Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
Имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского района Белгородской области»













Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)















Подготовила
Педагог-психолог
Балабанюк В.А.

Томаровка
2015 г.
Психолого-педагогическое сопровождение является одним из приоритетных направлений в сфере образования, по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями, и направленно на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение как процесс, динамически целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса.
В соответствии с этим определяются и конкретные формы, и содержание деятельности специалистов в рамках сопровождения. Все они традиционны комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута.
Разработку маршрута сопровождения детей с особенностями в развитии осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум. В состав нашего школьного консилиума входит:
- председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) - отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, состав учащихся, приглашаемых на заседание, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
- учитель с большим опытом работы (руководитель РМО начальных классов) -помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, дает характеристику учащегося, активно участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
- учитель-логопед представляет речевое развитие ребенка, - звукопроизношение учащихся; лексико-грамматическую сторону речи; фонематическую сторону; отмечает интеллектуальные особенности учащегося.
- педагог-психолог, который представляет учащегося на консилиум с результатами диагностической деятельности наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования детей,
- социальный педагог - предоставляет социально-психологическое обследование проблемного ребенка и его семьи, обеспечивает защиту прав семьи и ребенка,
- медсестра - информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалисту (психоневрологу. детскому психиатру, окулисту, отоларингологу и т. д.), в ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
- классный руководитель – дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его обучении и воспитании, активно участвует в собеседовании с родителями и детьми, получает и выполняет рекомендации консилиума.



Документация консилиума
Положение о ПМПк образовательного учреждения (на основе районного положения о ПМПк)
Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения
График плановых заседаний ПМПк (коллегиальное заседание не позднее 10 дней от даты заявки на рассмотрение проблем ребенка)
Журнал протоколов коллегиальных заседаний ПМПк
Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Для этого ведутся журналы предварительной записи учащихся ПМПк и журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистами ПМПк.

В работе консилиума выделяют следующие этапы

Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей, для этого в образовательном учреждении имеется договор между ОУ и родителями, который подписывается в двустороннем порядке.
I На предварительном этапе собираются анамнестические сведения о ребенке и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.

II Коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПк
Медицинское обследование - школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовят выписки для обсуждения на консилиуме.
Психологическое обследование основано на диагностическом альбоме Семаго и психологическое обследование детей с отклонениями в развитии Шипициной.
Для диагностики используются следующий пакет диагностик:
Для исследования мышления:
1. Таблица с изображением 3 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным Признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории). Дидактическая игра «Четвертый лишний».
2. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
3. Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.
4. Бланки с заданием на выделение существенных признаков.
5. Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения, таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия изображением последовательности событий).

Для исследования восприятия и внимания:
1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера),
2. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).
3. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (больших и маленьких): круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака.
4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).
5. Разрезные предметные картинки (из 2, 3, 4 частей).
6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».
7. методика «Корректурные пробы» (методики Бурдона)
Для исследования памяти:
2. Бланки для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Пиктограммы (методика А. Р. Лурии).
5. Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:
1. Серия картин для исследования интересов личности, внутренних переживаний и т. д.
2. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
3. Бланки с методикой незаконченных предложений.

Логопедическое обследование
Проходит на основе методики Фотековой. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
Педагогическое обследование. Педагог дает качественную характеристику учебной деятельности, количественные показатели учебной деятельности (успеваемость по основным предметам, показатели поведения и общения в учебных ситуациях), показатели эмоционального состояния учебных ситуациях.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Так, каждый специалист предоставляет свое представление: психолог, логопед, социальный педагог, медсестра, педагог.
На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Информирование родителей (законных представителей ребенка), педагогов о содержании коллегиального заключения и рекомендациях ПМПк.
Итогом данного этапа является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка, помощи его семье.
Далее составляется индивидуальная программа сопровождения учащегося.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.
На этом этапе работа с учащимися проводится групповых и индивидуальных занятиях. Модель работы с учащимися с ОВЗ массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, логопеды, психологическую педагог-психолог.
Программы, по которым мы работаем можно разделить на 4 группы:
Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, с использованием методического пособия Дмитрия Александровича Глазунова для 1-3классов, занятия включают в себя упражнения на фиксацию внимания на ощущениях (расслабление и напряжение), мозговая гимнастика, психогимнастика. На занятия включаются различные настольные игры направленные на развитие когнитивных процессов и подвижные.
Групповые коррекционно-развивающих занятий в начальных классах непосредственная работа школьного психолога с учащимися осуществляется в форме организации малой группы и это подтверждается нашим собственным опытом работы, что коррекционные группы лучше формировать по 4-7 человек в каждой.
Групповые занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю с каждой группой, индивидуальные - 1 раз в неделю. Продолжительность одного группового занятия 40-45 минут.
Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей, степени выраженности нарушения,
Занятия строятся на основе принципов интегрирования, системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

Коррекция эмоционального развития ребенка в целом, с использованием арттерапии, упражнений рисование под музыку, музыко-терапия, сказкотерапия, методы направленного воображения, групповая дискуссия.
Психологическая коррекция поведения детей и подростков (тренинговые занятия). В своей работе используем программы: повышения социальной компетенции подростка, программа профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. Автор Прикуль Л.В., А.А. Хребто.
Коррекция личностного развития (отдельных ее аспектов). Программа тренинга общения для подростков – автор Андрей Геннадьевич Грецов. Модульный курс : учебной и коммуникативной мотивацииучащихся или Учимся жить в современном мире. – Н.Н. Дереклеева.

Логопедическая коррекция
В логопедической группе в школе оказывается помощь ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, а также помощь в усвоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
Основными задачами работы логопедической группы являются:
· Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учеников;
· Предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
· Разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей обучающихся.
Занятие детей в логопедической группе школы проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группы формируются с учётом возраста и речевого нарушения.
Направления коррекционной работы:
- развитие фонематических процессов (умение слышать и различать звуки речи);
- нормализация звукопроизношения;       
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
-предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
- развитие неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, мышления);
- развитие моторики, пространственно-временных представлений;

Социально-педагогическое сопровождение
Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы. Можно выделить следующие основные методы и направления работы:
- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- выявление детей группы риска;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечно-сосудистой дыхательной системы. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет от всех осмотренных детей.             Учитывая потребности детей и  их родителей  в  школе проводятся уроки лечебной физической  культуры.  
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности. 

В нашем образовательном учреждении нет бассейна, поэтому мы заключили договор о посещении нашими детьми бассейна в близлижайшей к нам школе. Дети с радостью посещают бассейн. Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на основные показатели физического развития: рост, вес,; является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани. Тренер школы подбирает специальные упражнения для работы с нашими детьми с учетом их нарушения.

В течение учебного года планируется обязательно 4 заседания ПМПк. На первом заседании рассматриваются вопросы адаптации учащихся 1,5,10 классов, рассматриваются списки учащихся, которые зачислены на занятия к логопеду, учащиеся посещающие занятия у педагога-психолога (дети с низким уровнем адаптации и сниженным уровнем готовности к школе). На втором заседании ПМПк зачитываются специалистами промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы педагогом-психологам и учителем-логопедом, социальным педагогом - на основе динамического обследования. На заключительном 4 заседании подведение итогов работы с данными учащимися, на основе итогового обследования и выстраивание дальнейших путей сопровождения учащихся.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в командной работе специалистами на первый план выдвигаются не только задачи образования (хотя последние и воплощаются в конкретных рекомендациях по изменению образовательного маршрута или особенностях индивидуального сопровождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи.














15