«День за днём говорим и растем»


Содержание
Актуальность проекта.4
Тип проекта..5
Цель и задачи проекта.............5
Основные направления проекта.....6
Новизна проекта..7
Реализация маршрутов....7
Практическая значимость ..7
Схема реализации проекта ... 8
Разработчики и партнеры проекта .......9
Целевая группа проекта..9
Механизм реализации проекта.....10
Ресурсное обеспечение проекта...11
Сроки реализации проекта14
Календарный план работы по направлениям.....15
Ожидаемые результаты ....15
Оценка результатов ......16
Дальнейшее развитие проекта......17
Список литературы....18
Приложение № 1. Мониторинг речевых нарушений детей дошкольного возраста в Преображенском сельском поселении......19
Приложение № 2.Календарный план работы по обозначенным
направлениям 20
Приложение № 3. Реализация маршрутов..23
Приложение № 4 Схема реализации маршрута......24
Приложение №5 Анкета для родителей......25
Приложение № 6. Логопедическая анкета для родителей....26
Приложение № 7. Речевая карта..28
Приложение № 8. Глоссарий....31
Актуальность проекта
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом [5]. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств, приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений [4].
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и не редко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека [2].
В последние годы наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями все чаще. В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения. По данным научного центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи в дошкольном возрасте, по данным разных авторов (В.И. Селивёрстовой, У.М. Ульяновой, С.Г. Шевченко и других) достигает от 25 % до 40%. Свыше 60% относятся к так называемой группе детей с выявленной децелирацией – это замедленный темп физического и интеллектуального развития, это нездоровая тенденция,

появившаяся на грани 20-21 веков [1]. Анализ по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей (имеющих нарушения речи) свидетельствует о том, что положение детей современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Этот факт на прямую говорит о том, что необходима доступная логопедическая помощь на селе – открытие передвижного логопедического пункта [6].
По статистическим данным здравоохранения Тяжинского района за последние 5 лет численность детей с тяжелыми нарушениями речи увеличилась на 30%. В МУЗ Тяжинской районной больнице нет специалиста логопеда, который мог бы оказывать коррекционную помощь детям, имеющим нарушения речи. В решении проблемы в районе мы видим привлечение специалиста. По исследованиям диагностики МБДОУ д/с №1 «Березка» п.г.т. Тяжинского (средняя наполняемость детского сада – 145 детей) за 2006-2007 учебный год выявлено 9 % детей, имеющих нарушение речи; 2007 – 2008 учебный год – 12% нуждались в квалифицированной помощи логопеда; 2008-2009гг. – 18% детей необходима коррекционная помощь. В сельской местности редко встречаются квалифицированные специалисты, которые могут вовремя оказать ребенку логопедическую помощь. Наблюдается рост так называемой «лестницы дефекта речи». В связи с этим возникла необходимость организовать консультативно-корректирующую работу с детьми дошкольного возраста, проживающими в сельских территориях.
Тип проекта
Практико-ориентированный, краткосрочный.
Цель и задачи проекта
Цель:
Организация мобильной доступной своевременной консультативной коррекционно-логопедической помощи для неорганизованных детей, проживающих в сельской местности.

Задачи:
1. Оказать консультативную логопедическую помощь детям с нарушением речи через организацию подвоза специалиста.
2. Осуществить посильную своевременную коррекцию речевых нарушений.
3. Информировать родителей о возможностях дальнейшей самостоятельной коррекции речи ребенка в домашних условиях.
4. Создать условия для стационарного приема детей.

Основные направления проекта
- Диагностика.
Диагностика представляет собой обследование речевого развития детей и предусматривает использование: методики логопедического обследования; наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования речи; речевой карты ребенка [7].
- Коррекция.
Коррекция речевых нарушений - это речевая деятельность как сложная функциональная многоуровневая система, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи) фонематические процессы зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Коррекционная логопедическая работа включает два этапа:
подготовительный – создание установки на коррекционную работу; повышение чувства уверенности, повышение учебной мотивации, развитие артикуляционной моторики речевого дыхания; формирование фонематических процессов; формирование самоконтроля;
собственно-коррекционно-развивающий этап – постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь; работа по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий [8].

- Консультирование.
Консультирование включает в себя работу с родителями, где логопед сообщает об успехах и проблемах детей; рассказывает о систематическом проведении коррекционно-развивающих упражнений, сопровождая практическим показом [3].

