Рабочая программа по эстрадно-джазовому вокалу



Введение
Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления. Кроме этого решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владением голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, обогащаются переживания ребенка. Исполняя песню, он активно выражает свои чувства, глубже воспринимает музыку. Развивается музыкальный слух, интонационная точность, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи детей, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребенка. И именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии.
Человек вступающий на путь вокального искусства несет ответственность за свой поступок, так как он становится глашатаем, певцом – пробуждающим чувства, эмоции, мысли и душу. Только будучи богатым и здоровым духовно можно стать истинным певцом, чтобы нести свет и любовь своим слушателям. Более того, обладая такими качествами возможно даже исцелять и вселять веру и надежду в сердца людей.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. Младший школьный возраст является самым подходящим для достижения этой цели. Поэтому важно отметить особенности эстрадного музыкального произведения, благодаря которым достижение этой цели возможно. Это простые средства художественной выразительности и музыкального языка (мелодии, гармонии, ритма), яркое образное содержание, четкая ритмическая основа, многообразие и яркость выразительных и изобразительных средств, рассчитанные на мгновенное воздействие на маленького слушателя. Благодаря описанной выше структуре детской эстрадной песни, процесс усвоения младшими школьниками основ музыкального искусства становится не только информативным, но и увлекательными. Во время исполнения эстрадного произведения развиваются двигательные способности, чувство ритма. Движения ребенка становятся более уверенными, раскованными, эмоциональными. Имея перед собой образец исполнения эстрадной песни, получаемый практически каждый день из средств массовой информации, ребенок активно стремится подражать ему, он желает научиться красиво и грамотно петь и двигаться на сцене, быть признанным в своем окружении, поэтому работа над эстрадным произведением легка и плодотворна.
Цель программы:
Формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкально-художественным воспитанием;
Бережное отношение к сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка при активном использовании его творческого потенциала;
Выявление вокальных способностей и творческих возможностей детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее талантливых и одаренных из них в области вокального искусства;
Формирование личностных качеств: трудолюбие, чувство ответственности;
Создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:
Развивать вокальные данные, слух, певческое дыхание, исполнительские приемы;
Приобретение профессиональных певческих навыков, а также практических, актерских, исполнительских, необходимых для дальнейшей самостоятельной вокально-эстрадной деятельности;
Научить петь технически грамотно, эмоционально и образно;
Работа над словом в песне, произношением, над певческой дикцией, артикуляцией;
Научить исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один»;
Использовать межпредметные связи;
Выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне на занятиях, мероприятиях, в быту;
Воспитание инициативы, творческого отношения к делу;
Научить детей разбираться в различных стилевых и жанровых особенностях музыки, а также вокального исполнительства. Оценивать ее эстетические, художественные и нравственные качества;
Воспитать у учащихся эстрадные навыки поведения на сцене;
Воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, настойчивость и целеустремленность в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Программа рассчитана на обучение детей в течении 2 лет. Предусматривает обучение детей эстрадно-джазовому вокалу в один этап: Развивающий – 1-2 годы обучения.
Количество часов в неделю на одного ребенка – 1 час (два раза в неделю по 25 минут)
Общее количество часов в год – 36 часов.
Формы и методы обучения:
Основная форма обучения – учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:
- прослушивание аудио и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;
- посещение концертных или конкурсных залов с последующим обсуждением с учащимися;
- творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;
- концертные выступления и гастрольные поездки;
- запись фонограмм в студийных условиях.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
Наглядно-слуховой;
Наглядно-зрительный;
Репродуктивный;
«Концентрический» (по методике М. И. Глинки);
Фонетический.
Одним из ведущих приемов обучения вокалу детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.
Учебно-тематические планы.
Первый год обучения.
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятие: Пение как вид музыкальной деятельности 1 1 -
2 Формирование детского голоса 5 1 4
- упражнения для вокального дыхания 5 1 4
3 Работа над певческим репертуаром 12 4 8
4 Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 4 4 -
5 Концертные выступления 8 - 8
6 Итоговое занятие 1 1 -
Всего часов 36 12 24
Второй год обучения
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятия 1 1 -
2 Понятие певческой установки 4 1 3
3 Совершенствование вокальных навыков:
- упражнения для вокального дыхания 5 - 5
- пение произведений 3 - 3
- пение учебно– тренировочного материала 6 - 6
4 Работа над певческим репертуаром - - 6
5 Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса 3 3 -
6 Концертные выступления 4 - 4
7 Итоговое занятие 1 1 -
Всего часов 36 6 30
Содержание программы.
Первый год обучения.
Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном пении. Пение как вид музыкально- исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах. Организация занятий с певцами – солистами. Понятия: эстрадный вокал, джазовый вокал.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение, несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар, неправильная техника пения (использование приемов, недоступных по физиологическим возможностям детям определенного возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Формирование детского голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани, атака звука (твердая, мягкая, придыхательная), движение звучащей струи воздуха, образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: legato и non legato. Понятия кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами, специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении, раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический матод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса, выравнивание звуков в сторону их «округления», пение в нюансе mf для избежания форсированного звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня – формирование певческих навыков: мягкой атаки звука, звуковедение легато при постепенном выравнивании гласных звуков, свободного движения артикуляционного аппарата, естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения для вокального дыхания. Упражнения для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании.
Работа над певческим репертуаром. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, ее особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента или фонограммы «минус один».
Работа с произведениями русских композиторов – классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения.
Работа над произведениями зарубежных композиторов – классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей, созданного зарубежными композиторами (Р. Шуман, Ф. Шуберт, И.С. Бах, Л. Бетховен и др.).
Работа над эстрадно-джазовым репертуаром. Сольфеджирование в манере «скэт». Необычные мелодические, ритмические и гармонические сочетания, синкопирование в стиле «свинг».
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса, анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так индивидуальное собственное исполнение. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Второй год обучения.
Вводное занятие: пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэт, трио, квартет квинтет). Организация занятий с певцами – солистами.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Нарушение правил охраны детского голоса: форсированное пение, несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар, неправильная техника пения (использование приемов, недоступных по физиологическим возможностям детям определенного возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Понятия певческой установки. Понятия навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Положения рук и ног при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Совершенствование вокальных навыков. Упражнения для вокального дыхания. Упражнения для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании. Упражнения помогающие найти правильную позицию и пределы диапазона певца.
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приемы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический методы обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня – закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлиненного выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Работа над певческим репертуаром. Работа с народной песней (пение с сопровождением фонограммы «минус-один»). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Работа с произведениями русских композиторов – классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения.
Работа над произведениями зарубежных композиторов – классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей, созданного зарубежными композиторами (Р. Шуман, Ф. Шуберт, И.С. Бах, Л. Бетховен и др.).
Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада, ариэтта.
Работа над эстрадно-джазовым репертуаром. Сольфеджирование в манере «скэт». Необычные мелодические, ритмические и гармонические сочетания, синкопирование в стиле «свинг».
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, из способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов. Обсуждение и анализ сценического поведения и актерского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью.
Концертные выступления. Сольные выступления в программах школы. Участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах. Отчетные концерты класса преподавателя в середине и конце учебного года.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Оценка и контроль результатов.
Срок Знания, умения, навыки Форма контроля
Первый год обучения Первое полугодие Правильная корпусная установка, пение только мягкой атакой, умение правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений, уметь точно повторить заданный звук, уметь петь на одном дыхании короткие фразы. Отчетный концерт класса преподавателя.
Второй год обучения Уметь правильно формировать гласные и согласные звуки в примарном диапазоне, уметь петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы, уметь выразительно и осмысленно спеть песни из своей программы, овладеть навыками работы с микрофонами. Контрольный урок, концертные выступления, отчетный концерт класса преподавателя.
Второй год обучения Первое полугодие Умение контролировать чистоту интонации своего исполнения, петь качественным звуком, петь только мягкой атакой, уметь владеть навыками правильного дыхания, иметь ощущение высокой певческой позиции. Контрольный урок, отчетный концерт класса преподавателя, конкурсные выступления.
Второе полугодие Добиться освобождения мышц лица и шеи, свободного положения гортани при пении, показать ровную тембровую окраску на данном диапазоне, применять навыки работы с микрофоном. Зачет, концертные и конкурсные выступления, отчетный концерт класса преподавателя.
Ожидаемые результаты и их проверка.
Основным образовательным результатом осуществления комплексной программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на школьных мероприятиях, концертах, конкурсах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой, индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых пафосом репертуара.
Используемая литература.
Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.
Вербов А. М. Техника постановки голоса. – М., 1961.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // С. Л. Рубинштейн – СПб.: издательство «Питер», 2002 г.
Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности – автореф. Дис… канд. Пед. Наук. // Семячкина Г. А. – Якутск., 2009.
Материалы семинара – практикума «Джазовый вокал как средство творческой самоактуализации личности ребенка». – Самара, 2001.
Материалы семинара «Элементарное музыкально-двигательное обучение». – М., 1992.
Морозов В. П. Вокальный слух и голос. – М., 2965.
Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: методическая разработка для преподавателей ДШИ и ДМШ. – М., 1986.