Технология «Критическое мышление»

В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, дает возможность формировать ключевые компетентности. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Учитывая новые требования к личности выпускника, которые предусматривают не только иной набор знаний, умений и навыков, но и иную технику преподавания, иной уровень отношений между учителем и учеником, социальный заказ учеников, в своей деятельности осуществляю переход от объяснительно-иллюстративной технологии к технологиям развивающего обучения, к личностно-ориентированной педагогике. Убеждена, что лучший урок завтрашнего дня должен быть обращён к личности ребёнка, к его внутреннему миру, ещё не развитым способностям и возможностям, нравственным потенциалам свободы и справедливости, добра и счастья. Одно из основных положений технологии развития критического мышления– следование трем фазам: Вызов – Осмысление – Рефлексия.
Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Вызов – стимулирование интереса к новому знанию - происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы, в свою очередь, вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на информацию, которая будет предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления – рефлексия (размышление) – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Активное применение современных форм и методов обучения и воспитания в образовательно-воспитательном процессе (технология критического мышления, технология сотрудничества, использование базовых информационных технологий в процессе обучения, включение в образовательный процесс таких видов деятельности, как обсуждение в группах, обучение практикой, выступление ученика в роли обучающего позволяют значительно повысить уровень усвоения учебного материала - от 50 до 70%. Сформированный навык работы с информацией, умение её преобразовывать и представлять подготовит выпускников к продолжению образования, будет способствовать успешной адаптации личности в современном информационном обществе, умножит качество результатов обучения и воспитания, приведёт к формированию целостного мировоззрения школьника. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много.
Виды уроков математики определяются в первую очередь теми основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактических целей. Эти дидактические цели определяются местом данного урока в системе уроков, содержанием его и уровнем усвоения знаний учащимися.
Несмотря на многообразие дидактических целей одного урока,: всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от логики процесса обучения в математике различают несколько видов уроков:
1.      Уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым математическим материалом: нумерацией, вычислительными приемами, решением нового вида задач, новыми свойствами фигур, величинами и мерами их измерения.
2.      Уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях).
3.      Уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях).
4.      Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
5.      Уроки проверки, оценки, коррекции знаний.
6.      Комбинированные уроки.
Каждый тип урока имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Учитель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) урока. Эту цель надо сообщить и учащимся по возможности довести каждого ученика до осознания цели. Один из принципов развития критического мышления- развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора , рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал - Теперь я знаю); прием анализа субъективного опыта помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Концепция развивающего критического обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности как элемент развития критического мышления – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход  к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.
Опыт использования технологии развития критического мышления помогает решить ряд противоречий, существующих в современной школе:
между признанием педагогических теорий субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;
между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить критически, осмыслить эту информацию;
между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информации работать над формированием в личности одной из ключевых компетенций современности – компетенции критического мышления.
Практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с математическими текстами, применяю доступные, действенные  приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики
развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.
Таблица целей и приёмов  по технологии «Критическое мышление»
Этапы
 
Вызов
 
Реализация
 
Рефлексия
 

Цели
 

· Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

· Активизация деятельности учащихся. 

· Формирование мотивации на учебную деятельность.

· Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. 
 

·  Получение обучаемыми нового знания.

·  Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым. 

·  Освоение способа работы с информацией. 

·  Поддержка целей, поставленных на стадии вызова.
 

· Присвоение нового знания.

· Создание целостного представления о предмете.

· Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.

· Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
 

Приемы
 

· «Мозговой штурм» 

· Прогнозирование

· Прогнозирование по ключевым словам 

· Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 

· Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти  

· Чтение текста с маркировкой по методу «ИНСЕРТ»

· Выделение ключевых слов подчёркиванием
 

· Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

· Перепутанные логические цепи
 

Результаты
 

· Актуализированный опыт

· Активизированное знание 

· Сформированный мотив
 

· Систематизированное знание

· Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова
 

·  Присвоенное знание 

·  Сформированное целостное представление о предмете

·  Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение