конспект урока по литературному чтению Н. Носов На горке






Конспект урока литературного чтения






Выполнила:
Булавкина Любовь Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты










Ф.И.О.: Булавкина Любовь Александровна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс


Технологическая карта урока

Тема
Н.Носов «На горке».

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н. Носова «На горке»; развивать умение бегло читать, делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное; формировать умения работать с текстом: отвечать на вопросы по содержанию, раскрытие содержания иллюстраций к произведению выборочным чтением; учить осмысливать поступки героев, оценивать их поступки (с помощью учителя);
способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитывать: умение быть внимательным слушателем; уважение к чужому труду; самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей; культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятель-ности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Плани-руемый результат
Предметные:
Знать автора произведения; название произведения; знать основные понятия: автор, рассказ, план.
Уметь прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; характеризовать героя; соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения; пересказывать текст на основе плана.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия
Цитата, рассказ, автор, план

Межпред-метные связи
Математика, окружающий мир

Ресурсы:
- основные
- допол-нительные
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- М.: Просвещение, 2011.
- презентация «На горке» Н. Носов;
- карточки с дополнительным заданием

Организа-ция про-странства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.



Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты






Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- развивать навык беглого и правильного чтения;
- развивать логику, память и внимание;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Читают слова хором.
Ответы детей:
-Под а) – ответ – плавать.
- Под б) ответ – лодка
- Под в) ответ -яма.
- Под г) ответ – кожа.

Ответы детей:
- Санки - лишнее слово, т.к. нет единственного числа.
- Лыжи, т.к. все согласные твердые.
- Санки, т.к. пишется так, как слышится, не нужно знать правил.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.


- Прочитайте слова. Нужно найти пару к слову во второй строке. Между словами впервой паре есть какая-то взаимосвязь. Надо понять, какая, и по такому же принципу построить вторую пару.

- В следующем задании вам надо найти лишнее слово в каждой строчке и объяснить, почему именно лишнее.


Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.
СЛАЙД 2
1.
а) горка – кататься
речка - (плавать)
б) горка – санки
речка - (лодка)
в) насыпать – горка
копать - (яма)
г) горка – кора
ножка - (кожа – 4, 2, 3, 5 буквы)
СЛАЙД 3
2.
вьюга, метель, гроза;
январь, февраль, март;
коньки, лыжи, санки.


















Уметь бегло читать.
Коммуникативные УУД: уметь совместно дого-вариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
Цели:
- организовать по-становку цели уро-ка;
- сформулировать тему урока.

- Чаще всего встречалось слово «горка».

- Я думаю, название рассказа «Горка».
- На прошлом уроке мы читали рассказ Н. Носова.
- Мы познако-мимся с рас-сказом «Горка» Н. Носова.
- Прочитать рассказ.
- Узнать главных героев рассказа.
- Оценить поступки героев.
– Этот рассказ о детях, играющих на горке.

- Какое слово чаще всего встречалось?

- Как вы думаете, с каким названием рассказ мы будем сегодня читать?
- Произведения какого писателя мы с вами читаем?
- Назовите тему нашего урока.
- Ребята, какие цели поставили перед собой?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «На горке». Как вы думаете, о чём этот рассказ? (предположения детей.)
- Проверим, под-твердятся ли ваши предположения.














СЛАЙД 4


СЛАЙД 5

Предпола-гать по за-главию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
Отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту поле его чтения.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и по-нимать речь дру-гих; пользоваться приемами слуша-ния: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно чи-тать текст;

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться выска-зывать свое пред-положение на основе работы с материалом учебника.

III. Изучение нового. Первичное восприятие произведения
(10 мин).
Цели:
- ознакомить уча-щихся с рассказом «На горке»;
- развивать навык беглого и пра-вильного чтения;
- учить осознанно воспринимать содержание текста;
- проверить пер-вичное восприятие произведения.


Чтение рассказа детьми:
а) самостоятельно «про себя»;
б) вслух по цепочке.

- Мне рассказ понравился.
- А мне рассказ сначала не понравился, потому что Котька испортил горку, а потом молодец исправил ее.
- Откройте, пожалуйста, учебник и прочитайте рассказ «На горке» на с. 60-63.
- Понравился ли вам рассказ?







- Прочитаем рас-сказ вслух.
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- Как вы себя вели? Что вы делали?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя тогда повели?
СЛАЙД 6
Памятка:
Учись читать правильно
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
Старайся по-нять о чём читаешь.
Читай ежедневно вслух и «про себя».

Восприни-мать на слух тексты в исполнении учащихся.
Осознанно, правильно, выра-зительно читать целыми словами.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- выразительно читать;



IV. Закрепление нового. Анализ содержания произ-ведения (15 мин).
Цель:
- учить отвечать на вопросы по со-держанию про-изведения;
- учить ориен-тироваться в нравственном со-держании прочи-танного, осознавать сущность поведения героев, само-стоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- учить определять последовательность событий;
- организовать работу в паре.

Чтение текста учащимися, отвечают на вопросы.

Под руководством учителя ученики составляют цитатный план, затем читают каждую часть и выделяют главное предложение в ней.





















- Не хватает рисунков: как Котька сидел дома и не помогал ребятам, смотрел из окна;
как Котька посыпал горку песком.










- Можем по-смотреть в тол-ковом словаре?






























Пересказывают текст в паре.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как ребята строили горку.
- Прочитайте, что делал Котька Чижов, когда ребята трудились?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагиро-вали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите
Физминутка.
- На с.65 дан план из рисунков (рисуночный план). Проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.
- Каких рисунков не хватает? СЛАЙД 8



Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.
- Кто сможет сказать значение слова цитата?
- Где можем узнать значение этого слова?
Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.



























Попробуйте пересказать текст в паре, используя картинный план.
СЛАЙД 7
Физкультминутка
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!











































СЛАЙД 9



СЛАЙД 10
Примерный план:
Целый день ребята трудились – строили горку во дворе.
А Котька Чижов из 6 квартиры – хит-рый какой!
Только по-лез на горку – бух носом!
Он стал из ящика песок на горку таскать.
Коньки-то по песку не едут!
Тут прибе-жали ребята.
Бери сейчас же лопату!


Ориентироваться в учебном тексте и использовать полученную информацию в практической деятельности.
Использовать простейшие приемы анализа текста: устанавли-вать причин-носледственные связи; делить текст на части; озаглавли-вать их; со-ставлять план.
Познавательные УУД:
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

V. Контролиру-ющее задание (12 мин)
Цель:
- проверить умение воспринимать художественный текст;
- организовать вы-полнение учащи-мися самостоя-тельной работы на новое знание;
- организовать само-проверку по этало-ну, самооценку;
- организовать вы-явление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.

Ответы на вопросы.
- Мы сегодня на уроке читали рассказ Н. Носова «На горке».
-Котька сначала был ленивым, а потом ему понравилось трудиться.
- Да, понравился рассказ.
Чтение пословиц хором, объяс-нение их смысла, соотнесение к рассказу.
- Я думаю, что вторую пословицу можно соотнести с рассказом «На горке», потому что Котька не подумал и посыпал горку песком, и сам не смог прокатиться, потом пришлось исправлять, хорошо что мож-но было починить горку.

Выполняют самопроверку по эталону.



























- Какой рассказ мы читали на уроке?


- Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.

- Понравился ли вам Котька? Почему?
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- Можно ли какую-то из них отнести к рассказу Н. Носова «На горке»?

- Проверим, как вы работали на уроке. Перед вами тест.
Тест:
Кто автор рассказа «На горке»?
Что строили ребята?
Кто был хитрый?
Почему нельзя было скатиться с горки?
Починил ли Котька горку?
Учитель дает карточку детям, которые быстро выполнили тест и выполнили самопроверку по эталону.
Дополнительное задание: составь рассказ о Котьке, используя план.









Организует само-проверку по эта-лону.
Организует выяв-ление места и причины затруд-нений, работу над ошибками.
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
В каком во-просе ошибки?
В чём при-чина?
Домашнее задание по вы-бору:
а) подготовиться к выразитель-ному чтению;
б) подготовить пересказ текста, используя кар-тинный план;
в) подготовить рассказ от лица Котьки (это в учебнике с. 64 вопрос 5).
СЛАЙД 11
Котька: умный
веселый
глупый
маленький
честный
злой
терпеливый трудолюбивый
ленивый
вредный
добрый
СЛАЙД 12
Пословицы:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Делаешь наспех – делаешь на смех.
СЛАЙД 13
Тест:
1.а) Н.Носов;
б) К.И. Чуков-ский;
в) А.Л. Барто.
2.а) крепость;
б) горку;
в) качели.
3.а) Котька;
б) Вадик;
в) Володя.
4.а) Котька посы-пал песком;
б) пошел дождь.
5.а) да;
б) нет.
План рассказа о герое:
1. Назови героя: кто он?
2. Портретная характеристика.
3. Индивидуальные черты характера.
4. Характер героя в сравнении с другими героями произведения.
5. Отношение героя к людям и окружающим.
6. Авторское отношение к герою.
7.Моё отношение к герою.
Эталон для самопроверки на доске.






СЛАЙД 14
Осмысливать нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.





























Регулятивные УУД:
- учиться выска-зывать свою версию на основе работы с мате-риалом учебника.

Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД:
- понимать эмоции других людей, со-переживать;
- обращать вни-мание на особен-ности устных вы-сказываний других людей.

Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме; слушать и пони-мать речь других.
Регулятивные УУД:
- уметь вносить необходимые кор-рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Личностные УУД:
- способность к самоооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.



VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать но-вое содержание урока;
- организовать реф-лексию и само-оценку учениками собственной учеб-ной деятельности.
- На уроке я узнал, что Н. Носов написал рассказ «На горке».
- На этом уроке я похвалила бы себя за прекрас-ную работу с текстом.
- После урока мне захотелось пере-сказать маме текст, используя картинный план.
- Сегодня я сумел внимательно слушать чтение рассказа.
- Мы переходим к последнему эта-пу. Подводим итог работы на уроке.
- Выберите и продолжите любое предложение.
СЛАЙД 15
На уроке я узнал
На этом уроке я похвалил бы себя за
После урока мне захотелось
Сегодня я сумел


Регулятивные УУД:
- уметь оценивать правильность выполнения дей-ствия на уровне адекватной ретро-спективной оцен-ки.
Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учеб-ной деятельности.



Литрература:
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.- 384 с. – (В помощь школьному учителю).
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – 3-е изд., перераб и доп. - М.: ВАКО, 2007.- 288 с. – (В помощь школьному учителю).


15