Адаптированная программа эстрадно-вокальной студии «Орфей»


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
Центром внешкольной работы Районным экспертным советом
Протокол № _______________ Председатель: Чупановская А.Н.
«_____»____________2012год Приказ № ________________
«_____»_____________2012 год
Директор МОУ ДОД ЦВР
Горбатенко Л.Г.___________






Адаптированная программа
эстрадно-вокальной студии
«Орфей»









Срок реализации -3 года
Составитель: Кац А.В., педагог
дополнительного образования


















п.Улькан

2012 г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима,
Музыка!...
Музыка – одно из могучих средств общения и сплочения людей. В системе эстетического воспитания учащихся музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка развивает ребенка, все богатства его мыслей и чувств. Музыкальное воспитание ребенка – основа музыкальной культуры всего народа.
Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа «эстрадников» способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения учащихся.
Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «Орфей» – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетным в детском объединении является создание условий для эмоционального благополучия ребенка, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к ценностям отечественной национальной культуры.
Программа эстрадно-вокальной студии «Орфей» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий – 216 часов в год (по 2 часа, 3 раза в неделю).
На каждом году обучения учебно-тематический план включает в себя такие разделы как: постановка голоса, усвоение певческих навыков, начальные знания по теории музыки, сольфеджио, работа с фонограммой, музыкально-пластическое оформление номера (сценическая пластика) и т.д.
Каждое занятие на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:
- дыхательная вокальная гимнастика;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведениями;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 10-17 лет. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном музыкальном материале.
Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детской вокальной педагогики, детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, обучающиеся начинают понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений.
Программа эстрадно-вокальной студии «Орфей» нацелена на воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуре, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной, народной, зарубежной песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки, лучших образцов эстрадной и джазовой музыки.
Обучение по данной программе дает детям возможность получить основы эстрадно-вокального и музыкального образования, и ориентировано на развитие музыкальных и сценических способностей.
В программе предусмотрена связь между развитием музыкальной грамотности, слушанием музыки, изучением музыкальной литературы и вокальным исполнением.
На уроках вокала применяются следующие формы музыкального занятия:
- коллективное и индивидуальное исполнение (во время которого ребята должны донести до аудитории свои замыслы и завладеть ею);
- слушание музыкальных произведений (которые влияют на развитие таких способностей ребенка, как эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, память, ритм, восприятие мелодичности, гармонии, тембра голоса, динамики, темы, звучания отдельных музыкальных инструментов);
- беседа о композиторах и музыкальных произведениях (которая пробуждает мышление и является формой непосредственного общения педагога с детьми).
В основе педагогического процесса лежат следующие педагогические принципы: постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; единство художественно и технического развития певца; индивидуальный подход к обучающемуся. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике; речевое, не очень округлое формирование звука; плотное звучание в грудном регистре.
Работа над вокально-исполнительской техникой ведется систематически, в течение всех лет обучения на основе вокального учебно-тренировочного материала, включающего упражнения и вокализы на различные виды вокальной техники.
Музыкальное развитие обучающихся в студии «Орфей» характеризуют следующие показатели:
- умение внимательно прослушивать музыкальные произведения;
- умение воспринимать и запоминать показ педагога;
- умение следовать и подражать педагогу;
- умение проявлять посильную самостоятельность и активность;
- умение анализировать по различным критериям музыкальное произведение и его исполнение.
Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся:
- выполнение творческих музыкальных заданий;
- тестирование;
- проведение конкурсов, музыкальных викторин;
- концертная деятельность.
Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству.
Цели программы:
Образовательные:
- формирование осознанных мотивов обучения в сфере певческой деятельности;
- обучение, развитие и закрепление вокальных навыков и свойств певческого голоса;
- формирование музыкальной памяти;
- обучение профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование);
- формирование художественного восприятия музыки, способности проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности.
Развивающие:
- разностороннее развитие слуха и накопление музыкально-слуховых представлений;
- развитие интуиции, воображения, художественного вкуса и высокой требовательности к себе как к исполнителю;
- развитие общего культурного и музыкального уровня;
- развитие способностей к самостоятельной и коллективной работе;
- развитие умения творчески реализоваться на сцене.
Воспитательные:
- воспитание любви к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности;
- обеспечение условий для личностного развития и профессионального самоопределения;
- адаптация к современной жизни с помощью музыкальной культуры;
- создание условий для общения в коллективе;
- формирование эстетического вкуса, общей культуры учащихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара.
В репертуар студии «Орфей» входят произведения как советских композиторов, так и сибирских композиторов, для того, чтобы привить детям любовь к своей малой Родине, чтобы они имели представление о деятелях музыкальной культуры Сибири.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