Новизна проекта
В нашем районе была организована коррекционная помощь учителя – логопеда, направленная на выезды в Преображенское сельское поселение. В ходе реализации данного проекта планируется создать коррекционно – логопедический пункт и организовать пилотные выезды для коррекционно – логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Реализация маршрутов
Для организации выезда специалиста разработан план реализации маршрутов (Приложение № 3, №4)

Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в том, что систематический выезд специалиста – логопеда осуществляется непосредственно в сельскую территорию, родителям и детям не нужно специально искать специалиста для оказания логопедической помощи. Для реализации проекта разработан маршрутный лист. (Приложение №3)
У детей, получивших помощь в логопедическом пункте, будет сформирована правильная грамотная речь. Это позволит впоследствии избежать трудностей в обучении, в общении со сверстниками.
Консультативная помощь способствует повышению педагогической грамотности родителей. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования детей. (Приложение №1).


Схема реализации проекта




«










Разработчики и партнеры проекта
Таблица 1
Разработчики и партнеры проекта
ФИО
Должность

Заказчик
Управление образования администрации Тяжинского муниципального района


Руководитель проекта
Татьяна Петровна Кузьменко
старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития «Тяжинский детский сад № 1 «Березка»

Рабочая группа проекта


Оксана Анатольевна Дашковская
учитель – логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития «Тяжинский детский сад № 1 «Березка»


Инна Васильевна Петрова
методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»

Партнеры проекта
МБУЗ «Тяжинская центральная районная больница», сельские фельдшерско-акушерские пункты (Приложение №3).
Главы сельских территорий Тяжинского муниципального района (Приложение №3).
Дошкольные учреждения сельских территорий Тяжинского муниципального района (Приложение №3).
Общеобразовательные учреждения сельских территорий Тяжинского муниципального района (Приложение №3).
МБОУ ДПО «Информационно-методический центр».





Целевая группа проекта
Проект предназначен для детей достигших 3 – 7 лет, проживающих в сельской местности и их родителей.

Механизм реализации проекта
Проект осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, основной, заключительный.
Подготовительный этап:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- выявление детей и семей, нуждающихся в профилактической помощи логопеда;
- составление перспективного плана работы и разработка индивидуальных маршрутов в сельские территории. (Приложение №3).
Организационный этап:
- создание условий для реализации проекта: изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, подготовка необходимого инструментария (шпатели, зеркала, бинт, соски, зонды).
- организация информационно – разъяснительной работы для родителей детей, имеющих нарушение речи;
- сбор и изучение информации о детях, не посещающих дошкольное учреждение и посещающих образовательное учреждение;
- анкетирование родителей (отзывы родителей) (Приложение № 4, №5);
- составление списков детей и информация о них (Приложение №6);
- распространение буклетов «Домашний логопед»;
- распространение информации на сайте дошкольного учреждения МБДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития «Тяжинский детского сада №1 «Березка», раздел «Консультирует логопед» и в районной газете «Призыв»;
- изготовление печатного варианта информации, на видео носителе, электронного пособия.

Основной этап:
- организация индивидуальной работы по обследованию и выявлению недостатков в развитии речи детей, оказание первой логопедической помощи, консультирование родителей с практическим показом приемов постановки звуков, советы и рекомендации по устранению дефектов речи;
- координация и осуществление профилактической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста;
- отслеживание динамики изменений по устранению дефектов речи и укладов речевого аппарата;
- заполнение индивидуальных речевых карт детей;
- проведение семинаров для родителей по темам: «Психологическое развитие детей имеющих нарушения речи», «Нормы развития речи», «Причины нарушений речи и их устранение», «Приемы постановки звуков», «Практические советы родителям по применению артикуляционной гимнастики в домашних условиях»;
- реализация разнообразных форм дифференцированной работы с детьми и семьями с целью оказания логопедической помощи.
Заключительный этап:
- проведение диагностических мероприятий с целью определения эффективности работы логопеда по оказанию помощи детям, имеющим нарушения звукопроизношения;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.

Ресурсное обеспечение проекта
Педагогический инструментарий
Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта:
Мониторинг;
анкетирование родителей;
родительские собрания;
диагностика и коррекция речи детей;
обследование и заключение по речевому нарушению;
рекомендации (уголок для родителей, буклет, брошюра, сайт, видеозапись);
наглядный показ логопедических упражнений, обучение родителей технологиям постановки звуков.



