Рабочая программа 6 класс Средние Века

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу "история Средних веков" для 6 класса составлена на основании: базовой программы по истории России, рекомендованной Министерством образования РФ;
Рабочая программа разработана на основе:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения).
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3226-1 с изменениями и дополнениями.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 107 – 124.
Примерная (типовая) образовательная программа по истории, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ. // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Цели курса:
сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
сформировать умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и раз

Задачи курса – создать учащимся возможности для
· воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);
· овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая INTERNET);
· формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
· применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Рабочая программа рассчитана на 28 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 6 класса.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 
способность сознательно организовывать свою деятельность учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ





Тема урока
Колич.
часов
Дом. задание
Дата проведения





план.
факт.

1
Введение
1
Введение




Раздел I. Раннее средневековье
11





Тема 1. Становление средневековой Евровы(VI-XI века)
6




2
Образование варварских королевств. Государства франков в VII-VIII веках
1
§1



3
Христианская церковь в раннее Средневековье
1
§ 2



4
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западная Европы в IX-XI веках
1
§ 3-4



5
Англия в раннее Средневековье
1
§ 5



6
Образование славянских государств
1
§ 8



7
Повторительно-обобщающий урок
1
Повт п 1-5, 8




Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.
2




8
Византия при Юстиниане .Борьба империи с внешними врагами
1
§ 6



9
Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат и его распад
1
§ 9




Тема 3. Культура Раннего Средневековья
3




10-11
Культура Раннего Средневековья. Культура Византии. Культура стран халифата
2
§ 5, 7, 10



12
Обобщающий урок по разделу I
«Раннее средневековье»
1
Повт 5,7,10




Раздел II. Расцвет Средневековья
15





Тема 4. Феодалы и крестьяне
3




13
Средневековая деревня и ее обитатели .В рыцарском замке.
1
§ 11-12



14-15
Формирование средневековых городов .Городское ремесло. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.
2
 п 13, 14,15




Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.
Крестовые походы.
9
 



16
Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.
1
§ 16-17



17
Объединение Франции и Англии
1
§ 18-19



18
Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания
1
§ 19-20



19
Усиление королевской власти во Франции и Англии.
1
§ 21



20-21
Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии
2
§ 22-25



22-23
Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия.
2
§ 26-30



24
Повторительно-обобщающий урок
1
Повт п 26-30




Тема 6. Восток, Африка и Америка в Средние века
4




25
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1
§ 31, 32



26
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1
§ 33-34



27
Обобщающий урок по разделу II «Расцвет Средневековья»
1




28
Итоговый урок .» Наследие Средних веков в истории человечества»
1
Заключение  




15