№ п/п
Тема
Часы



всего
теория
практика

1
Вводное занятие. Знакомство с учащимися
4
4
-

2
Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у учащихся.
6
2
4

3
Певческая установка.
26
12
14

4
Певческое дыхание.
24
12
12

5
Звукообразование.
24
12
12

6
Звук и его свойства.
16
4
12

7
Развитие музыкального слуха в постановке голоса.
20
8
12

8
Главные качества певческого голоса.
8
2
6

9
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
16
4
12

10
Атака звука и способы звуковедения.
18
8
10

11
Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве.
24
10
14

12
Дикция и строй.
26
12
14

13
Итоговое занятие.
4
-
4

ИТОГО: 216



II год обучения

№ п/п
Тема
Часы



всего
теория
практика

1
Вводное занятие.
6
3
3

2
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
9
3
6

3
Ансамбль и хор.
15
6
9

4
Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки.
12
3
9

5
Работа над произведением:
а) разбор;
б) фразировка, артикуляция, дыхание;
в) средства выразительности;
г) работа с концертмейстером.
27
9
18

6
Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан.
24
9
15

7
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки.
24
9
15

8
Скрипичный ключ. Название звуков. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция.
27
9
18

9
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика.
24
9
15

10
Штиль. Правописание штилей. Длительности нот.
18
6
6

11
Эмоциональный настрой.
9
3
6

12
Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве.
18
6
12

13
Итоговое занятие.
3
-
3

ИТОГО: 216

III год обучения

№ п/п
Тема
Часы



всего
теория
практика

1
Вводное занятие.
6
3
3

2
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
9
3
6

3
Звукоряд, гамма, ступени. Приемы звуковедения.
27
9
18

4
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
27
9
18

5
Звукообразование. Звуковедение.
21
8
13

6
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
24
9
15

7
Дикция, строй. Средства выразительности. Тембр певческого голоса.
27
9
18

8
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция.
24
9
15

9
Певческие голоса. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса (тембра).
27
9
18

10
Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Технические и художественные задачи.
21
6
15