Методические ресурсы
Таблица 2
№ п/п
Методическая разработка
Автор

1
«Уроки логопеда»

Е.И. Косинова

2
«Логопедические уроки»
С. Васильева

3
«Логопедическая гимнастика»
Т.В. Буденная

4
«Упражнения для логопеда»
Т.А. Ткаченко

5
«Логопедические обследования»
О.Е. Громова

6
«Уроки логопедии»
З.А. Репина

7
«Справочник логопеда»
М.А. Поваляева

8
«Ребенок плохо говорит?»
Л.Т. Давидович

9
«Домашний логопед»
В.И. Руденко







Сформированность ресурсной базы
Таблица 3

№ п/п
Наименование пособия
Количество

1

Технические средства:
Магнитофон
CD диски на автоматизацию звуков
Аудио, видео записи


1
2


2

Наглядный материал:
Комплекс артикуляционной гимнастики;
Кубик с изображением эмоций;
Картинный материал
Вертушки для дыхательных упражнений
Фото, рисунки артикуляционного аппарата при данном звуке
Комплексы артикуляционной гимнастики


На все звуки
2
В достаточном количестве
5


3

Инструментарий для постановки звуков:
Дидактические пособия на автоматизацию, дифференциацию звуков;
Дидактические игры на развитие просодии, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, связной речи, общения, тонкой моторики, правильной постановки звуков;
Шпатели.


4

12




10

4

Массажные мячики.

5

5

Набор индивидуальных зеркал.

15







Необходимые дополнительные ресурсы
Таблица 4
№ п/п
Наименование ресурсов
Количество

1
Привлечение кадровых ресурсов:
Психолог;
Социальный педагог.

1
1

2
Создание мобильного логопедического пункта.
1

3
Организация выезда специалиста.
1 раз в две недели

4
Технические средства:
Ноутбук;
Набор CD дисков с дидактическим материалом для постановки звуков;
Диктофон.

1
5

1

5
Трейнеры для коррекции речевых нарушений:
Модель Т4I для детей 3-5 лет;
Модель Т4К для детей 6-10 лет.

2
2

6
Пластинки MUPPY от DR.HINZ для лечения речевых нарушений при дисфункции языка:
Пластинка MUPPYP с бусинкой для стимулирования языка;
Пластинка MUPPYG с проволочной заслонкой.


2

2

7
Логопедический зонд.
4 набора

8
Аппликатор Кузнецова.
1

9
Магнитно-логопедическое панно.
1

10
Витамины
10


Сроки реализации проекта
Краткосрочный апрель 2011 – май 2012 гг.
Этапы реализации проекта:
подготовительный: апрель – май 2011 г.
разработка проекта;
выявление объектов исследования.
организационный: июнь – август 2011г.
создание инициативной группы;
презентация проекта.
практический: сентябрь 2011г. – май 2012г.
заключительный: май 2012 г.
диагностирование.

Календарный план работы реализации проекта
Реализация плана осуществляется через выезды специалиста – логопеда и руководителя проекта в сельскую территорию. В течение практического этапа организовано 4 выезда. (Приложение №2).
Ожидаемые результаты
Если организовать мобильную доступную своевременную консультативную коррекционно-логопедическую помощь, то дошкольники, имеющие речевые нарушения и проживающие в отдаленной сельской местности будут иметь возможность для формирования правильной грамотной речи. Это позволит впоследствии избежать трудностей в обучении, в общении со сверстниками.
Создание условий для оказания консультативной коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся детям в сельской территории;
формирование системы доступной мобильной консультационной логопедической помощи;
оказание своевременной коррекционно-логопедической помощи;
снижение тяжести речевых нарушений у детей дошкольного возраста, есть шанс избавиться от различных дефектов речевого развития;
детям разных социальных слоев населения предоставлены равные возможности;
информирование родителей об основах формирования правильного звукопроизношения и элементарных правилах коррекции недоразвития речи;
семейная атмосфера взаимодействий, сотворчество в союзе родители – ребенок – логопед.


