Конспект по литературному чтению на тему Н. Н. Носов «Живая шляпа», «На горке» Обобщение по разделу «Писатели детям» (2 класс)

Литературное чтение 2б класс
Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа», «На горке»
Обобщение по разделу «Писатели детям»

Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». «На горке»;обобщить знания по разделу «Писатели детям»

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.
Планируемые результаты:
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; «На горке» осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе
Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!
2.
 Дыхательная гимнастика
- Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:
* вдох носом, выдох через рот;
* нюхаем цветок;
* тушим свечу.
Ок- ок –ок –падает снежок Слайд2
Ип- ип- ип – слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

3. Определение темы и задач урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»
Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Барто «Веревочка»
Самуил Маршак «Кот и лодыри»
Николай Носов «Живая шляпа»
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
Учитель: значит какая тема нашего урока?
Дети: тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Учитель: Поставьте задачи к уроку.
4. Подготовка к первичному восприятию.
Учитель:
Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.
5. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, уточним их значение.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
8. Проверка первичного восприятия.
– Понравился рассказа?
- Что особенно понравилось?
9. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.
Анализ содержания.
10. Анализ содержания.
- Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что Васька делал в начале рассказа?
- Как звали мальчиков, героев рассказа?
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Что происходило со шляпой?
- Что предложил сделать Вадик?
- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)
- Кого увидели  мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
11. Физминутка. 
Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки,  Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
12.Первичное восприятие текста «На горке»
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Снег, лопата, вода, терпение, умение)
- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы , терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.
-Ребята, а вы любите бывать на горке?
- Почему?
- Предположите, о чем будет этот рассказ?
-А сейчас мы послушаем это произведение
Проверка первичного восприятия текста
– Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
-Ваше предположение верно?
- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
Словарная работа
Прежде чем мы начнём читать рассказ, давайте разберём не понятные для нас слова:
Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.
На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги 
Напортил - подберите к нему слово близкое по значению - сломал
13. Работа в парах.
- Проверим ваши внимание и память и обобщим знания по разделу»Писатели-детям»
Игра «Угадай-ка, откуда я?».
Учитель показывает предметы или картинки, дети угадывают произведения.
Любая посуда - «Федорино горе».
Картошка, корзина, шляпа - «Живая шляпа».
Совок, лопата, ведро, песок - «На горке»
Апельсин – «Радость»
Заяц – «Путаница»
Пенал «В школу»
 Вспомните  героев произведений. Для этого разгадайте анаграммы.
Федора – дфеаро
Лодыри – дыроли
Заинька – казаинь
Пожарные – жарпоные
Самовар – моварса
Посуда – судапо
Темнота – нотемта
Щенок – кощне
Верёвочка – вочвекарё
Шляпа – ляшап
 Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА - ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз!
Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович)
Тараканише, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка Н. Носова.)
В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька.
В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы)
Блюдца, ножи, самовар, стол - это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол - мебель)
Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее коты. (Тараканы)
Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто)
Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы)
Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя.
10. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька)


16. Рефлексия.
Оцените свою работу. Если у вас все получилось, вы выбираете котенка с короной. Если вам нужно быть более внимательным, то вы выбираете котенка с книгой.

Домашнее задание
С.54-64 читать,пересказывать.