11
Итоговое занятие.
3
-
3

ИТОГО: 216

Репертуарный список на I год обучения

№ п/п
Названия песен
Авторы



слова
музыка

1
«Дождик»
Б. Заходер
Н. Юдахина

2
«Дождь пойдет по улице»
М. Козлов
В. Шаинский

3
«Песня о волшебниках»
В. Луговой
Г. Гладков

4
«Динозаврики»
И. Яснов
Г. Гладков

5
«Заводные игрушки»
Ю. Энтин
Е. Крылатов

6
«Почта Деда Мороза»
А. Усачёв
А. Пинегин

7
«Это знает всякий»
Ю. Энтин
Е. Крылатов

8
«Чунга - чанга»
Ю. Энтин
В. Шаинский

9
«По тропинке к роднику»
Р. Гамзатов
М. Кажлаев

10
«Про папу»
М. Пляцковский
Б. Савельев

11
«Мамина песенка»
М. Пляцковский
И. Парцхаладзе

12
«Танец утят»
Чеш. нар. Песня
Чеш. нар. Песня

13
«Облака»
С. Колов
В. Шаинский

14
«Мой друг»
В Степанов
А. Артюнов

15
«Я прошу вас, люди»
И. Свинцова
Л. Некрасова

16
«Завтра и всегда»
К. Ибряев
Ю. Чичков


Репертуарный список на II год обучения

№ п/п
Названия песен
Авторы



слова
музыка

1
«Гимн учителям»
Л. Рзаева
А. Пахмутова

2
«День рождения»
В. Пасынков
А. Ермолов

3
«Каравай»
В. Пасынков
В. Михайлов

4
«Лучики»
А. Матвеева
М. Степаненко

5
«Снежинка»
М. Пляцковский
Л. Дубравин

6
«Приезжайте к нам»
М. Танич
А. Аскерханов

7
«Моя Россия»
И. Иванцов
А. Зыгманд

8
«Аист на крыше»
С. Савельев
В. Тухманов

9
«Вальс дружбы»
В. Краснов
А. Хачатурян

10
«Толстый Карлсон»
И. Иванцов
Л. Дубравин

11
«Балалайка»
В. Пасынков
А. Зыгманд

12
«Этот большой мир»
Р. Рождественский
В. Чернышов

13
«Человек из дома вышел»
А. Ольгин
С. Пожлаков

14
«Подари улыбку миру»
В. Васницов
А. Ермолов

15
«Музыка всюду живет»
В. Семернин
С. Соснин

16
«9 мая»
М. Танич
С. Павлиашвилли



Репертуарный список на III год обучения

№ п/п
Названия песен
Авторы



слова
музыка

1
«Страна гор»
Л. Дурян
А Аветисян

2
«За окнами дождь»
Ю. Островский
А. Ермолов

3
«Свет звезды»
Ю. Островский
А. Ермолов

4
«Спой нам, ветер»
М. Пляцковский
М. Дунаевский

5
«Звезды молчат»
Ю. Островский
А. Ермолов

6
«Три белых коня»
Е. Крылатов
Ю. Чичков

7
«Пингвин»
А. Андреева
А. Зыгманд

8
«Мама»
М. Пляцковский
Ю. Чичков

9
«В ритме солнечных лучей»
В. Ашуров
Б. Бабаев

10
«Рождение звезд»
Из репертуара д. анс.
«Волшебники двора»

11
«Ночной волшебник»
Из репертуара д. анс.
«Волшебники двора»

12
«Верить, надеяться, любить»
Из репертуара д. анс.
«Верные друзья»

13
«Моя звезда»
Ю. Белов
А. Свешников

14
«Пусть миром правит любовь»
Из репертуара д. анс.
«Верные друзья»

