Урок развития речи в 5-ом классе. Подготовка к сочинению — этюду «Здравствуй, зимушка — зима»


Краснодарский край, Новокубанский район,с. Новосельское,МОУСОШ№12 Урок развития речи в 5-ом классе.Подготовка к сочинению - этюду «Здравствуй, зимушка - зима». Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУСОШ№12 Цель урока:1.Сформировать и закрепить понятия о художественном стиле речи и основных изобразительно-выразительных средствах2.Развивать наблюдательность и воображение, навыки написания сочинения – этюда.3. Пробудить желание к творчеству, к созданию собственного текста художественного стиля речи. Содержание :1. Вдохновенное слово о зиме (поэтическая презентация)2. Наши впечатления.3. Наш словарь.4. Лексическая разминка.5. План сочинения.6. Создание сочинения-этюда. Здравствуй, русская молодка!Раскрасавица – душа!Белоснежная лебёдка,Здравствуй , матушка – зима! П. Вяземский Вдохновенное слово о зиме(поэтическая презентация) Пришла зима-красавица. Нарядная, как девица. Серёжки – льдинки светятся, Метель фатою стелется. Зима красою славится: Она щедра, И празднично богата: Дала озябшим деревцамПо шапочке из ваты. И нас, И нас, детишек маленьких, зима не позабыла: Надеть велела варежки,На санки посадила. Наши впечатления… 1.Что вы увидели? 4. Что скажите об авторе этих стихов? 3. Что за вид текста сопровождал презентацию? 2. Вам эти картины понравились? Чем? 5. Какие образные слова и выражения вам запомнились? Словарь изобразительно-выразительных средств. Эпитет(от греч. «эпитетон» – приложение) – красочное образное определение, помогающее автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Пример: «кружевные снега», «зима-красавица» К тропам относятся: Тропы(от греч. «тропос», что значит образное выражение, оборот)- слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образ предмета или явления. Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Пример: «Нарядная, как девица…», «Метель фатою стелется…» Метафора(от греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства по форме, цвету или характеру действия. Пример: «Серёжки-льдинки», «озябшим деревцам» Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Пример: «Зима дала.., не позабыла.., надеть велела.., на санки посадила.» К изобразительно-выразительным средствам относится оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, выражающие чувства, дающие оценку изображаемому.К оценочной лексике относятся:1). Слова, определяющие предмет с положительной или отрицательной стороны (грубый, ласковый, чудесный).2). Слова с «говорящими суффиксами»,делающими слова добрыми или злыми, милыми или страшными (чудище, детишки маленькие, тихонько, заинька). Чтобы ваше сочинение о зиме получилось красивым и ярким, используйте данные изобразительно-выразительные средства:1Эпитеты.2. Сравнения.3. Олицетворения.4. Оценочная лексика. Лексическая разминка. От данных слов образуйте прилагательные:Алмаз – Жемчуг – Серебро – Кристалл – Кружево –Шёлк – Парча – Бархат – Величие – Торжество - АлмазныйЖемчужныйСеребряныйКристальныйКружевнойШёлковыйПарчовыйБархатныйВеличественныйТоржественный Составьте с данными словами словосочетания по теме: зима. Алмазные бусинкиЖемчужные ожерельяПосыпать серебромКристально чистыйРазвесить кружеваПраздничным шёлкомПарчовые платьяСтелить бархатомВеличественная картинаТоржественная тишина Используйте эти слова и словосочетания в сочинении- для создания образа Зимы. Сочинение – этюд.Здравствуй, зимушка – зима. Этюд – жанр небольшого по объёму сочинения, словесная образная зарисовка какого-нибудь предмета или явления. План сочинения – этюда.Вдохновенное слово о зиме (яркое вступление – восхищение).Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа.3. Зимние радости и забавы. 4. Зима – замечательное время года (вывод). Пишите сочинение, следуя плану! 1.Вдохновенное слово о зиме . (яркое вступление – восхищение). Лексические средства: волшебница, красавица, хозяюшка, лебёдушка, матушка). 2.Образное описание отдельных деталей зимнего пейзажа. Создайте тропы, используя данные словосочетания: Жемчужные ожерельяПосыпать серебромКристально чистыйРазвесить кружеваПраздничным шёлкомПарчовые платьяСтелить бархатомВеличественная картинаТоржественная тишина 3. Зимние радости и забавы. Лексические средства: Яркий румянец, звонкий смех, весёлые игры, снежная крепость, крепкие снежки, быстрые санки… 4. Зима – замечательное время года (вывод). Используйте слова: бодрость, здоровье, веселье, задор, свежесть, удовольствие, счастье. Желаем успеха! Молодцы! У вас всё получится!