Проект по сохранению здоровья для детей с ОВЗ Моё здоровье


Проект «Моё здоровье»

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство - короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов формирования культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников детского дома становится применение здоровьесберегающих технологий.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровье ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья.
С этой целью был разработан проект по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни «Моё здоровье».
Цель:
формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников с в условиях ДОУ.
Задачи:
обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической здоровьесберегающей среды
создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению
использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности
просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей.
обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, узкие специалисты.
Сроки реализации: долгосрочный.
Формы реализации проекта:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- массаж
- рациональное питание
- психологическая поддержка
- проектная деятельность
- прием детей на улице в теплое время года
2. Совместная деятельность с детьми
- индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья
- здоровьесберегающие технологии: народные игры, подвижные игры, спортивные игры; игровые упражнения, игровые задания; гимнастика коррегирующая; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; динамические паузы; релаксация; прогулки; утренняя гимнастика; закаливание; бодрящая гимнастика после сна; индивидуальная профилактическая работа; свободная двигательная активность.
3. Самостоятельная деятельность детей
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка
4. Интеграция с другими образовательными областями
художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
5. Взаимодействие со специалистами
консультации дефектолога, логопеда, педагога-психолога, инструктора по ФК, музыкального руководителя, медицинского персонала
6. Внешние связи
- СОШ (проведение совместных спортивных мероприятий)
- с детской поликлиникой (прививки, наблюдение за здоровьем детей, витаминизация)
- с центрами детского творчества
- с другими ДОУ.
Принципы построения педагогического процесса.
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип доступности медико-социальной помощи
- принцип ответственности сотрудников
- принцип соблюдения прав человека и гражданина
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
- принцип активности детей
Основные разделы программы: «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность»
Предполагаемые результаты:
Воспитатели:
Разработка краткосрочных проектов, конспектов занятий;
Практический материал по всем видам детской деятельности;
Освоение здоровьесберегающих технологий;
Составление перспективных планов работы
Разработка и изготовление дидактических пособий по теме проекта
Разработка конспектов занятий , досугов и т.п.
Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголков здоровья и безопасного поведения в группах ;
Создание картотеки по здоровьесберегающим технологиям и безопасному поведению.
Обеспечение проектной деятельности:
Формы и методы работы с детьми
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Ознакомление с художественной литературой
выставка рисунков и поделок
Сюжетно-ролевая игра
Наглядная пропаганда
Утренники, викторины, КВН
Экскурсии, наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
Работа с родителями
Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
а) значение режима дня в жизни дошкольника
б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома
в) детские капризы и их предупреждение
г) закаливаем детский организм
д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей
Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)
Советы и рекомендации

Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап - Диагностический
2 этап - Теоретическое исследование проблемы
3 этап - Практическая работа
4 этап - Подведение итогов работы


I. Информационно-накопительный:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Анализ работы:
- выявление затруднений педагогов при работе по данной теме;



ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Изучение теоретических вопросов проблемы:
- самообразование;
- разработка форм работы с детьми, воспитателями
- педагогические советы, семинары;
- консультации, открытые просмотры;
- индивидуальная работа с педагогами;



II. Организационно-практический

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- разработка перспективного плана работы;
- разработка конспектов занятий;
- изготовление практического материала (дидактических игр);
- создание, оснащение и оформление уголков краеведения в группах;
- разработка анкет для воспитателей;
- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами
- сбор и оформление наглядного материала;
- установление взаимосвязи с учреждениями города;
- разработка диагностического материала по теме



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

- Конкурс уголков здорового и безопасного образа жизни в группах
- выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
- оформление материалов
- диагностика детей
1. Обобщение и оформление материалов по проекту
2. Фотовыставка
3. Презентация: «Моё здоровье »