15
«Дети солнца»
А. Колесников
В. Данченко

16
«Журавли»
Р. Гамзатов



III. СОДЕРЖАНИЕ

Содержание программы 1 года обучения Вводное занятие Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений. Музыкально- теоретическая подготовка Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.   Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры.   Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Форма. Практическая, дидактические игры. Вокально – хоровая работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Форма. Индивидуальная работа.   Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.     Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Форма. Фронтальная, практическая, игровая.   Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.   Тема 5. Работа с солистами. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Форма. Индивидуальная.   Тема 6. Сводные репетиции. Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Форма. Коллективно фронтальная.   Концертно – исполнительская деятельность  Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.  План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.  Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.   Тема. Итоговое занятие.  Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев. Содержание программы 2 года обучения для детей 9 -10 лет Вводное занятие Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.   Музыкально- теоретическая подготовка Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.   Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема. Форма. Практическая, дидактические игры.   Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Форма. Практическая, дидактические игры.  Вокально – хоровая работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Форма. Индивидуальная работа.     Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.   Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Форма. Фронтальная, практическая, игровая.   Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.   Тема 5. Работа с солистами. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста. Форма. Индивидуальная.   Тема 6. Сводные репетиции. Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Форма. Коллективно- фронтальная.   Концертно – исполнительская деятельность  Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.  План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога. Тема. Итоговое занятие.  Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев. Содержание программы 3 год обучения 11- 12 лет Вводное занятие Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма работы: беседа, прослушивание музыкальных произведений. Музыкально- теоретическая подготовка Тема 1. Основы музыкальной грамоты. Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта. Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.   Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема. Форма. Практическая деятельность, дидактические игры.   Тема 3. Развитие чувства ритма. Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Форма. Практическая работа, дидактические игры.   Вокально – хоровая работа Тема 1. Прослушивание голосов. Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника. Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания, учет врожденных свойств голосового аппарата. Форма. Индивидуальная работа.   Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания. Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.   Тема 3. Распевание. Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально- хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения. Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов. Форма. Фронтальная, практическая, игровая.   Тема 4. Дикция. Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Интегрированные занятия с преподавателями РСВ Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая.   Тема 5. Работа с солистами. Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста. Форма. Индивидуальная.   Тема 6. Сводные репетиции. Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией. Форма. Коллективно фронтальная. Концертно – исполнительская деятельность  Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в праздниках и концертах активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту и социализации воспитанников. Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.  План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.     Тема. Итоговое занятие.  Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев. Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения: Должны знать:   музыку разного эмоционального содержания;   музыкальные жанры (песня, танец, марш);   одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;   средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,    мелодию, ритм;   музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,  балалайку, баян;   знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,    уметь различать их по звучанию;   знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;  Уметь:   верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;   быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать    дирижерские жесты;   петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;   соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,    ненапряженно:   исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения   2-го года обучения: Должны знать :   музыку разного эмоционального содержания;   музыкальные жанры (песня, танец, марш);   одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;   средства музыкальной выразительности: темп, динамику,    регистр, мелодию, ритм;   музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,  балалайку, баян;   знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,    уметь различать их по звучанию;   знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;   знать и применять правила сценической культуры.  Уметь:   верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;   быть внимательными при пении к указаниям учителя;    понимать дирижерские жесты;   петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;   соблюдать при пении певческую установку:     использовать в пении приобретенные певческие навыки;   слитно произносить песенный текст;   исполнять песни и вокально-хоровые упражнения  в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.   3-го года обучения: Должны знать:   музыку разного эмоционального содержания;   музыкальные жанры (песня, танец, марш);   одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;   средства музыкальной выразительности: темп,    динамику, регистр, мелодию, ритм;   музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,  балалайку, баян;   знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;   знать и применять правила сценической культуры;   правила пения и охраны голоса.  Уметь:   верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;   быть внимательными при пении к указаниям учителя;    понимать дирижерские жесты;   петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;   соблюдать при пении певческую установку;   использовать в пении приобретенные певческие навыки;   слитно произносить песенный текст;   исполнять песни и вокально-хоровые упражнения     применять на практике варианты музыкально- пластических    движений и элементы драматизации исполняемых движений   чисто и выразительно петь выученные песни,    иметь среди них любимые:   петь с музыкальным сопровождением и без него;   общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
IV. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
I год обучения:
Формирование у детей желания заниматься понравившимся видом деятельности;
Развить любовь к музыкальному искусству;
Умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном;
Развитие слуха и дикции;
Выработка профессиональной певческой установки и звукообразования;
Освоение пения легато, стоккато;
Усвоение мелодико-гармонического материала песен;
Раскрытие творческих способностей и умения работать самостоятельно.
II год обучения:
Воспитать чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить детей видеть прекрасное в жизни;
Научить детей не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения;
Формировать умение правильно передать эмоционально-образный характер изучаемого произведения;
Развитие музыкальности и пластичности;
Развитие координации движения во время исполнения песен;
Приобретение навыков ритмического запоминания текста – сольмизирование;
Приобретение навыков работы с микрофоном, акустической системой.
III год обучения:
Развитие у детей профессионального интереса;
Овладение учащимися вокально-хоровыми навыками, умением работать сольно, с бэк-вокалом, в группе;
Усвоение эстрадной хореографии;
Приобретение навыков работы над сценическим образом исполняемого произведения;
Умение пользоваться декорациями, спец. эффектами, эстрадным светом;
Постановка голоса;
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения (осмысленное и выразительное пение, добиваясь чистоты интонирования и интонации).

