Глобальные проблемы интегрированный урок


Тема: Глобальные проблемы (интегрированный урок Ч.О.П. + русский язык)
Цель: дать представление о глобальных проблемах
Задачи:
дать понятия «глобальный», «глобальные проблемы», сформировать представление о проблемах человечества, научить разбираться в них, понять причины возникновения и возможные последствия.
Развивать интерес к предмету, умение излагать свою точку зрения, мнение.
Воспитание в духе бережного отношения к окружающим и природе, основанной на взаимной гармонии.
Форма: комбинированная
Методы: рассказ, беседа, вопрос – ответ, индивидуальная работа
Оборудование: презентация
I Орг. момент. Приветствие.
II Осн. часть.
Учитель обществознания: (слайд 1) На прошлом занятии мы с вами познакомились с цивилизациями. С точки зрения исторического развития их делят на три группы. Назовите их.
Какое общество называют традиционным?
Как характеризуется отношение человека к природе в традиционном обществе?
Какое общество называют индустриальным?
Когда состоялся переход к индустриальному обществу?
Как характеризуется отношение человека к природе в индустриальном обществе?
В чем разница между этими двумя цивилизациями?
Слайд 2. В 18 веке начался процесс формирования правового государства, т.е. постепенный переход к современной цивилизации (слайд 3)
Одной из особенностей современной цивилизации является высокий уровень научно – технического развития, производство новых материалов, поиск новых источников энергии, освоение космоса. Завоевательное отношение к природе, человеческому обществу приводит к глобальным проблемам.
Слайд 4. Итак, тема урока «Глобальные проблемы».
Учитель русского языка: Как вы понимаете слово «проблемы»? (ответы учащихся)
Тема урока связана с глобальными проблемами. Что означает слово «глобальный»? (2 учащихся работают со словарем)
Какие ассоциации возникают у вас при слове «глобальный»? (ответы учащихся)
Слайд 5.
Слайд 6. А теперь послушаем точное толкование из словаря.
Составление словосочетаний со словом глобальный.
Учитель обществознания: Что же относится к глобальным проблемам? (слайд 7)
Их можно разделить на 3 группы (слайд 8)
Одна из таких проблем – проблема экологии (слайд 9)
Человек обязан относиться к природе,
как часть ее, беречь и охранять. Неправильное отношение приводит к экологическим катастрофам. Например, высыхание рек и озер.
Приведите примеры таких в случаев в нашей республике? (проблема Арала) слайд 12 – 13
Неуважительное, потребительское отношение человека проявляется не только к воде, но и лесу. В частности, вырубка ленточного бора (слайд 14). К каким последствиям может привести вырубка леса? (ответы учащихся)

Физминутка.
На территории Казахстана есть еще одна болевая точка – Семипалатинский испытательный ядерный полигон (слайд 15).
Что повлияло на начало строительства полигона? В каком году начались ядерные испытания?
Полигон расположен на стыке 3- х областей (слайд 16).

Информация о полигоне (слайд 17). Испытания повлияли на здоровье людей, нанесли ущерб земле и загрязнили атмосферу (слайд 18).Указом Президента Республики Казахстан от 29 августа 1991 года полигон был закрыт(слайд 19).
Учитель русского языка: Среди нас есть учащиеся, которые написали стихи к 20-летию закрытия полигона на тему «Эхо далеких взрывов» (чтение стихов Фоменко Анастасией и Починчук Юлией).
Учитель обществознания: Еще одно испытание для человечества – терроризм (слайд 20).

Различные политические, националистические и религиозные группировки стремятся добиться своих притязаний не человеческим способом
(слайд 21-«Норд – Ост», 22-«США», видеоролик 23- «Беслан»).

III Закрепление. (слайд 24) Учитель русского языка: на уроке вы познакомились с глобальными проблемами человечества. Сейчас, я предлагаю вам написать эссе «Я люблю мир!». Чтение нескольких работ.
Учитель обществознания: Итак, какие проблемы относятся к глобальным? Какие последствия возможны? Какие пути решения возможны? Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?
IV. Учитель русского языка: На сегодняшнем уроке вы познакомились с глобальными проблемами, узнали о том, каким будет отношение человека к природе, созидательным или потребительским, зависит будущее человечества.
Учитель обществознания:
Наш урок мне хочется завершить словами Маленького Принца из произведения С. Экзюпери «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
(Слайд 25)
Итоги. Дом. задание. Оценки.