I. Информационно-накопительный:
Цель: Изучение возможностей и потребностей родителей по оздоровлению детей и формированию здорового образа жизни.
Задачи:
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий дома;
- Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса в ДОУ;
- Изучить возможные ресурсы ДОУв оздоровлении детей;
- Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга здорового образа жизни дошкольников
Содержание:
- Анализ научно-методической литературы;
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;
- Анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты:
изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг.
Разработан проект по здоровьесбережению «Моё здоровье»


II. Организационно-практический
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Задачи:
- Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание:
- Повышение компетентности родителей в сфере здоровья (родительское собрание, консультации, презентации);
- Разработка закаливающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста;
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
Ожидаемые результаты:
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности.
У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом.
В группе появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента.
Повысился интерес к здоровьесбережению у родителей.
Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека, правилах безопасного поведения дома и на улице.

Дети должны знать
Уметь

Здоровье и здоровый образ жизни

- Сущность понятия “здоровье”.
- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.
- О роли правильного питания .
- Значение гигиенических процедур для здоровья.
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
- Соблюдать правила питания
- Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.
- Правила закаливания организма.
- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
- Выполнять доступные виды закаливания.

Твой выбор

- Полезные и вредные привычки.
- Привычки укрепления здоровья.
- О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.
.
- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Саморазвитие

- Знать самого себя и свои возможности.
- Способы взаимодействия с людьми.
- Качества, достойные человека.
- Черты характера людей.
- Причины неуверенности в себе.
- Виды давления.
- Причины неуверенности в себе.
- Оценивать самого себя.
- Отстаивать свою точку зрения.
- Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном.
- Говорить “нет” в опасных ситуациях.
- Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
- Находить друзей по интересам.


Этапы и направления работы с детьми:

Этапы
реализации
проекта.
Сроки

Цели и задачи

Ожидаемый результат

Этап
Ознакомительный



Цель: осознание воспитанниками уникальности человеческого здоровья.
Задачи:
1) формирование основ знаний о функциях и строении человеческого организма;
2) совместное ознакомлении с состоянием здоровья воспитанника
(карты медико-психолого-педагогического развития);
3) привитие навыков личной гигиены;
4) формирование понятий о вредных привычках; предупредительно-остерегающая ознакомительная работа о вредных привычках.
Осознание воспитанниками значимости и уникальности своего здоровья, важности соблюдения режима дня, норм личной гигиены.
Значение о функционировании человеческого организма и пагубности влияния вредных привычек. Приобретение практических навыков оказание первой помощи при порезе, ушибе, кровотечении (носом).

II Этап
Формирующий
Цель: формирование устойчивой неприязни к вредным привычкам.
Задачи:
1) дать знания о возрастных физиолого-психологических особенностях изменений в организме ребёнка;
2) знакомство со способами естественного оздоровления организма и умения применять их в повседневной жизни;
3) формирование стремления к двигательной активности;
4) развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием;

Знание особенностей своего организма, сформированность знаний, умений и практических навыков и способов сохранения своего организма .



Основные разделы проекта
1. Человек – главное чудо света – знакомство детей с телом человека: работой отдельных органов, правилами соблюдения гигиены, профилактика заболеваний; формирование ценностей здорового образа жизни.
2. Учусь быть здоровым – сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.

Содержание и формы работы по разделу «Человек – главное чудо света»
 
Вид деятельности
Методы и приемы

Игровая деятельность
Игры: «Нос-ухо-нос», «Громко-тихо», «Что вы съели?», «Что ты видишь?», «Повторяй за мной», «Найди отличия», «Воздушный футбол», «Собери человека», «Аскорбинка и ее друзья».
 

Познавательно-исследовательская деятельность
Эксперимент «Где прячутся микробы?».
Разгадывание кроссвордов: «Какие это органы?», «Правильно ли поступил мальчик?», «Что сначала, что потом?», «Предметы гигиены».
 

Развитие речи
Игры – занятия по тематическому словарю в картинках «Гигиена и здоровье», «Я и мое тело».
Беседы: о частях тела и правилами ухода за ними, отгадывание загадок о частях тела, о полезных и вредных привычках.
О.П. Власенко загадки по теме «Человек».
Общение: «Береги своё здоровье и жизнь».
Беседы по картинкам «М мире мудрых пословиц».
 