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь», 2008 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова






V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
а) Кадровое обеспечение:
Кац Аркадий Владимирович – педагог дополнительного образования, руководитель эстрадно-вокальной студии «Орфей». Образование – высшее (Санкт-Петербуржский гуманитарный университет). Стаж педагогической работы 33 года
б) Методическое и информационное обеспечение:
Использование в работе методических рекомендаций по профилю, специальной литературы, репертуарных сборников, журналов.
в) Материально-техническое обеспечение:
На занятиях используются ТСО, музыкальная аппаратура (фортепиано, аудио-магнитофон, видео-магнитофон, минидисковод, музыкальный центр, DVD плеер), минидиски, CD и DVD диски, микрофоны, видеокассеты, таблицы и т.д.








































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, последовательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-Петербург, 1997 г
«Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
11Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
12Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
13.Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
14.Н.В.Кеворков «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р.,2000 15.Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2005


Литература для детей.
«Молодежная эстрада» журналы
«Молодежный меридиан» журналы
«Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
«100 композиторов» М.,1997
А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986























ПРИЛОЖЕНИЯ

План воспитательно - методической работы в массовых
мероприятиях
1.Работа с детским коллективом:
Отношение «учитель-ученик» достаточно серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Работа с детским коллективом – это общение, результатом которого является духовное обогащение обеих сторон: и учителя, и ученика.
2. Работа с родителями:
С первых дней занятий провести воспитательную работу с учащимися и их родителями. И только в творческом союзе учителя с родителями, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами. Ведь семья и школа – это та основа, которая должна оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять требования, чтобы сформированное умение не угасло, а переросло в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь. Для этого необходимо проводить родительские собрания, знакомить родителей с работой вокальной студии «Орфей».
3. Массово – воспитательная работа

1.

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.


9.

10.
11.

Беседа о культуре, музыке, музыкальных инструментах.
Участие в поселковых мероприятиях.
Участие в мероприятиях района.
Игра «Угадай мелодию»
Беседа о Иркутских композиторах, дирижерах и музыкальных деятелях.
Беседа о дружбе народов России с другими республиками, с включением песен.
Музыкальный конкурс молодых дарований студии «Орфей».
Отчетный концерт вокальной студии «Орфей».
Отчетный концерт.
Экскурсия по Казачинско-Ленскому району
1 г.о.

1,2,3 г.о.
1,2,3 г.о.
1,2,3 г.о.
2,3 г.о.

2,3 г.о.

1, 2, 3 г.о.

1, 2, 3 г.о.


2,3 г.о.

1, 2, 3 г.о.
1,2,3 г.о.
Сентябрь

В течении года
В течении года
декабрь


январь
февраль

март

апрель

май
июнь




Приложение 2.
Методы развития творческих способностей у детей
Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности - систематичности - последовательности
- доступности - наглядности - активности
- прочности - индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
1. Практические 2. Наглядные 3. Словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Приложение 3.
Педагогические технологии и методика образовательного процесса
В основу обучения по данной программе положена классическая постановка голоса, включающая в себя: разогревание голосовых связок с помощью специальной дыхательной гимнастики Стрельниковых и укрепления диафрагмальной мышцы; активизация дикции; улучшение артикуляции; округление вокального звука и владения им и т.д. Особенно сложной и трудной является работа при постановке голоса, так как голоса детей в это время находятся в периоде мутации, поэтому в задачу руководителя кружка входит обучение правильному пению во всем его сложном комплексе: звукообразованию, напевному голосоведению, певческому дыханию. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, педагог прививает культуру пения, оберегает воспитанников от манерничанья и подражательства.
Методы обучения на уроках зависят от цели и содержания обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. На занятиях применяются словесный метод обучения, как духовное общение педагога с детьми; практический метод, как выработка и формирование вокальных навыков у учащихся; наглядный метод; проектный метод обучения, как коллективная и индивидуальная работа над отдельно взятым произведением.
В первый год обучения ребенок требует к себе особого внимания и тонкого, индивидуального подхода, поэтому занятия для этого возраста проводятся в виде игры, соревнования с педагогом и т.д. Даются первые элементарные понятия о резонаторах, которые озвучиваются с помощью специально созданных для этого распевок, построенных на звукоподражании птицам, насекомым, животным.
Объясняется правильное певческое дыхание: надувая и ослабляя животик, наполняя воздухом спинку, задерживая дыхание на 4-6-8 секунд, постепенно выпускать его.
Даются первые навыки пения упражнений с названием нот – сольфеджио, а также первые сведения по элементарной теории музыки: простые длительности, паузы, небольшие интервалы. Предлагается пение одновременно с педагогом двух звуков – простейшие навыки для развития гармонического слуха.
Для исправления и «оттачивания» дикции проговариваются и распеваются простые скороговорки.
Даются для исполнения и запоминания некоторые музыкальные термины: forte, piano, legato, stoccato (итал.). Уже на первом занятии подбирается несложное произведение, соответствующее развитию ребенка на данный момент, т.е. в соответствии с темпераментом, с развитием у него интеллекта, природных и физических данных.
Ребенок приучается к ощущению себя на сцене, чтобы в дальнейшем у него не было комплексов, связанных с боязнью сцены и большого количества зрителей.
Во второй и третий годы обучения методы и приемы преподавания усложняются.
Занятия эстрадно-вокального ансамбля состоят из чередования многих видов деятельности, но начинаются всегда одинаково – с распевания, с подготовки голосового аппарата к работе. Распевание включает в себя несколько упражнений, которые могут чередоваться, либо повторяться из урока в урок, отрабатывая какой-то навык. Здесь происходит освоение и сольфеджио. Педагог обязательно все показывает голосом много раз. Дети повторяют группой и индивидуально.
Появляются специальные распевки на удобные для пения буквы и слоги, способствующие как бы «переливанию» из звука в звук, добиваясь неразрывного звучания – cantilena (итал.). Например: «и», «я», «у», «ю», «ми», «мэ», «ма», «мю», «му».
Далее идет разучивание музыкального материала с обязательным выразительным показом педагогом песни в сопровождении фортепиано. Возможно прослушивание этой песни в записи. Разучивание мелодии и текста может идти врозь и параллельно. Легкая мелодия осваивается по нотам, трудная с голоса, либо комбинированно. Песня учится по частям. Учащиеся повторяют вместе и индивидуально. Обязателен анализ новой песни – строение, характер, тематика, авторы, эпоха. Если нет новой песни, то осваивается новая музыкально-теоретическая тема.
Подбираются несложные вокализы, устанавливается вместе с учащимся удобная для него тональность, технические и актерские задачи, динамические оттенки и эмоциональные акценты.
Гимнастика Стрельниковых, которая способствует снятию зажима шейного отдела позвоночника, так часто встречающегося в начале обучения ребенка, дается в сочетании с пением несложных вокальных упражнений, а иногда и трудных отрезков в исполняемых произведениях.
Дается посильное задание на дом. Его цель – помочь учащемуся эффективней и быстрей продвигаться в обучении. Например: выучить мелодию и текст произведения; стоя перед зеркалом поискать нужные жесты; поработать над дикцией и артикуляцией. А насколько простых упражнений по методике Стрельниковых дадут хорошую закалку на весь день, наладив правильное глубокое дыхание, способствуя хорошему физическому здоровью.
С учащимися проводятся беседы об их внешнем виде, аккуратном отношении к данному им нотному материалу. Наиболее одаренные учащиеся принимают участие в поселковых концертах, в районных фестивалях.











































Ыђ Заголовок 1Ыђ Заголовок 2Ыђ Заголовок 3Ыђ Заголовок 4Ыђ Заголовок 5Ыђ Заголовок 6Ыђ Заголовок 7Ыђ Заголовок 8Ыђ Заголовок 915