Оценка результатов
Проект реализовывался в течение 2011-2012 учебного года на территории Преображенского сельского поселения. В Преображенском сельском поселении 76 детей дошкольного возраста. На прием обратились 45 человек, причем не только дошкольники, но и ученики 1 – 3 классов, 2 человека - восьмиклассники.
На первичном приеме были обследованы 11 детей, причем на каждом приеме наблюдается увеличение обратившихся за помощью: 11, 19, 18, 31 человек соответственно.
Родители приходили с детьми. На втором и третьем занятии родители с радостью делились небольшими успехами своих детей.
Из 45 обратившихся за помощью, у 5 детей после первичного обследования дефектов не выявлено и в помощи логопеда они не нуждались.
К сожалению, вызывает тревогу тот факт, что результаты первичного обследования указывают на значительную степень тяжести и сложности дефекта речи у детей.
При вторичном диагностировании были сделаны следующие выводы: из 12 детей с общим недоразвитием речи первого, второго и третьего уровня после работы с логопедом, получив квалифицированную помощь, у троих детей значительно улучшилась речь. Из 7 детей с фонетико – фонематическим недоразвитием слуха, у двоих детей наблюдается исправление данного дефекта. Достижению результата способствовала работа родителей с детьми в домашних условиях через использование практических упражнений и рекомендаций логопеда.
У 16 детей обратившихся в логопедический пункт логопедом было сделано заключение – НПОЗ (нарушение произношения звуков разной этиологии): свистящие, шипящие, сонорные, ротацизмы, требуемые постановки звуков. Для оказания помощи этим детям были разработаны специализированные комплексы упражнений по постановке каждой группы звуков, родителям был продемонстрирован практический показ необходимых упражнений. В результате проведенной работы двое детей, имеющих тяжелые нарушения речи нуждаются в дополнительных и систематических занятиях с логопедом. У 14 детей после вторичного обследования наблюдается положительная динамика по устранению дефекта речи, но для полной постановки звуков необходимо продолжать работу по автоматизации звуков и введению их в самостоятельную речь.
Тяжелое нарушение речи, такое как заикание, было выявлено у троих детей. Для преодоления заикания логопед научила детей регулировать свое дыхание во время чтения текста и в разговорной речи.
Для двух не говорящих детей, с заключением - алалия, логопедом предложены комплексы упражнений для развития артикуляционного аппарата, а также родителям было рекомендовано обследовать детей у дефектолога.
В результате проделанной работы логопеда в Преображенском сельском поселении наблюдается увеличение числа детей, у которых снизился уровень нарушений речи. (Приложение №1).
Дальнейшее развитие проекта
Выпуск информационных буклетов «Мы за грамотную речь»;
Создание на сайте странички логопеда «Консультирует логопед»;
Изготовление электронных, информационных носителей;
Передвижной информационный стенд ФАПах;
Информирование населения через объявления;
Индивидуальное консультирование по телефону;
Организация выездов учителя – логопеда 1 раз в две недели;
Сбор информации у глав сельских поселений и на ФАП;
Изготовление рекламной продукции;
Видео – презентация;
Выступление из опыта работы на опорно – методической площадке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Л.Т. Развитие речи ребенка [Текст] / Л.Т. Антонова - М.: Просвещение, 1993. – 215с.
Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименко – М.: Просвещение, 1985. – 123с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург, 1988. – 320с.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей [Текст] / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева – С-П.; М., 1998. – 215с.
Лопухина И.Н. Логопедия. Речь. Ритм. Движение [Текст] / И.Н. Лопухина.- С-П., Дельта, 1999. – 288с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – С-П., 2001. – 176с.
Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка [Текст] / А.А. Майер // Управление ДОУ. – 2004. - №2.- С. 87 – 97.
Филичева Т.Б. Решение проблем логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева. – С-П., 2005. – 160с.








Приложение № 1
Мониторинг речевых нарушений детей дошкольного возраста в Преображенском сельском поселении
Всего детей в Преображенском сельском поселении 76 человек.
Обратились за помощью к логопеду 45 человек.
Первичное диагностирование
№ п/п
Речевые нарушения
Количество детей
%


ОНР
12
27


ФФН
7
16


НПОЗ
16
36


заикание
3
7


алалия
2
4


другие
5
10


После оказания консультативной помощи
№ п/п
Речевые нарушения
Количество детей
%


ОНР
9
20


ФФН
5
11


НПОЗ
2
4


заикание
3
7


алалия
2
4


другие
24
54


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Результаты первичного диагностирования
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Результаты вторичного обследования
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение №2
Календарный план работы по обозначенным направлениям

Этап
Наименование мероприятия
Сроки
Направление
Участники

Подготовительный
Разработка проекта
апрель
2011г.

