Конспект урока по литературному чтению по программе ХХI век 4 класс А.А. Блок Россия


Конспект урока
по литературному чтению
по программе ХХI век 4 класс А.А. Блок стихотворение «Россия »

Учитель: Страмнова Елена Анатольевна
ГБОУ школа № 763
Москва, 2017
Тема урока: Александр Александрович Блок стихотворение «Россия».
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством А. А. Блока, со стихотворением «Россия».
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать тему стихотворения «Россия».
Знать главную мысль стихотворения «Россия».
Уметь комментировать заглавие, анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.
Уметь определять количество строф в стихотворении, их вид, тон, темп и ритм чтения. объяснять смысл художественного произведения.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: контроль готовности к уроку, целеполагание, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планирование своей деятельности.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, самостоятельная работа, выделение существенной информации из текста, проверка по эталону, рефлексия.
Логические: анализ текста произведения, построение рассуждений, обобщение.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
Для учителя
Презентация, компьютер, проектор, учебник литературное чтение 4 кл. 2 часть УМК школа 21 века.
Для ученика
Учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Этап урока, время Методы, приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД по каждому заданию Оборудование
Организационный момент
Повторение изученного
  
Изучение нового материала, формирование умений
Подготовка к первичному восприятию
Чтение текста детьми и анализ произведения.
Определение идейной направленности произведения.
Закрепление, систематизация, применение З и У.
Обучение выразительному чтению.
Выразительное чтение.
Творческая работа.
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов урока.
М-беседа
М-работа под руководством учителя
П-логические анализ, синтез
П-логические анализ, обобщение
М- Беседа
П-организационный инструктаж
П-логические анализ, обобщение
М-беседа
П-логические анализ, обобщение
Самостоятельная работа-М
- Проверьте, готовность к уроку, вам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Презентация (слайд 1)
- Внимание на доску, перед вами слова, прочитайте их про себя и попробуйте составить из них пословицы
у.
Ну, давайте проверим что у вас получилось, кто готов?
- без Человек соловей Родины без песни что
- Хорошо, следующую пословицу, кто озвучит?
- не За умирать Родину мать страшно
- И Последняя пословица
- и Земля в мила горсти Своя
-
- Кто мне скажет, какая тема у этих пословиц, что их объединяет?
- А как называется наша родина?
- Что вы чувствуете, когда слышите слово «Россия»? (Презентация)
- Ребята, эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России…Этой теме я сознательно посвятил жизнь».
- А кому принадлежат эти слова скажете мне вы! Я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы мне скажете названия этих стихотворений и назовете их автора.
Маленькому зайчикуНа сырой ложбинкеПрежде глазки тешилиБелые цветочки…
Осенью расплакалисьТонкие былинки,Лапки наступаютНа желтые листочки.
- Следующий отрывок, слушаем внимательно.
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;
(Презентация).
- Верно, слова из эпиграфа сегодняшнего урока принадлежат Александру Александровичу Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. Но прежде чем мы с ним познакомимся, мы с вами прочитаем каким же был человеком Александр Александрович Блок
- Работать вы будете в группах
Делит учащихся на группы по 4-5 человек.
- Вам необходимо прочитать текст, который я вам раздала, и после этого вы расскажете всему классу, о чём прочитали.
- Приступайте.
После того, как все ученики выступят
С биографией поэта.
- Ну а теперь мы с вами познакомимся с еще одним произведением Блока, называется оно «Россия».
(Презентация).
- Обратите внимание на слова на слайде. Прочитайте первое слово.
ШЛЕЯ — ШЛЕЯ,. Часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади.
КОЛЕЯ́, 
 След от колеса на дороге.
- Следующее слово, читай.
ПЛАТ — ПЛАТ (устар.). Платок.
Чтение стихотворения учителем.
Учебник стр. 26.
- Скажите, а какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
- А как в совокупности можно назвать ваше чувство, каким одним словом можно назвать?
- А как называется человек, который испытывает чувство патриотизма?
- Верно, ребята, патриот-это человек, который любит своё Отечество, предан своему народу и готов жертвовать во имя своей Родины.
- Хорошо, а теперь, откройте учебники на странице 26, прочитайте про себя это произведение и карандашиком тоненько подчеркните незнакомые слова для вас.
- Какие слова вам были непонятны?
- Давайте разберёмся, что же значат эти слова, чтобы ещё лучше понять замысел автора.
Презентация
Шлея – часть упряжки лошади.
Расхлябанные колеи – разбитые дороги.
Песни ветровые – это песни ветра.
Крест – здесь: судьба.
Чародей – колдун.
Разбойная краса – это яркая красота.
Заманит – привлекает, тянет.
Не сгинешь – не пропадёшь, не исчезнешь.
Плат – платок.
Тоска острожная – тюремная тоска.
Ямщик – извозчик на дальние расстояния.
- Кто мне назовёт жанр этого произведения?
- Посмотрите, как построено это стихотворение, что вы можете сказать?
- Ребята, это стихотворение построено с помощью строф. Давайте мы с вами прочитаем определение этого слова на странице 28.
- Посмотрите внимательно на стихотворение. Какие строфы использовал автор? Все ли они одинаковые?
- Как она будет называться?
- Ребята, давайте поговорим о содержании в четверостишиях. Слушаем внимательно.
Учитель читает первую строфу.
- Какая картина возникла у вас перед глазами при чтении первой строфы?
- Читай вторую строфу.
- Какие чувства наполняют строфу?
- Какие слова выбирает автор, чтобы передать свои чувства? Зачитайте их.
- Почему автор называет Россию нищей?
- А почему при этом он всё равно описывает своё тёплое отношение к России?
- Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается.
- Автор сравнивает песни ветровые со слезами первой любви, это означает, что любовь к Родине пропитало душу поэта насквозь.
- Читаем третью строфу.
- Меняется ли настроение автора?
- Как вы понимаете выражение из третей строфы «И крест свой бережно несу»?
- Ребята, это значит быть верным своему долгу, нести свой долг перед отечеством.
- Хорошо, читаем дальше.
Ученики читают следующие 2 строфы.
После прочтения 3-5 строфы.
- В образе кого представляет поэт нашу страну?
- Найдите слова в тексте или строчки, из которых вы поняли, что речь идёт о женщине.
Последнюю строфу читает учитель.
- Каким чувством наполнена эта строфа?
- Почему автору легко? Ведь дорога была утомительной и долгой?
- В конце звучит мотив пути, дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно».
- Хорошо. Кто автор этого стихотворения?
- Какие чувства испытывает поэт к России?
- Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства, найдите их и прочитайте.
- Что же хотел донести до нас автор своим стихотворением?
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Объясните.
- Физкультминутка.
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
- Мы немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.
- Итак ребята, послушайте внимательно как я буду читать первую строфу.
Читаю первую строфу.
- Скажите какие чувства, эмоции нужно передать, читая данную часть?
- каков должен быть темп при прочтении?
Читаем первую строфу (3 учеников).
После прочтения каждого ученика, учитель вносит корректив для улучшения выразительного чтения.
Проведение аналогичной работы с каждой последующей строфой.
После того, как проработали весь текст.
- А теперь вы сами, без моей помощи прочитаете это стихотворение выразительно.
- А теперь, откройте рабочие тетради стр. 18, выполним первое задание, что необходимо сделать?

