Презентация мир без сквернословия


Внеклассное мероприятие по русскому языку в 11 классев рамках Дней русского языка «Мир без сквернословия» Цель мероприятия - показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Задачи мероприятия:развивать речевую культуру обучающихся,способствовать воспитанию негативного отношения обучающихся к порокам человечества, побуждать обучающихся к нравственному самосовер-шенствованию. . Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает. Пословица Наш язык богат. Нет таких звуков, мыслей, образов, для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения. Язык народа и богат, и точен,Но есть, увы, и бранные слова,Они растут, как сорная трава,У плохо перепаханных обочин. Н. Рыленков Определение понятия Работа со словарем Проблема времени Сквернословие охватило все возрасты, все ипостаси речи: его можно услышать в трамвае, магазине, задушевной беседе, на стадионе…С какой целью используют люди такие слова?Откуда пришла бранная речь? Индивидуальные сообщения обучающихся История возникновения сквернословия По старинным восточнославянским поверь- ям, бранью отгоняли лешего, русалку или медведя. Брань применялась в народной медицине. Например, лечение лихорадки сопровождалось ругательством.Для защиты от тифа исполнялся обряд с «грязным» словом. Сквернословили и при выращивании урожая, например, пшеницы. Но при посеве редиса не выражались, чтобы тот не вырос горьким. История возникновения сквернословия Мат являлся языком общения с темными силами. Колдуны произносили эти слова, призывая себе на помощь зло. Такая речь была запретной. Древние славяне не бранились в Сочельник, чтобы не ссориться весь год,в Ильин день, во время грозы, при иконах, у печи. Мат – славянская традиция? Заблуждением является данное мнение, так как сквернословие на Руси до середины 19 в. не только не было распространено, но и преследовалось по закону. По Соборному уложению за употреб-ление матерных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Церковь о сквернословии Из Евангелия от Матфея: «А исходящее из уст – из сердца исходит, сие оскверняет человека» Возврат в настоящее Чем оборачивается вседозволенность речи?Влияет ли бранное слово на того, кто слышит, но не использует его?Задание. Сформулируйте главную мысль данного стихотворения. Слова – дрова. Нас греет речь. Нас мыслей обжигает пламя. Душа пытливая, как печь, Всё время топится словами. И сырость слов, И сырость дров Один и тот же грех имеют: Трещат, дымят, но мало греют И душу в непогодь, и кров. Слова бывают и скверны, И дым от них такого рода, Как будто у живой души. Забиты сажей дымоходы. В.Федоров Браниться – бранись, а на мир слово …Не ножа бойся, а …Слово не стрела, а хуже стрелы ...На языке – мед, а на серд-це – ...Слово не воробей: выле-тит – ...Коня на вожжах удер-жишь, а слова с языка ...Иное слово пропускай мимо ...Красна речь ... Продолжите русские пословицы и поговорки о слове Проблемный вопрос «Как избавиться от сквернословия?» Наш рецепт Не говори плохих слов сам.Выбирай себе воспитан-ных друзей.Помни: сквернословие не есть способ расслабления.Пресекай сквернословие внутри семьи, класса, группы.Научись просить проще-ние, если нарушил указан-ные правила. Вывод Домашнее задание Изготовить листовки «Я против сквернословия!»