Презентация на тему Технология Критическое мышление в преподавании географии


Технология«Критическое мышление»в преподавании географиипреподаватель географии ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №4 г. Саратова» Абакумова О.В. Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться Основные цели изучения географии в школе: понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. Современные образовательные технологии В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»Жан Жак Руссо СтадииТехнологии «Критическое мышление» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Функции стадии вызова Мотивационная(пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная(актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Приём №1 «Что я знаю» 1) Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения Приём №2 «Свободное письмо» 1) Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки);3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения Приём №3 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы;2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?;3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана Приём №4 «Ключевые слова» 1) Озвучивание темы;2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты Приём №5 «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно Верно – не верноУрок 9 класс «Транспорт России» Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страныМетро относится к наземным видам транспортаНаиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспортАвтомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспортаВ России очень много незамерзающих портовВ восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной Приём №6 «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи Приём №6 7 класс «Воздушные массы и климатические пояса» Арктический пояс Экваториальный пояс Субарктический пояс Умеренный пояс Субтропический пояс Тропический пояс Субэкваториальный пояс Как связаны между собой явления и процессы. А- необходимость мелиорации почвБ- снижение плодородияВ- деятельность ледникаГ- обилие в почве валунов и камнейД- повышение урожая сельскохозяйственных культурВ Г Б А Д Составить последовательную цепочку связей следующих понятий А- МГРТБ- международные экономические группировкиВ- мировое хозяйствоГ- международная специализацияД- международный обменЕ- международная экономическая интеграцияВ Д А Г Е Б Приём №7 «Инструкции» 1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним;2) Класс разбивается на группы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт;3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом ИнструкцииУрок 8 класс «Климатообразующие факторы» 1 группа. Влияние широтного положения2 группа. Влияние постоянных ветров 3 группа. Влияние морей и океанов4 группа. Влияние рельефа5 группа. Влияние размеров страны Приём №7 «Кластер» Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её Приём №7 «Кластер» степи Климатические условия Географическоеположение Почвы Животный мир Растительный мир Лето Зима Функции стадии осмысления Информационная(получение новой информации) Систематизационная(классификация, ранжирование информации) Приём №1 «Пометки на полях» Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:«+» - если считают, что это им известно;«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них есть;«v» - если то, что прочитали является новым;«?» - если то, что прочитали оказалось непонятным и требует разъяснений Приём №2 «Маркировочная таблица» Составляется индивидуально по результатам работы с текстом Знаю«+» Хочу узнать«-» Узнал новое«V» Вопросы«?» Приём №3 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала Приём №4 «Взаимообучение» В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:Суммируют содержание абзаца;Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;Разъясняют, что непонятно;Дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников) Приём №5 «Двойной дневник» Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут двойной (двухчастный) дневникУрок 9 класс «Трудовые ресурсы и рынок труда» пометки вопросы Трудовые ресурсы – это население, которое может трудиться в народном хозяйстве страны. Почему численность занятых в народном хозяйстве не совпадает с численностью трудовых ресурсов? В России доля занятых в отраслях нематериальной сферы составляет 48 процентов. Почему в России большая часть трудоспособного населения занята в отраслях материальной сферы? Средний уровень безработицы в стране 7-8 процентов от числа трудоспособного населения.   Почему существует безработица в нашей стране? Приём №6 «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя Аргумент Почему «да» Почему «нет» Магеллан является первым кругосветным мореплавателем Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано Приём №6 «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя Аргумент Почему «да» Почему «нет» Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации Экологические проблемы Улучшение условий жизни Функции стадии рефлексии Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная(выработка собственной позиции) Информационная(приобретение новых знаний) Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Приём №1 «Кластер» 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками(используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний) Экономический район Экологическая ситуация Экономико-географическое положение Природные условия Хозяйство Население Природные ресурсы рельеф климат природные зоны внутренние воды водные лесные земельные минеральные миграции религиозный состав воспроизводство обычаи и ремёсла численность этнический состав промышленность транспорт сельское хозяйство растениеводство горнодобывающая животноводство авиационный автомобильный железнодорожный металлургия морской и речной трубопроводный энергетика топливная лесная химическая машиностроение лёгкая пищевая Приём №2 «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выраженияхПравила написания:Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к темеСиноним из одного слова, который повторяет суть темы Синквейн КартаКрупномасштабная, мелкомасштабнаяИзображает, обозначает, выделяетОчень удобное изображение поверхностиЧертёж местности ГеографияФизическая, экономическаяОписывает, исследует, прогнозируетОчень интересный предметНаука ОзонТяжёлый, пахнущийОсвежает, защищает, отравляетОчень нужный, но опасныйГаз Синквейны Море.Внутреннее окраинное.Омывает, разделяет, штормит.Небольшая часть мирового океана.Водоем . Вулкан.Действующий потухший.Пробуждаясь, грохочет, изливается.Извергаясь, представляет грозное явление.Гора. Синквейны Круговорот.Малый большой.Переносит, связывает, обменивает.Осуществляет взаимосвязь оболочек Земли.Нужный процесс. Болото.Низинное верховое.Засасывает, топит, губит.Переувлажненный участок земной поверхности.Водоем. Приём №3 «Эссе» Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать? Эссе Урок 6 класс «Рельеф суши» - На уроке я познакомился с понятием рельеф; узнал, какие горы называют низкими, средними, высокими, а какие высочайшими; узнал чем отличаются низменности от возвышенностей; научился находить различные формы рельефа на физической карте и называть их в зависимости от высоты территории над уровнем моря. - Почему плоскогорья считаются равнинами несмотря на то, что их высота над уровнем моря может достигать 2000м (Гвианское плоскогорье)? ЭссеЯ в Австралии. Первые впечатления об этой стране удивительные, такое ощущение, что попал на другую планету Земли. Все ни так, как на других континентах. Реки здесь в основном с сухими руслами, а вода появляется только в сезон дождей. Лето наступает в декабре, зима в июле. Поражают животные, которых я никогда не видел в нашей стране: кенгуру, коала, дикая собака динго, которая не умеет лаять, утконос, ехидна, которые несут яйца, а детенышей вскармливают молоком, и другие. Замечательная страна, и я надеюсь, что узнаю о ней больше. Приём №4 «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить 1. 2. 3. 4. Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи СамоанализУрок 6 класс «Полезные ископаемые» Содержание урока Знаю уверенно Надоповторить 1. Полезные ископаемые(определение)2. Топливные - общие признаки - примеры - значение для человека3. Рудные - общие признаки - примеры - значение для человека4. Нерудные - общие признаки - примеры - значение для человека Домашнее задание Идеальное задание Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки Технология КМ учит Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов