Урок по истории России в 8 классе Сословный быт.


Культура
в xvii веке. Сословный быт. Обычаи и нравы.
Цели урока:
- Образовательная цель – познакомить учащихся с развитием русской культуры сословный быт,обычаи и нравыв XVII в. Показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры. Показать сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVIIв.
- Воспитательная цель – способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной познавательной деятельности, в процессе игры развить нравственные оценки.
- Развивающая цель – организовать познавательную деятельность в процессе игры, ответ на подготовленные вопросы, которые будет способствовать развитию устной речи, исторического воображения и творческого мышления. Продолжить формировать умение работать с исторической картой. Игровая деятельность будет содействовать образно воссоздать историческую обстановку.
Оснащение урока:
1) презентация
2) карточки с заданием
Планурока:
I. Проверка усвоенных знаний по теме: «Образование и культура»
II. Новая тема:
1. Крестьянство: повседневный быт и обычаи
2. Жизнь посадского населения.
3. Боярский и дворянский быт.
4. Царский двор.
Заданиядлядомашнейработы:
Подготовить параграф 10 – 11.
Основные понятия темы:изразцы, парча, тафте.
Закрепление темы: игра: Что? Где? Когда? Репродуктивные и продуктивные вопросы, тестовые задания.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. – проверочная работа в виде теста.
Что значит «обмирщение» культуры?
Как вы понимаете, что такое жанр?
Какие виды жанра появляются в XVII веке?
Конспект
БАРОККО (итал .barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке.
Русское барокко проявилось в избыточности чисто русских архитектурных украшений: кокошников, колончатые украшения, например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение и др. украшение куполов. Затем возникла архитектура т.н. "нарышкинского барокко" - явно западной ориентации, с использованием кружевной лепнины, граненых куполов, колончатых барабанов. Исчезает былое разительное отличие церковной архитектуры от светской. Разумеется на этом этапе (к. 17 в.) прямых аналогов между элементами русского и западного барокко нет: если суть западного барокко в свободном перетекании объемов, плавности волютных обводов, то "нарышкинское барокко" - нагромождение многогранных клетей на квадрифолии (четырехлепестковом в плане здании).
В течение смутного времени Русь находилась в состоянии разорения. Монументальная архитектура и живопись не развивались, не строили новых палат, храмов, не писали фресок. Строители и живописцы покидали Москву и другие крупные города.
Архитектура 17 века - В 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения архитектуры классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей. Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций.
Крестьянство: повседневный быт и обычаи. Ст.88
Что входило в состав крестьянского двора?
Какая была остановка в крестьянской избе?
Чем питались и какая была посуда у крестьян?
Кто был глава семьи? Какая была семья?
5. Сделайте вывод, как жили крестьяне?
Русские деревни были застроены бревенчатыми избами, крытыми тесом и соломой, с очагами без труб. В 17в. происходит влияние каменной архитектуры на деревянную, а ранее было наоборот.
В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба, топившаяся «по-черному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота; сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-черному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печныерасщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.
Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое теплое место в доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.
Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками.
Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисе-ли, пиво и квас. Много употреблялось в пищу овощей — капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.
В XVII веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Церковные порядки запрещали вступать в брак девушкам моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.
Брак мог быть заключен не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание. С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ.
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
Театр в России – история возникновения
Театр - это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...
По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.
Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.
После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.
А как жило городское население? Ст. 91
Жизнь посадского населения. Ст. 88
Опишите двор посадского жителя?
Посмотрите на иллюстрацию и скажите какая была обстановка жилища?
Сделайте вывод как жило посадское население?
Быт этой категории населения был гораздо скромнее. Однако и здесь на дворе располагалось несколько различных строений — горницы, сени, клети и подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVIIвеке стали разделять в домах посадского, и в частности купеческого, населения «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб черных» дым из печи выводился через трубу, а не через сделанное в крыше отверстие.
Скромной (по сравнению с домами феодалов) была и домашняя обстановка, и утварь. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда еще не было: и одежду, и посуду хранили в сундуках, большинство которых были обиты железом (от возможных пожаров).
В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.Особенностью XVII века стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек.
Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от быта крестьян.
Боярский и дворянский быт.
1. Чем занимались бояре и дворяне в свободное время?
Немало нового появилось и в повседневном быте феодалов. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенностью домов феодалов XVIIвека стало раскрашивание их в разные цвета.
Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда находилась печь, богато украшенцая изразцами и росписями, а порой и узорами из камня. Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательным предметом быта стали многочисленные ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.
Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозимые из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей (Б. И. Морозова, В. В. Голицына) украшали также картины, географические карты. Появились и первые частные библиотеки.
Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII веке появилась мода на стеклянную посуду, привозимую из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов, и из-за своей хрупкости особо оберегалось.
