Презентация по географии на тему Технология развития критического мышления как средство формирования компетентностного подхода в обучении школьников на уроках географии.


«Никто никогда не встречал в СМИ математических формул, физической илихимической терминологии , а с языком географии все мы встречаемся ежедневно.Язык географии – язык цивилизации.» А.П. Горкин «Самый дорогостоящий товар в мире- это мыслящие и образованные люди.Цель системы образования должна состоять в том , чтобы их было как можно больше.» Д.Халпер Технология развития критического мышления как средство формированиякомпетентностного подхода в обучении школьников на уроках географии. Подготовила: учитель географии МОУ «СШ№1» г. Джанкоя Ковалёва Е.А. Цели:сформировать новый стиль мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначимости позиций и точек зрения , альтернативности принимаемых решений;развивать базовые качества личности , как критическое мышление , коммуникативность , креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Задачи:Совершенствовать умения обучающихся самостоятельно приобретать знания;Применять их на практике для решения разнообразных проблем;Работать с различной информацией , анализировать, обобщать, аргументировать;Самостоятельно критически мыслить ,искать рациональные пути в решении проблем;Быть коммуникабельным , контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Актуальность и практическое значение технологии.Развитие общества нашей цивилизации очень динамичны . Знания быстро стареют . Это обобщает принципиально новые требования к деятельности учителя и обучающегося. Новая образовательная философия определила главную стратегию педагогической деятельности:направлять учебно- воспитательный процесс на формирование духовного мира личности ;утверждение общечеловеческих ценностей;раскрыть потенциальные возможности обучающихся. Идея и значимость технологии. Педагог, который работает творчески, который понимает проблемы своих учеников, особенности определённого ученического коллектива ,должен уметь сориентировать их на критическое осмысление какой- либо проблемы , своей роли в её решении, в способности к индивидуальной или групповой работе. При этом необходимо помнить , что критически мыслить обучающийся может в любом возрасте , но научить мыслить критически нельзя за один урок. Для этого необходимо систематически применять приёмы и методы , которые бы научили учеников мыслить критически и развивать эти умения и навыки , а так же создавать благоприятный психологический климат на уроках. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. ТРКМ появилась в 80-е гг.xx в. Её разработали американские учёные Дж.Стил, Ч.Темпл, К.Мередит, С.Уолтер, являющиеся членами консорциума « За демократическое образование».Технология прошла апробацию в школах многих стран. Эти авторы предложили называть критическим мышлением «проявление детской любознательности , выработку собственной точки зрения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов». Критическое мышление имеет такие характеристики1. Самостоятельность. Никто не может мыслить за человека, выражать ее мысли, убеждения. Мышление становится критическим, только если носит индивидуальный характер.2. Постановка проблемы. Критическое мышление довольно часть начинается с постановки проблемы, так как ее решение стимулирует человека мыслить критически.3. Принятие решения. Окончание процесса критического мышления- это принятие решения, которое позволит оптимально решить поставленную проблему.4. Четкая аргументированность. Человек, который мыслит критически, должен понимать, что одна и та проблема может иметь несколько решений, поэтому он должен подкрепить принятое им решение весомыми собственными аргументами, которые бы доказывали, что его решение является оптимальным.5. Социальность. Человек живет в социуме. Поэтому доказывать свою позицию человек должен в общении. В результате общения, диспута, дискуссии человек подтверждает свою позицию или может что-то в ней изменить. Условия, стимулирующие обучающихся к критическому мышлению. Время. Обучающиеся должны иметь достаточно времени для сбора информации по данной проблеме, ее обработки, выбора оптимального способа презентации своего решения.Ожидание идей. Обучающиеся должны понимать, что от них ожидается выражение своих мыслей и идей в любой форме, их диапазон может быть неограниченным.Общение. Обучающиеся должны иметь возможность обмена мыслями. Вследствие этого они могут видеть свою значимость и свой вклад в решение проблемы.Уважение к мыслям других. Обучающиеся должны уметь слушать и ценить мысли других . При этом они должны понимать, что для  поиска оптимального решения проблемы очень важно выслушать мысли всех заинтересованных людей, чтобы иметь возможность окончательно сформировать собственное решение проблемы.Вера в силы учеников. Обучающиеся должны знать, что им можно выражать любые мнения, мыслить вне шаблона. Они должны быть уверенны, что могут внести свой «кирпичик» в строительство «дома», которым является решение проблемы.Активная позиция. Обучающиеся должны занимать активную позицию в обучении, получать удовольствие от получения знаний. Это стимулирует их к работе на более сложном уровне, к желанию мыслить нестандартно, критически. Структура урока :1.Разминка2. Обоснование обучения3 Актуализация4.Осмысление содержания5.Рефлексия 1.Разминка(заменяет организационные моменты классического урока).Главная функция- создание благоприятного психологического климата на уроке.Актуальность этапа.Благодаря теплому психологическому климату:-лучше усваивается учебный материал;-повышается авторитет учителя;-психологическая разгрузка учащихся.Приёмы :«Закончи предложение одним словом»,«Чёрный ящик», «Сначала было слово», «Ситуация успеха». 2.Обоснование обучения.Этап предусматривает: - постановку цели урока; - развитие внутренней мотивации для изучения конкретной темы.Актуальность этапа.