- Молодцы, а теперь откройте дневники, и запишите домашнее задание стр. 26 читать стихотворение выразительно, рабочая тетрадь стр. 18, задания 2,3,5.
- Итак, наш урок подходит к концу, на слайде вы видите предложения, вам необходимо их закончить.
(Презентация).
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял(а) задания….
- Теперь я могу…
- Я почувствовал…
- Урок окончен, мне сегодня понравилось с вами работать. Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Читают слова, составляют пословицы.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- За Родину мать-не страшно умирать.
- Своя земля и в горести мила.
- Эти пословицы о Родине.
- Отечество, Россия.
- Гордость.
- Стихотворение «Зайчик».
- Стихотворение «Снег да снег». Автор Александр Александрович Блок.

- Шлея.
- Колея.
- Плат.
Ответы детей.
- Патриотизм.
- Патриот.
Ответы детей.
- Стихотворение.
Ответы детей.
- Нет.
- В основном в стихотворении использованы четверостишья, но последняя строфа состоит из шести строк.
- Шестистишие.
- Три лошади идут по разбитой дороге, и колёса телеги вязнут в грязи.
Чтение учеником.
- Душевные, любовь к Родине.
- Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви.
- Расхлябанные дороги, серые дома.
- Он любит Россию несмотря ни на что.
Высказывания детей.
- Женщины.
- Какому хочешь чародею отдай разбойную красу;
- Да плат узорный до бровей…
- Чувством лёгкости.
- Александр Александрович Блок.
Ответы детей.
Ответы детей.
Чтение стихотворения детьми.
- Дополнить модель обложки.
Высказывания детей.
Регулятивные:контроль готовности к уроку
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме.
Познавательные: Выбор оснований и критериев для сравнения.
Позновательные: анализ
Позновательные: анализ
Коммуникативные: управление поведением партнёра
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные:
Построение речевого высказывания в устной форме
Познавательные: самостоятельная работа
Познавательные: построение речевого высказывания
Презентация Слайд 1
Слайд 2
Презентация
Слайд 3
Листочки для групп с биографией поэта.
Слайд 4
Учебник.
Слайд 5
Рабочая тетрадь.
Презентация.