Чтение художественной литературы
Э. Мошковская «Мой замечательный нос»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп»;   И. Демьянов «Замарашка», «Неряшка»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».
 

Художественно- эстетическая деятельность
Фантазирование по мотивам сказки К Чуковского «Мойдодыр». Развлечение «Чистота – залог здоровья».
 

Физическое развитие
Физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука», «Чтобы отдохнули ножки»,   « Не сутультесь, грудь вперед», «Наклоняемся с хлопком». Пальчиковая гимнастика. Иммунная гимнастика. Утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей.
Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка» и пр.
 

Развивающая среда
Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены.

Продуктивная деятельность
Ручной труд: изготовление схем- моделей, различных памяток, охранных знаков.
Рисование, аппликация по теме: «Я – человек».
Конструирование из бумаги «Мое сердце».
Лепка дымковской барышни.

 
 
Содержание и формы работы по разделу «Учусь быть здоровым»
 
Вид деятельности
Методы и приемы

Игровая деятельность
Игры: «Хорошо-плохо», «Да - нет», «Кому что нужно», «Изобрази лицо», «Ладушки», «Иди ко мне».
Игры на формирование эмоционального интеллекта, (автор И. Ярушина): «Прогулка», «Этюд – цветок», «Расслабление», "Живые картинки", "Волшебное зеркальце", "Дорисуй портрет","Разноцветные бабочки", "Оле-Лукойе", "Сказочная радуга".

Познавательно-исследовательская деятельность
Организация цикла игр-занятий по пособиям Т.А. Шорыгиной: «Беседы о хорошем и плохом поведении», «Беседы о характере и чувствах».

Развитие речи
Беседы по картинкам автор Л. Фесюкова «Моя семья», беседы с использованием демонстрационного материала: «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».
Речевая игра «Превращение слов».
Создание и решение проблемной ситуации: «Если кто-то заболел»

Чтение художественной литературы
В. Катаев «Цветик Семицветик»; В. Осеева «Сыновья», «До первого дождя»; Л. Толстой «Лгун»; Ш. Амонашвили «Мое»; рассказы К. Ушинский «Играющие собаки», «Дедушка»; рассказы В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало», «Если бы у меня был ковер-самолет».

Художественно- эстетическая деятельность
Инсценировка отрывка из авторской сказки Т.А. Шорыгиной «Добро и зло».
Этюды: «Посещение больного», «как я устала», «Я сочувствую бездомной собачке», «кукла заболела».

Физическое развитие
Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Необычный колобок",
Введение в ежедневный рацион употребление фиточаев,

Развивающая среда
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница»,; использование наглядного дидактического материала Л. Фесюковой «Моя семья», «Чувства. Эмоции», «Уроки доброты», «Я расту».
 

Продуктивная деятельность
Ручной труд: организация дня «Игрушкина больница»
Рисование на тему «Моя любимая полочка», «Пропала собака по кличке Дружок».
Конструирование из снега (или песка): «В гостях у сказки».
Лепка: «Подарок для мамы».

  

Перспективное планирование занятий

Тема
Цели



Младший- средний возраст
Старший возраст
Конспекты

«Человек – главное чудо света»
Дать представление о себе как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить), учить называть основные части своего тела; человек побывал везде (на море, в пустыне и т. д.).
Дидактическая игра «Собери человека»
Формировать представление детей о частях лица, о том, что люди обитают повсюду на Земле. Учить пантомимике. Расширять словарный запас: брови, глаза, нос, ресницы; джунгли, пустыня, тундра. Активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится. Воспитывать доброе отношение к кукле, культурно-гигиенические навыки
№1 «Я-человек»
№9 «Я-человек»
«История зарождения человеческой жизни». Игра «Почемучки»
Физическое здоровье


«Человек – главное чудо света»
Рассказать, что все люди отличаются друг от друга (рост, вес, пол, цвет кожи, волос, манера говорить, ходить и т.д)
Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить. Закрепить понятие «семья». Активизировать в речи детей слова: глаза, уши, нос. Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки. Воспитывать доброе отношение к людям любой внешности
№2 «Все люди разные»
№ 10 «Все люди разные»
«Откуда берутся дети и почему они плачут?» Советы доктора Айболита.


«Кто я?»
Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, учить называть свое имя (фамилию).
Дидактическая игра «Одень куклу»
Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат. Познакомить с новой зарядкой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей семье
№3 «Кто я?»
№11 «Моя семья»
Каким я хочу стать? (игра-занятие)

«Мои ручки»
Рассказать об органах нашего тела – руках; о значении рук для человека, учить пальчиковой гимнастике.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Продолжать формировать представление детей о своих «руках», о значении рук в нашей жизни. Закрепить названия пальцев. Акти-визировать в речи детей слова: холодный, горячий, твердый, мягкий. Продолжать развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки. Развивать мелкую моторику и тактильно-мнемическую чувствительность
№ 4 «Мои ручки»
№ 12 «Мои руки»

«Как ухаживать за руками?»
Учить ребят беречь свои руки, воспитывать культурно-гигиенические навыки, учить пальчиковой гимнастике.
Игра «А где наши ручки?».
Подвижная игра «Где игрушки»
Формировать представление детей об опасных для рук предметах. Закрепить знания детей о средствах первой медицинской помощи. Учить смысловой жестикуляции. Обогащать словарный запас: острые, электрические, огнеопасные. учить подбирать рифмы по смыслу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
№5 «Как ухаживать за руками?»
№13 «Как ухаживать за руками?»

«Мои ноги»
Рассказать о ногах человека, о значении ног в нашей жизни.
Подвижная игра «Принеси игрушку».
Подвижная игра «Догони мяч»
Формировать представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Познакомить с новым рассказом и учить отвечать на вопросы по содержанию.
Расширять словарный запас: сустав, стопа, коленка. Учить обрисовывать стопу по контуру и раскрашивать ее. Развивать координацию движений, внимание, сенсорику. Воспитывать бережное отношение к своим вещам
№6 «Мои ноги»
№ 14 «Мои ноги»

«Как беречь ноги?»
Учить беречь и ухаживать за своими ногами, укреплять мышцы ног и бороться с плоскостопием.
Подвижная игра «Через ручеек»
Формировать представление детей о том, как беречь свои ноги, о правилах гигиены наших ног и о том, какую обувь надо носить. Рассказать о болезнях ног, развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям-инвалидам
№ 15 «Как беречь ноги»

«Мои уши»
Рассказать детям об ушах, о строении уха, о значении ушей для человека.
Игры «Назови мое слово», «Какой инструмент звучит?»
Формировать представление детей об органе слуха – ушах. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение, двигательную активность. Воспитывать бережное отношение к своему телу и окружающим людям
№ 7 «Мои уши»
№ 16 «Мои уши»

«Как беречь уши?»
Учить, как беречь свои уши; учить упражнениям на равновесие тела; воспитывать культурно-гигиенические навыки
Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Учить упражнениям на равновесие тела. Учить слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Развивать слуховое внимание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи
№ 17 «Как беречь уши»
Как живёт моё тело. Уши.

«Мой рот и язычок»
Рассказать о функциях нашего рта и языка, учить миогимнастике, воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Игра «Узнай на вкус»
Формировать представление детей о «языке» человека, его функциях и значении. Учить различать вкус продуктов. Учить правильному звукопроизношению, расширять словарный запас:
нервы, мозг, «обложен». Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к своему телу
№ 8 «Мой рот и язычок»
«№18 «Для чего мне нужен язычок?»

«Мои зубки»
Рассказать детям о значении зубов для человека, о том, какие бывают зубы, как за ними ухаживать.
Игра «Что ты съел?»
Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни. Учить правильно за ними ухаживать. Расширять словарный запас: резцы, клыки, коренные зубы, эмаль, кариес. Развивать речевое дыхание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
№ 19 «Мои зубки»
Уход за зубами.
Как чистить зубки

«Мой нос»
Рассказать об органе обоняния – о носе (зачем нужен нос, как его надо беречь). Проводить закаливающее носовое дыхание
Формировать представление детей о «носе» человека, о его функциях и значении в нашей жизни. Учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к инфекциям. Развивать мышление. Обогащать словарный запас: гордый, важный, вредный, тонкий и др.
Воспитывать культуру поведения
№ 20 «Мой нос»

«Как беречь нос?»
Учить ребят дыхательной гимнастике, рассказать о том, что нос не только дышит, но и различает невидимые запахи.
Игра «Узнай по запаху»
Продолжать учить детей беречь свой нос и правильно за ним ухаживать. Познакомить с новым стихотворением. Рассказать о продуктах, помогающих победить насморк (чеснок, фруктовые соки).
Для профилактики учить надувать воздушные шарики. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, заботливое отношение о своей внешности
№21 «Как беречь нос»

«Мои глаза»
Рассказать детям о глазах, об их значении для человека, о том, как тяжело жить людям с нарушенным зрением
Формировать представление детей о своих глазах, об их строении и значении в нашей жизни. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память. Расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, веки и др. Познакомить с новой сказкой, учить сопереживать главным героям. Воспитывать гуманные чувства к людям-инвалидам
№ 22 «Мои глаза»

«Как беречь глаза?»
Рассказать, как беречь свои глаза, учить гимнастике для глаз, воспитывать культурно-гигиенические навыки
Продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз. Развивать зрительное внимание, наглядно – образное мышление. Воспитывать доброе отношение друг к другу, культурно-гигиенические навыки
№ 23 «Как беречь глаза»
Как живёт моё тело. Глаза.

«Изучаем свое тело»
Обобщить все знания о своем теле, об органах человека, что надо кушать для полноценного развития, какие витамины нам нужны
Продолжать учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо), рассказать об их роли в организма и о том, как их беречь. Учить различать запахи и вкусы, закрепить понятия: «один», «много». Развивать речь, память, внимание. Воспитывать чуткое отношение к друг другу, культуру поведения
№ 24 «Изучаем своё тело»
№25 «Что нам надо кушать»


«Моё сердце».

Рассказать о сердце человека Как о нем заботиться. Роль занятий физической культурой для здоровья сердца
«Тайна человеческого сердца». Советы доктора Айболита.


«Скелет»

Рассказать о скелете человека Почему мы не падаем. Специальные упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия
«Главная опора моего тела». Занятие-игра.

«Мой мозг»

Рассказать о мозге человека. Почему он дает сбои. Упражнения для развития внимания, памяти, мышления.
«Удивительный компьютер (мозг).» Занятие –игра.


«Мои лёгкие»

Рассказать о лёгких человека. Как уберечь их от старения». Дыхательные упражнения
«Воздушные насосы (бронхи, легкие). Советы Гантелькина.

«Мои мышцы»

Рассказать«Как стать сильнее и умнее»
«Резиновые двигатели (мышцы) занятие-игра.

«Мой желудок»

Рассказать о желудке и кишечнике человека. Как они работают.
«Удивительная сковородка (желудок) Бесконечный тоннель
( кишечник)». Занятие – игра.


«Моя кожа»

Рассказать о коже. Правила ухода за кожей
«Удивительное покрывало (кожа).». Путешествие с Мойдодыром.


«Режим дня».


Формирование здорового и безопасного образа жизни
«Советы Здоровейкина»
«С утра до вечера».
Сон- лучшее лекарство

«Внутренняя кухня человека»

воспитывать у детей сознательное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровыми; объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т. д.; познакомить с витаминами, их значением; ознакомить с правилами питания.