Учебный материал усваивается лучше, если:ученики понимают его конкретную практическую значимость для каждого из них;- четко знают, что требуется от них на уроке. Метод « Пресс».Выражаем свою мысль : «Я думаю…»Объясняем точку зрения: «Потому что…»Приводи примеры дополнительных аргументов для поддержки своей позиции: «Например…»Обобщаем, формулируем выводы: «Таким образом…» 3.АктуализацияДевиз этапа: «пробудите, вызовите заинтересованность, взволнуйте, спровоцируйте обучающихся вспомнить то, что они знают».На этом этапе воссоздаются знания, умения устанавливается уровень достижений по теме.Актуальность этапа:- то, что человек знает, определяет то, что он может узнать;- знания, связанные с опытом обучающегося , лучше и быстрее запоминаются;- создаются условия для «открытия» самостоятельного добывания знаний;- повышается роль обучающегося на уроке. Методы и приёмы : «Выбери свою позицию», «Сюрприз», « Умный куб», «Аукцион».Приём « Интеллектуальная разминка».7 класс. Африка.Понятия:- материк – это; географический пояс - это- часть света –это; природная зона – это …8 класс . Трудовые ресурсы и занятость населения России.(Обсуждение вопросов по кругу).Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и « экономически активное население»? Почему в мировой практике чаще используется термин «экономически активное население» , а не «трудовые ресурсы» ? 4. Понимание смысла:обучающийся знакомится с новой информацией;на этом этапе учитель имеет самое маленькое влияние на обучающегося;обучающийся анализирует информацию, определяет личное её понимание.Актуальность этапа.Развитие умения:- работать с информацией;-работать самостоятельно;-выделять главное, существенное;-формирование компетентности обучающихся по предмету.Методы и приёмы : «Дискуссия», «Моя презентация» , «Географическая лаборатория» , «Домашняя заготовка». 5.РефлексияОбучающийся становится собственником идеи, информации, знаний;обмен знаниями с другими учениками;оценка и самооценка деятельности.Актуальность этапа:- осознание того, что было сделано на уроке;- демонстрация знаний и их возможного применения;- возможность задуматься над повышением качества работы;- определение необходимости коррекции;- возможность дифференциации домашнего задания. Стадии рефлексии1.Установление фактов. На этой стадии целесообразно поставить вопрос: что и зачем изучали? Какие ошибки допустили?2.Анализ причин. На этой стадии целесообразно поставить вопрос: какие способы деятельности мы использовали?3. Планирование наших действий. Важным фактором, который влияет на эффективность рефлексии в обучении, является разнообразие ее форм и приемов: тестирование, анкетирование, творческие задания, составление таблиц и т.д. Метод « Самооценка»{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ПоказателиВсегдаИногдаНикогда1.Мы проверили , все ли участники группы понимают , что надо делать2.Мы отвечали на вопросы с объяснением , когда это было необходимо3.Мы уяснили то, что нам было непонятно4.Мы помогали один одному , чтобы все могли понять и применить на практике информацию , которую получили5.Мы давали возможность всем взять участие в обсуждении , принятии решений и представляли результаты работы группы Приём « Мишень». Приёмы и методы развития критического мышления{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}Этапы урокаРазминкаОбоснование обученияАктуализацияПонимание смыслаРефлексияМетоды и приёмы« Пресс»« Пресс»«Выбери позицию»«Шесть шляп мышления»СИНКВЕЙН« Рюкзак»«Эссе»« Сюрприз»« Дискуссия»« Самооценка»«Эссе»"Таблица-знаю – хочу узнать - узнал"« Умный куб»« Моя презентация»« Мишень»«Ключевые слова»«Поиск аналогов»«Эссе»«Географический конструктор»« Сюрприз» Вывод. Опыт собственной работы показывает, что критическое мышление формируется и развивается во время обработки информации, решения задач, проблем, оценки ситуации, выбора рациональных способов деятельности. Поэтому такие уроки, где это постоянно происходит, создают плодотворные условия для формирования и развития критического мышления. Если же планировать этапы урока с использованием на них соответственных специфических форм и методов технологии формирования критического мышления, то результат будет еще более высоким. Использование элементов этой технологии дает возможность сделать уроки более интересными, современными, активизировать познавательные способности учащихся, развивать их творческие способности Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума. Мудрость гласит , что народ , который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на десять лет вперёд – выращивает сад. Народ , который думает на сто лет вперёд – выращивает молодое поколение. Литература:Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред.А.Г.Асмолова - М. - 2008.Горбатова О.Н. География. 6 – 11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград: Учитель, 2010. – 165 с.Дмитриева Л.В. Теория и практика управления качеством образования. Выпуск 2: Образовательная программа педагога: структура, содержание, технология разработки: Методическое пособие / Под. ред. В.А. Сарапулова. – Чита: ООО “Экспресс-издательство”, 2007. – 200 с.Дронов В.П. Размышления о стратегических задачах школьной географии // География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 6. – С.31 – 34.Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа в образовании - М., 2007.Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М: Центр “Образование и экология”, 2010. – 140 с. (Стандарты общего образования второго поколения).Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. От изучения экологии к решению экологических проблем: Монография. – Новомосковск: УРАО, 2005. – 132 с.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.: ил.Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // ЗАВУЧ. Управление современной школой. – 2008.- № 1. – С. 4 - 24.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 35 с. — (Стандарты второго поколения).Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005. – С. 5- 13.Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 65 – 72.