Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Носов На горке


Первичное знакомство с произведением с использованием ИКТ
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (программа «Гармония»)
Тема: Н.Носов «На горке»
Цели:
Познакомить с произведением Носова «На горке».
Совершенствовать навыки самостоятельного, выразительного чтения; приёмы понимания текста; обогащать активный словарный запас.
Развивать культуру речи, мыслительные операции, познавательную активность.
Воспитывать взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, толерантность.
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасовой «Мои любимые странички», 2 класс;
Презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент
Звонок позвал нас на урок литературного чтения. Сегодня мы должны выяснить, может ли компьютер помочь нам понять текст, и если может – то как?
Молодцы! Компьютер помогает собирать, обрабатывать и применять информацию в разных ситуациях. Вот сегодня мы и покажем, как умный компьютер помогает понять текст. А что значит понимать текст? Быть внимательными к слову, вести диалог, включать воображение, находить скрытый смысл.
Проверка домашнего задания.
Над каким произведением работали дома? (Сухомлинский «Вьюга»)
Как определили жанр? Докажите.
Тест-опрос
Прочитайте текст. Какие мысли возникли?
Расположите предложения в логической последовательности.
(Это деформированный текст. Краткое содержание домашнего текста.) Испугался Толя.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
На дворе была вьюга.
Саша тоже собрался в школу и тоже испугался.
Не пойду в школу.
Проверка (запись на экране)
Работа над концептом.
Пропущен важный факт. Почему вьюга была уже не страшна?
Ваши предложения!
Добавить предложение: «Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу».
Проверка (запись на экране)
Проверим ваши прогнозы
1. На дворе была вьюга.
2. Испугался Толя.
3. Не пойду в школу.
4. Саша тоже собрался в школу и тоже испугался.
5. Они побежали вместе, взявшись за руки.
6. Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Это краткое содержание. Сжатое изложение текста.
Вычитывание подтекстовой информации.
Какое название вы бы дали нашему тексту?
Почему Василий Александрович Сухомлинский назвал текст «Вьюга»?
Главная мысль автора: «Друзья познаются в беде».
Знакомство с новым произведением.
Словарная работа.
Читаем по бегущим строчкам вполголоса.
Назовите слова-незнакомцы. Что заметили?
Слова брать и взобраться (словарь Ожегова)
Прогноз по словам.
Прогнозируйте: о чем будет произведение по этим словам?
Актуализация знаний о Носове.
Кто автор произведения? Ваши прогнозы о главных героях, о жанре и характере.
(юмористический рассказ, герои – дети)
Какие произведения Носова вы читали? (на экране – титульные листы произведений)
Сегодня познакомимся ещё с одним произведением Николая Носова «На горке».
Прогноз по заголовку.
Диалог с текстом. (По ходу чтения на экране появляются вопросы.)
а) Почему Котька хитрый?
б) Что придумал Котька?
в) Сможет ли скатиться?
г) Признается ли Котька?
д) Как же теперь кататься?
е) Зачем ступеньки сделал?
Беседа по первичному восприятию произведения.
Какие чувства испытали? Какие мысли возникли?
Каков жанр произведения? (Рассказ, т.к. описано одно событие из жизни одного героя.)
Работа над образом главного героя.
Кто главный герой? Какие чувства он вызывает вначале произведения?
Выборочное чтение.
Чего не понимал Котька? (Вместе трудиться интересней.)
Проверка на экране.
Почему Котька хитрый?
Сидит да смотрит
Не трудится
Руками разводит
Головой мотает
Быстро оделся
Нацепил
Выскочил
О чём говорят слова нацепил, выскочил?
Работа с текстом.
Как характеризует Котьку первый поступок?
Ленивый
Хитрый
Эгоистичный
Эгоист – человек, отличающийся себялюбием, предпочитающий свои интересы интересам других.
Какие качества проявились у Котьки, когда он пришёл на горку?
Целеустремленный
Терпеливый
Настойчивый
Находчивый
Прозорливый
Прозорливый – проницательный, умеющий предугадать, предвидеть.
Коллизия.
Каким вы увидели Котьку, когда пришли ребята?
(честный, растерянный, умный, обиженный)
Умным его называют в переносном значении.
Физминутка
Какие качества проявили ребята, когда увидели песок?
(справедливые, терпеливые, требовательные, дружные, сообразительные)
Какие вы увидели качества у Котьки после разговора с ребятами?
(трудолюбивый, заботливый, прозорливый)
Итог.
Сделаем вывод. Что происходит с главным героем по ходу сюжета?
(меняются поступки, качества, черты характера)
Что он понял? (трудиться вместе интересно и весело)
В чем юмор? Определите характер произведения. (сам себе навредил)
Закрепление изученного.
Самостоятельная работа с картинным планом произведения.
Проверка на экране.
Работа над планом, подготовка к пересказу.
Распутай пословицы:
Умел ошибиться рот не разевай.
На чужой каравай умей исправиться.
Без труда работа.
Не выловишь рыбку из пруда великая радость.
Любишь кататься люби и саночки возить.
Пословицы связаны с рассказом.
Расположите их в соответствии с событиями в рассказе.
Проверка плана.
Что общего между рассказами «Вьюга» и «На горке»?
(Друзья познаются в беде . Вместе и с работой, и с бедой справиться легче.)
Домашнее задание.
Составить устный рассказ о своих зимних забавах.
Итог урока.
Может ли компьютер заменить книгу?
«Все бледнеет перед книгами»
А.П.Чехов.
«Книгу ничем не заменить. Книга открывает фантазию.
Ребенок наедине с книгой, где-то в святая святых своей души,
Творит собственные образы, яркие, неизгладимые.
Детская фантазия неисчерпаема, без нее человечество обеднело бы»
А.Линдгрен
Сегодня ваша фантазия и знания подтвердили это!