Урок по литературному чтению О.Дриз Очень высокий челлвек


Предмет
Литературное чтение
Автор, УМК
Э.Э. Кац, «Планета знаний»
Тема
О. О. Дриз «Очень Высокий Человек»
Цель
Способствовать формированию умений объяснить поступки героя, его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.
Задачи
Образовательные:
-осмысление многозначности слова в контексте,
-совершенствование техники чтения,
-совершенствование работаты с планом, сочинять сказки, работать в паре
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем
и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,
- расширение кругозора обучающихся,
-развитие творческих способностей, исследовательских умений.
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формируемые УУД
Личностные:  регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
I
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и новой интересной сказкой, но сначала вспомним ту ,что прочли на прошлом уроке.
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(Два медведя)
-Кто автор этой сказки?(Сергей Анатольевич Седов ,современный писатель) с.56-58
Чем занимались игрушки по ночам в «Детском мире?» прочитай
Как получилось что у медведей отвалились лапы? Чего они испугались? прочитай
Кто пришёл мишкам на помощь? (кукла Марина)
Почему медведи перестали сердиться друг на друга? Прочитай (дружить лучше,чем ссориться)
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Сегодня мы начинаем знакомится с новой сказкой……..
-Посмотрите на экран. (слайд №1. Название произведения)Как вы думаете,о чём будет произведение?
Это сказка, которую написал замечательный советский еврейский поэт Овсей Овсеевич Дриз ,который родился 16 марта 1908 ( в некоторых источниках указан май), местечко Красное, ныне Винницкой области, Украина (слайд 2, писавший на языке идиш. . Рос сиротой. Его отец ,почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Овсея- прошло в доме деда — простого рабочего. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили шутки, веселую песню. Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. В 1930 году вышел первый сборник стихов Овсея Дриза . А в 1934 году — следующий сборник “Стальная мощь”. В том же году начинается его служба в пограничных войсках. Затем — война, которую он прошел “от начала до конца”. .Признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. С начала 60-х годов его книги на идише и в переводе на русский выходят миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало. Его произведения написаны много лет назад поэтому там встречаются слова ,нам не знакомые ,несвойственные нашему времени.
А зачем в книгах бывают иллюстрации? (слайд 3 )III. «Открытие» обучающимися новых знаний.
- В этой сказке нам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем объяснить их значение. (в толковом словаре на с. 169-171 )
Замарашка (слайд 4)
Калач,бублик,сайка (слайд 5 )
Козлы (слайд 7)
Каланча (слайд 8)
Неоперившиеся (слайд 9)
(Предположения учащихся)
-Посмотрите пожалуйста значение этих слов в толковом словаре на стр. 169-172.
(учащиеся сравнивают свои ответы)
- Верны ли были наши предположения?
ФИЗМИНУТКА
IV. Первичное ознакомление с текстом( с.59 )
Читают сказку по абзацам, находят неизвестные слова. работают с текстом, со словарем.( учитель и ученики) можно отметить непонятные слова
- Какие ещё слова вам не понятны? (……)- А как вы сами думаете, что это такое? (….)V.Закрепление полученных знаний.
- Как жилось высокому человеку? (Плохо, т. к. он не мог найти себя)
- Почему он не смог стать пекарем, извозчиком? (Из-за роста)
Почему никто не покупал бублики и сайки?
- О чем Очень Высокий Человек просил булки? (с.59) прочитай
- О чем Очень Высокий Человек просил сердитые облака? (с. 60)
Когда в голову лезут глупые мысли?(с.60)
Почему его называли каланча? Хорошо ли дразнить человека? А вы так не делаете?
- Почему Очень Высокий Человек долго считал себя несчастным? (с.61……)
Жалко вам Высокого человека? Хотели б ему помочь?
- Найдите строчки, в которых говорится о том, как он стал счастливым (стр. 62)
- Какова главная причина переживаний героя? ( не мог найти дело )
-Какие чувства вы испытываете к Очень Высокому Человеку? ( )(слайд 10 ) дома можно будет нарисовать иллюстрацию к сказке
А какие ещё произведения о высоких людях вы знаете? (слайд 11)
Дядя Стёпа (С.В.Михалков) –замечательное произведение, Гилливер (Джонотан Свифт, англо ирландский писатель который писал о приключениях Гулливера) ( о маленьких- Дюймовочка)
VI. Домашнее задание.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились со сказкой. А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
А еще? (народные и авторские)
- Вашим домашним заданием будет сочинить авторскую сказку, на любую тему. ( с. 17 в рабочей тетради) иллюстрацию к своей сказке,прочитать сказку дома и ответить на вопросы.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы сегодня нового узнали на уроке? Завтра мы продолжим работу над этой сказкой (можете найти и посмотреть мультфильм об Очень высоком человеке)
- Выскажите ваше мнение начиная предложение с этих фраз:
- Сегодня на уроке я узнал……
- Было трудно….