Руководитель проекта
исполнитель


Изучение научно методической литературы
апрель
2011г.

Руководитель проекта
исполнитель


Разработка индивидуальных маршрутов в сельских территориях
май
2011г.

Руководитель проекта
исполнитель


Взаимодействие с главами сельских поселений
май
2011г.

Методист по дошкольному образованию


Сбор информации о детях в Преображенском сельском поселении (количество, возраст, охват ОУ)
май
2011г.

Фельдшера ФАП
Руководитель проекта
исполнитель


Посещение ФАП, создание условий для приема детей
июнь
2011г.

Фельдшера ФАП
Руководитель проекта
исполнитель

Организационный
Согласование графиков выездов с главами сельских поселений
июнь
2011г.

Фельдшера ФАП
Руководитель проекта
исполнитель


Составление перспективного плана работы
июль
2011г.

Руководитель проекта
исполнитель


Решение вопроса по доставке специалиста
август
2011г.

Руководитель проекта
исполнитель

Практический
Организация информационно – разъяснительной работы для родителей
сентябрь
2011г.

Руководитель проекта
Исполнитель родители


Анкетирование родителей
Постоянно

Руководитель проекта
Исполнитель родители


Первичная диагностика речевого развития детей, консультирование родителей
15 ноября
2011г.;
19 декабря 2011г.
Диагностика, коррекция, консультирование
Дети, родители, учитель – логопед


Коррекция нарушения речи детей, консультирование родителей с практическим показом
29 февраля 2012г.;
12 марта 2012г.
Диагностика, коррекция, консультирование
Дети, родители, учитель – логопед


Дифференциация звуков, артикуляционная гимнастика
29 февраля 2012г.;
12 марта 2012г.
Диагностика, коррекция, консультирование
Дети, родители, учитель –логопед

Заключительный
Диагностика количества обратившихся, диагностика результатов работы
апрель
2012г.

Дети, родители, учитель –логопед, руководитель проекта


Подведение итогов реализации проекта
апрель
2012г.

Учитель –логопед, руководитель проекта


Презентация проекта
апрель
2012г.

Руководитель проекта





















Приложение №3
Реализация маршрутов

Выезды логопеда в сельские поселения
Маршрут
Дополнительный приток детей (из сопутствующих пунктов сельского поселения)
Количество детей в возрасте от 3-х до 7 лет, проживающих в сельском поселении
Глава
сельской территории


Тяжин –
Преображенка-
Тяжиновершинка-
Тяжин

Камышловка


76
Божко Виктор Николаевич


Тяжин –
Листвянка-
Валерьяновка-
Тяжин

Путятино
Заря



58

Следевский Анатолий Николаевич


Тяжин-
Октябрьский-
Борисоглебка-
Тяжин

Нововосточный
Почаевка
Ключевая


96
Акимов Юрий Алексеевич


Тяжин-
Ступишино-
Даниловка-
Тяжин

Георгиевка
Сандайка


96
Сиников Дмитрий Васильевич













































Приложение № 5

Анкета для родителей

1. ФИО_________________________________________________________

2. По вашему мнению, нужны ли логопедические занятия
__________________________________________________________________

