Урок Туве Янсон Шляпа Волшебника






Конспект урока Туве Янсон "Шляпа Волшебника"
учителя начальных классов Березкиной А.М.
МБОУ НСКШИ



















Тема: Сказочные человечки в повести -сказке
Туве Янсон « Шляпа волшебника»

Тема: Сказочные человечки в повести - сказке Туве Янсон «Шляпа волшебника».
Цель: вызвать интерес к содержанию и героям сказочной повести. Желание прочитать произведение полностью. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте. Продолжить работу над характеристикой литературного героя.
Ход урока.
Организация класса.
Актуализация опорных знаний:
- Ребята! А вы догадались, почему у нас появилась эта дверь?
( Догадались, потому, что наш учебник называется « Маленькая дверь в большой мир»)
- Что значит для вас большой мир?
( Это всё что находится вокруг нас. Это мир литературы, который нас знакомит с окружающим миром.)
- Давайте пофантазируем, куда может привести сегодня нас с вами эта дверь?
( В мир сказки.)
- А как называется раздел, над которым мы с вами работаем?
(Сказочные человечки.)
- Я думаю, вам не терпится открыть эту дверь!
( Учитель подходит, но дверь не открывается, в замке конверт.)
- Снова Афанасий шалит, не хочет нас пускать. Что он придумал на этот раз. Так! Ребята Афанасий напоминает нам, что вы должны были придумать или подобрать загадки про сказочных человечков! Без них он нам дверь не откроет.
Дети читают свои загадки и дверь открывается! На доске размещены сказочные человечки, фамилии авторов, Названия произведений.


















- Куда же мы с вами попали?
( В город сказочных человечков.)
- Но что-то здесь нет порядка. Давайте ка расселим всех человечков в свои домики. Дети выходят по очереди и складывают домики проговаривая.
(Сказочный человечек Буратино, его придумал Алексей Толстой, а сказочная повесть называется «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
- Когда все домики будут сложены, окажется, что одна полоска остаётся лишней.
- Ребята, а всё ли верно мы с вами сделали, почему одна деталь у нас осталась лишней. Давайте прочитаем, что тут написано!
Дети хором читают: ТУВЕ ЯНСОН.
- Как вы думаете, что могут обозначать эти загадочные слова?
(Может это имя героя? Может это страна? Может это фамилия?)
- Давайте обратимся за помощью к Афанасию. Давайте прочитаем авторский текст.
Ученик читает текст.
Так вы теперь догадались что же это за слова?
Это фамилия писательницы.
- А как называется произведение.
Шляпа волшебника.
- Вы можете предположить по названию, кто будет главным героем этого произведения?
- Дети высказывают предположения, называют муми – тролля.
Ну, тогда давайте оставим домик пока пустым.
- Какая же перед нами стоит задача?
- Узнать, кто такие Муми-тролли.
- Давайте ещё раз прочитаем заголовок! Туве Янсон. Шляпа волшебника. Отрывки.
- Что значит слово «отрывки».
Это значит, что в учебнике помещено не всё произведение, а только отрывки.
- Что соответственно может сказать о жанре этого художественного произведения.
- Наверное повесть – сказка. Объясняют свои доводы.
- Сегодня мы свами познакомимся с вступлением. Что такое вступление?
- Посмотрите на иллюстрацию и попробуйте предположить, о чём мы сейчас узнаем?
- Какое время года изображено?
- А что происходит зимой?
- Так как нужно читать эту песенку?
- Почему?
- (Дети готовятся в парах к чтению по ролям, читают 2-3 пары.)
- Так какая это песенка? (колыбельная)
- А когда поют колыбельные песенки?
Какие теперь предположения возникли у вас? О чём пойдёт речь в вступлении?

II. Читаем вступление, диалог с автором.
Чтение начала до слова «саван»
- Что такое саван?
- Вопрос автору: - Почему погрузимся в спячку?
- Что такое спячка?
2. - Что значит серьёзно и обосновательно?
3. – Почему желудок должен быть набит хвойными иголками?
4. - Почему все пожелали друг – другу спокойной ночи чуть серьёзнее обычного?
5. - Что такое мир сновидений?
6. - Почему перестали тикать часы?
- Что это значит?
- Ну что ребята наши предположения подтвердились? О чём мы не догадались?

III. Вопросы после чтения.
- Где происходят события? ( В муми – доле).
- Прочитайте строчки о наступлении зимы.
- С кем сравнивается снег? ( С человеком худож.)
- Какие слова точнее всего рисуют картину наступления зимы? (выборочное чтение).
- С кем из муми-троллей мы познакомились?
(Муми-мама, муми- папа, муми-тролль).
- Что мы узнали об обитателях муми - семейства?
- Они похожи на людей?
Можем мы после прочтения вступления составить полный словесный портрет муми-тролля? ( Пока нет).
- А что же для этого нужно?
(Нужно читать дальше).

IV. Антиципация I главы.
- Дети читают название главы. ( Беседа о главе).
- О чём вы узнали из названия главы?
- Давайте просмотрим иллюстрации и попробуем предположить, о чём пойдёт речь в I главе?
(Дети высказывают предположения).

V. Итог урока!
Ребята, дома вы прочитаете I главу и обязательно проверите наши предположения.
А ещё не забудьте про нашу главную задачу. Домик муми-тролля пока пуст. Обязательно нарисуйте главных героев, такими, как вы их себе представляете.
- А кто же главные герои?
- Кто придумал этих героев?

Урок окончен! Вам понравилось это художественное произведение? Поднимите руку, кто захотел прочитать его полностью? Молодцы! Работали дружно, урок прошёл замечательно! Оценки получили:

Приключения Чиполлино

Хоббит

Золотой ключик или приключения Буратино

Малыш и Карлсон который живёт на крыше

Туве Янсон

Алан Милн

Джанни Родари

Джон Толкин

Алексей Толстой

Астрид Лингрен

Винни-пух