Еще с конца XVI века наряду с лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, отделанные кожей или парчой кресла.
Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых она шилась. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и сукон- европейские ткани.
Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе феодалов стала колбаса, помнившаяся обычно с гречневой кашей. Новым для феодальной верхушки средством передвижения стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани).
Вслед за царем бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.
Задание: Кто какую одежду носил в XVII веке? Описать, используя текст учебника.
Скажите, чем отличалась одежда посадского населения и бояр? Ст. 91.
Царский двор.
Опишите царский двор? Чем занимались люди которые там жили?
Расскажите обстановку во дворце?
Что нового появилось?
Из каких трёх частей состояли царские дворцы?
Опишите досуг царя?ст.92
Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за исправность экипажей.
Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.
В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось еще большой редкостью.
Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.
Во время царских приемов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим обилием и разнообразием. На одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича было подано 500 различных блюд.
Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.
Новым для XVIIвека развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.
Используя документ на ст.90 ответьте на вопросы:
Как лечилось от болезный разные слои населения?
ИНОСТРАНЕЦА. ОЛЕАРИЙОРУССКИХЛЮДЯХ
Срединихмноголюдейпожилых, 80-, 100- либо 120-летних. Тольковэтомвозрастеониподверженыболезням. Онинезнают, чтотакоеврач, разветолькоимператоринекоторыеглавныевельможи. Онидажесчитают нечистыммногоеизтого, чтоиспользуетсявмедицине, средипрочегонеохотнопринимаютпилюли; чтокасаетсяпромывательныхсредств, тоониихненавидят. Ноеслипростолюдинызаболевают, ониберутобычно водкинахорошийглотокизасыпаюттудазарядарке-бузногопорохаилижеголовкутолченогочеснока, размешиваютэто, выпиваютитотчасидутвпарильню, столь жаркую, чтопочтиневозможновытерпеть, иостаются там, поканепопотеютчасилидва, итакпоступаютпри всякойболезни.
<...> [Умосквичей, какправило, имелось] малозапасов иутвари. Убольшинстванеболеетрехиличетырехглиняныхгоршковистолькожеглиняныхидеревянных блюд. Малоунихоловяннойиещеменьшесеребряной посуды—развечаркидляводкиимеду. Поэтому-тони водномдоме, ниубогатых, ниубедныхлюдей, не заметноукрашенияввидерасставленнойпосуды, но везделишьголыестены, которыеузнатныхзавешаны циновкамиизаставленыиконами. Уоченьнемногихиз нихимеютсяперины; лежатонипоэтомунамягкихподстилках, насоломе, нациновкахилинасобственной одежде. Спятониналавках, азимоюнапечи, которая сверхуплоска. Тутлежатрядоммужчины, женщины, дети, слугиислужанки. Подпечамиилавкамимыунекоторыхвстречаликурисвиней.
<...>Бояреипосадскиелюдиодевалисьнеодинаково. Иразницабыланестольковпокроеплатья, сколько вколичествеодеждыивтойматерии, изкоторойее шили.
Бояреносилиплатьеизроскошныхтканей—тонкихсукон, шелков, бархата, парчи. Тканиэтипроделывалидолгийпуть, поканепопадаливрусскиегородаиздалекихстранВостокаиЗапада—СреднейАзии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии—ибылиочень дороги.
Посадскиелюдимогликупитьсебетолькосравнительнодешевыепривозныеткани—кумач, бязь, миткаль, да итовнебольшомколичестве. Ониодевалисьвосновномвматерии, вытканныегородскимиремесленниками илиподмосковнымикрестьянами, атоиусебядома— льняноеполотно, холстигрубошерстныесукна—сермягу, армянину. Кромедомотканойодежды, носилии платьеизразличныхокрашенныхиузорчатыхтканей.
ДЕНЬВГОСУДАРЕВОМДВОРЦЕ.
ИЗКНИГИИСТОРИКАИ. Е. ЗАБЕЛИНА
«ДОМАШНИЙБЫТРУССКОГОНАРОДА»
ЦарьАлексейМихайловичдержалводворцестариков, имеющихпостолетотроду. Ониповествовалиособытиях, проходившихнаихпамяти. Вчислеихбылии юродивые. Богомольцыпевалигосударюдуховныестихи, сказкиибылины.
Вчислелюбимыхразвлеченийгосударябылаиграв шахматы.
Вдворовомштатесостоялидураки-шуты, карлыикарлицы. Онипелипесни, кувыркались. Зимоюцарилюбилисмотретьмедвежьеполе, бойохотникасдикиммедведем. Раннеювесною, летомивовсюосеньчасто выезжаливокрестностиМосквынасоколинуюохоту. Этапотехаизменялаобыкновенныйпорядокдня. Лето государьпроводилвзагородныхдворцах. Зимоюонхаживалиногдасамнамедведя, налося, охотилсязазайцами.