«Азбука питания»

«Гигиена тела»

Познакомить детей с правилами личной гигиены
Сказка о микробах Советы доктора Неболейкина

«Закаливание»

Познакомить детей с приёмами закаливания организма
Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Моё здоровье

Закрепление и обобщение полученных знаний и навыков
Расти здоровым
Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!
У нас в гостях Айболит




Дополнительный материал:
Загадки по теме «Человек»
Картотека-конструктор
Стихи, песенки, игры
Опыт работы:
«Моё тело. Всё обо всем»
Беседа «Для чего человеку сердце?»
Конспекты занятий:
«Зубы», «Кожа», «Глаза», «Зачем мы дышим?», «Для чего нужен нос?», «Как мы дышим?» «Мой организм», «Как мы слышим звуки?», «Как мы чувствуем мир?», «Уход за своим телом

Консультации для воспитателей
№1 «Организация ухода за детьми (туалет носа, умывание, полоскание рта и чистка зубов)»
№2 «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Дополнительный материал
Загадки по теме «Человек»
Картотека-конструктор
Стихи, песенки, игры

Игры и пособия
Тематический словарь в картинках «Я и моё тело. Внутренние органы человека»
Дидактическая игра «Я и моё тело»
Дидактическое пособие «Моё тело»
Энциклопедия «Всё обо всём . Моё тело»



Литература:
Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.
Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.- 31с.
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.
Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М.:Просвещение.-1999.-221с.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
Терновская, С.А. Теплякова, Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С.61-65.
Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г.-136с..

Приложение 1
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Логоритмика - проводится как часть НОД. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «Речь - движение» (музыкальный руководитель, воспитатели).
 Динамические паузы - во время проведения НОД (3-5 мин по мере утомляемости детей). Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. (воспитатели).
 Пальчиковая гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно. Пальчиковые игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогают снять напряжение (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Дыхательная гимнастика - используется в процессе НОД. Ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Корригирующая гимнастика - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка (Инструктор по физической культуре).
 Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. (Воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Бодрящая гимнастика - после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба по дощечкам и др. (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Ритмопластика - используется во время утренней гимнастики. В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом, музыкой. (инструктор по физической культуре).
 Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. (воспитатели, инструктор по физической культуре).
2.Технологии обучения здоровому образу жизни
 Непосредственно-образовательная деятельность – 2-3 раза в неделю в спортивном зале, на спортивной площадке. Это специально организованное. Развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения. (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Самомассаж - предплечий, кистей и пальцев рук – рекомендуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание (воспитатели, инструктор по физической культуре)
 Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями - 1 раз в квартал. Это дает поддержание и обогащение здоровья. Например, «Папа, мама, я – спортивная семья». (воспитатели, инструктор по физической культуре, родители).
 Проектная деятельность – проводится по мере планирования. Процесс направлен на обеспечение физического, психического, социального благополучия ребенка. Например, проект «Все на свете я смогу, я здоровье берегу» (воспитатели, инструктор по физической культуре, родители).
 Игротреннинги и игротерапия – в свободное время. Игра может быть организована незаметно для ребенка посредством включения в игровую деятельность (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Технология валеологической направленности – это серия игровых занятий «Азбука здоровья» (1 раз в неделю по 30 мин). Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 3. Коррекционные технологии
 Артикуляционная гимнастика – осуществляется в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Гимнастика способствует выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, тренировке мышц речевого аппарата. (воспитатели)
 Технологии музыкального воздействия – в различных формах совместной деятельности. Это вспомогательное средство используется как часть других технологий. Снимается напряжение, повышается эмоциональный настрой и пр. (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Кинезиологическая гимнастика – рекомендуется во время проведения логопедических занятий и в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Она активирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. (воспитатели, инструктор по физической культуре).
 Психогимнастика (мимика и пантомимика) – в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики (инструктор по физической культуре, воспитатели).
 Фонетическая ритмика – её можно использовать в процессе непосредственно-образовательной деятельности. Происходит соединение речедвигательного и слухового анализаторов, формирование естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. (инструктор по физической культуре).
 Арттерапия – рекомендуется сеансами по 10-12 занятий, длительность занятий 30 минут. Проводят по подгруппам. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. (воспитатели).


15