Доклад на тему «Технология «Критическое мышление». Сущность данной технологии. Особенности применения»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ ИТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
Доклад на тему: «Технология «Критическое мышление». Сущность данной технологии. Особенности применения»
Донецк, 2017

«Технология «Критическое мышление». Сущность данной технологии. Особенности применения»
Подготовила Князева А.Л., заведующий отделением
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
Протокол № ___ от «____» ___________2 017 г.
Председатель ЦК ____________ Ю.В. Котыляк

ТЕХНОЛОГИЯ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ». СУЩНОСТЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Что же означает понятие «критическое мышление»? Надо сказать, что по поводу его определения существует очень большое разнообразие мнений. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно, из работ выдающихся психологов, таких как Жан Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Сегодня в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений: умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны преподавателя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны студента.
Любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Вместе с тем это вовсе не означает, что навыки критического мышления в одинаковой степени развиты у каждого из нас. Более того, многие студенты часто не могут выполнить те задания, которые требуют от них интеллектуальных усилий с использованием навыков критического мышления.
Для того, чтобы студент мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых выделяют:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если студент не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока он не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы пытаемся отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, студент обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения останутся на уровне высказываний.
Одной из главной задач современной высшей школы является создание таких условий обучения, которые способствуют развитию высокой культуры критического мышления студентов, позволяющие решить проблемы не только в профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности. Для успешного решения этой задачи необходимо применять современные технологии, учитывающие индивидуальные особенности каждого студента, а также подготовить педагогические кадры, способные внедрить современные технологии обучения критическому мышлению.
Для развития критического мышления студентов в учебном процессе вуза особое внимание уделяется проблемному обучению, в нем процесс мышления включается для разрешения проблемной ситуации, которое формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. При проблемном обучении студенты овладевают умением самостоятельно работать с учебным материалом, а также разбираться со встречающейся им различного рода информацией. Взаимодействие преподавателя со студентами состоит в том, чтобы постоянно развивать их интерес к познанию нового, умение изложить различные точки зрения на обсуждаемую проблему, раскрывать противоположность явлений. Творческий компонент обучения должен присутствовать на каждом уровне: в процессе изложения материала преподавателем, при самостоятельной работе и т. д.
Сегодня все больше педагогов высшей школы обращаются к идеям формирования критического мышления. Это приводит к необходимости выстраивать новую педагогическую систему. Большинство вузов придерживаются традиционной формы, построенной на запоминание и воспроизведение материала, формирование особых умений применения усвоенного знания в аналогичных ситуациях. Современное обучение должно носить «проблемный» характер, а студенты иметь возможность самостоятельно познавать и четко понимать, для чего это им нужно и как полученными знаниями можно воспользоваться для решения разнообразных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы можем сделать вывод: критически мыслить могут все люди, но не все хотят это делать; критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
Брякова И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография / И.Е. Брякова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 380 с.
Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в обучении иностранному языку / Н.Ю. Туласынова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2009. — № 112. — С. 193—198.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.