3. Что дали эти занятия конкретно вашему ребенку?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие проблемы, если они есть, у вашего ребенка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что хотели бы получить в дальнейшем от логопедических
занятий?_____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши пожелания учителю-логопеду Дашковской Оксане
Анатольевне._________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение № 6
Логопедическая анкета для родителей
ФИО родителей_______________________________________________
ФИО ребенка_________________________________________________
Состав семьи__________________________________________________
Дата рождения ребенка_________________________________________
Домашний адрес______________________________________________
Возраст матери на момент беременности__________________________
Возраст отца на момент рождения ребенка_________________________
Хронические заболевания, наследственность в семье________________
Речевые изменения в семье______________________________________
Беременность:
Какая по счету________________________________________________
Инфекционные заболевания_____________________________________
Токсикоз_____________________________________________________
Кровь матери и ребенка (совместимость)__________________________
Угроза выкидыша (находились ли на сохранении)__________________
Количество детей в семье_______________________________________
Шкала Ангар (сколько баллов)__________________________________
асфиксия_____________________________________________________
когда взял грудь_______________________________________________
когда закричал________________________________________________
когда выписан_________________________________________________
масса тела____________________________________________________
рост_________________________________________________________
ПЭП присутствовал ли_________________________________________
Какие препараты рекомендованы ________________________________
Продолжительность родов______________________________________
Родной язык__________________________________________________
Раннее развитие. Вскармливание грудью до сколько ________________
Наблюдение у невропатолога____________________________________
когда начал держать голову_____________________________________
когда начал сидеть_____________________________________________
когда начал стоять_____________________________________________
когда начал ходить_____________________________________________
было ли ползание______________________________________________
перенесенные заболевания до 1 года______________________________
Речевое развитие:
во сколько начал «гулить»______________________________________
во сколько лепет_______________________________________________
первые слова__________________________________________________
первые фразы_________________________________________________
сколько слов в год_____________________________________________
сколько слов в 2 года__________________________________________
прерывалась ли речевая активность (причина)_____________________
Особенности адаптации в детском саду по мнению родителей _____________________________________________________________
особенности адаптации в детском саду по мнению воспитателей
как тебя зовут? (ответ ребенка)___________________________________
сколько лет? (ответ ребенка)_____________________________________
как зовут маму? (ответ ребенка?)____________________________
покажи нос, глазки, рот (действие ребенка)___________________
навыки самообслуживания_________________________________
Контактность (со сверстниками, со взрослыми)_____________________
Эмоционально-волевая сфера (страхи, тревожность,_________________ агрессия)_____________________________________________________
какой сон у ребенка___________________________________________

Приложение № 7
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя_____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
Дата поступления__________________________________________________
Дата выпуска_____________________________________________________
Домашний адрес___________________________________________________
Сведения о родителях______________________________________________


КРАТКИЕ АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
А) окулист_________________________________________________________
Б) лор_____________________________________________________________
В) невропатолог____________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы______________________________________________________________
Зубы______________________________________________________________
Челюсти___________________________________________________________
Нёбо______________________________________________________________
Язык______________________________________________________________
Подъязычная связка_________________________________________________
Переключаемость___________________________________________________

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Контакт___________________________________________________________
Особенности поведения_____________________________________________

Зрительный гнозис: цвет_____________________________________________
форма_____________________контур__________________________________
восприятие_________________________________________________________
оптико-пространственный праксис____________________________________

Память____________________________________________________________
Внимание__________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________
Счет______________________________________________________________
Состояние моторики: мелкая__________________________________________
Ведущая рука______________________общая___________________________

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Степень разборчивости______________________________________________
Динамическая сторона речи__________________________________________
Голос_____________________________________________________________
Дыхание___________________________________________________________
Произношение слов слоговой структуры_______________________________
Состояние фонематических функций___________________________________

Понимание речи____________________________________________________
Фонематическое восприятие: различия неречевых звуков_________________

Выделение звука____________________________________________________
Отбор картинок с заданным звуком___________________________________
Подбор слов с заданным звуком ______________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
Звук
с
с
з
з
ц
ш
ж
ч
щ
р
р
л
л
к
г
х
б
п
в
ф
й

Изолированно






















Отражено






















Замена






















В слогах






















В словах






















ЛЕКСИЧЕСКИЙ ЗАПАС
Название реальных предметов по картинкам:
сущ.______________________________________________________________
глаг.______________________________________________________________
прил.______________________________________________________________
Понимание смыслового значения слов, действий, сюжета_________________

Состояние словоизменения: мн.ч., предлог______________________________
__________________________________________________________________

Название предметов по картинкам_____________________________________
Название группы предметов одним словом______________________________
Подбор определения к предмету_______________________________________
Подбор антонимов, синонимов________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________
Результаты коррекционной работы____________________________________
Планы работы с ребенком___________________________________________




















Приложение № 8
Глоссарий
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)- это расстройство процессов, связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями, которые были вызваны дефектами восприятия и произношения фонем.
Нарушение произношения звуков разной этиологии НПОЗ – искаженное произношение звуков, свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, звонкие, мягкие.
Заикание это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов, или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Алалия отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815







Управление образования
ИМЦ

Общеобразовательное учреждение

Детский сад

Логопед

ФАП

Главы сельских
территорий



Объект 1Root Entry