог поверить в этакое чудо, пока один мудрый старец не разъяснил ему видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь из леса на пригорок, и взору его предстало село красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно прикрикнул Долгорукий. – Земля сия отныне под град новый отведена!»
- Я думаю, что вы уже поняли о каком древнем городе идёт речь. Какой же город был основан на месте села боярина Кучки, и в каком году?
(Москва была основана Юрием Долгоруким в 1147 году)
- Первоначально Москва была всего лишь пограничным городком Владимиро-Суздальского княжества.

2. Создание образа древнего города.
1) Работа с этимологией слова «город» / слайд № 3
- Как же выглядели древнерусские города? Составьте коллективный словесный «портрет» древнерусского города. (Работа в группах)

- Город был защитой от набегов врагов. / Показ репродукций с изображением древних крепостей.
Но глядя на древние крепостные стены, осознаёшь: их могучую силу нельзя назвать грозной. Это спокойная, радостная сила.
Проверка групповой работы:
Образ:
- городище на возвышенности;
- рядом река;
- крепостные стены;
- башни сторожевые (называли «вежи», от слова «вежды» - глаза, смотреть, ведать);
- надвратные башни;
- разновысотные церкви.
- Какие ассоциации возникают, при взгляде на Древнерусские города-крепости?
/Величие, надёжность, богатырь, ворота – гостеприимство.
3. Ознакомление с техникой «граттаж».
- Что общего вы заметили в представленных вам изображениях, в фотографиях и графических работах?
/ Они все не цветные, а чёрно-белые.
- Помогли ли они вам представить древний город?
- Чёрно-белое изображение может быть выразительным. Подумайте, какие выразительные средства использовали художники в этих работах?
Введение понятий: графика, граттаж.
- Сегодня мы выполним графическую работу в технике «граттаж» или как её ещё называют «гратто-графии». Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал Мстислав Валерианович Добужинский.
- Посмотрите, что лежит перед вами. Как вы думаете, как мы можем использовать эти чёрные листы бумаги?
/ На них можно нарисовать белым мелом, мелком или краской. А можно процарапать.
- Вспомните, как мы готовили эти листы бумаги к работе.
/Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу, восковые мелки, масляную пастель. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши.
4. Графические упражнения.
- Вспомните, какие выразительные средства может использовать художник - график?
- Попробуем выполнить упражнения в использовании линий, штрихов, тоновых пятен в граттаже.
5. Творческое задание.
1) - А теперь, ребята, попробуйте изобразить древний город-крепость в технике граттаж. Помните, что так как рисунок процарапывается, то необходимо соблюдать технику безопасности. Существуют некоторые сложности в выполнении рисунка: дважды проводить линию и стирать нельзя.
- Но думаю, что вы хорошо справитесь с работой. Чтобы легче понять образ здания, представьте его. Выберите формат сами, но помните, что горизонтальные линии производят впечатление величия, покоя; вертикальные – уводит взгляд кверху, рождает напряжение, желание вытянуться.
2). Определение критериев оценки работ.
Как вы думаете, на что зрители обратят внимание при оценке качества ваших работ? Попробуйте определить критерии.
Равновесие композиции.
Соразмерность (соблюдение пропорций) деталей.
Выделение сюжетно-композиционного центра.
Умение использовать выразительные средства графики.
Завершённость образа.
6. Выполнение самостоятельно творческого задания.
7. Подведение итогов.
Творческая выставка работ.
8. Рефлексия.
Прикрепите смайлики к своим работам, в соответствии со своим настроением.

15