Рабочая программа на ПМ 02 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора № _____________
от « »сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ
Уровень базовый
Код специальности 43.02.10 «Туризм»
Профиль: социально-экономический
Форма обучения-очнаяСрок освоения – 2года 10месяцев
Улан-Удэ 2016г
При разработке рабочей программы профессионального модуля в основу положены: ФГОС СПО по специальности/профессии_____________
__________________________________________________________________
утвержденный Министерством образования и науки РФ «__»______________201__ г.
Рабочая программа профессионального модуля рассмотрена и одобрена на заседании ЦК отделения «___________________»
протокол № ______ от «___» ____________201__г.,
Председатель ЦК ____________/_______________________
(подпись) (ФИО)
Экспертиза:________________/_________________________
(подпись) (ФИО)
Согласовано: заместитель директора по УПР __________/_____________
(подпись) (ФИО)
Разработчик(и):
_______________________________________________________
(занимаемая должность)(подпись) (ФИО)
_____________________________ _________________________________________________
(занимаемая должность) (подпись) (ФИО)
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Предоставление услуг по сопровождению туристов
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 «Туризм» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
«Предоставление услуг по сопровождению туристов»
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.ПК 2.1 Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.
2.ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
3.ПК 2.3Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
4. ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
5. ПК 2.5 Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
6. ПК 2.6 Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и при профессиональной подготовки специалистов по туристским услугам
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
- оценки готовности группы к турпоездке;
- проведение инструктажа туристов на русском и иностранных языках;
- сопровождение туристов на маршруте;
- организация досуга туристов;
- контроля качества предоставляемых туристу услуг;
- составления отчета по итогам туристской поездки;
уметь:
- проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;
-определять особые потребности тургруппы или индивидуального
туриста;
- проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на
маршрут;
- проводить инструктаж туристов на русском и иностранных языках;
- использовать приемы эффективного общения и соблюдать культуру
межличностных отношений;
- организовывать движение группы по маршруту;
- эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях;
- взаимодействовать со службами быстрого реагирования;
- организовать досуг туристов;
- контролировать качество предоставляемых туристу услуг размещения и
питания;
- контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и
сопутствующих услуг;
- проводить инструктаж по технике безопасности при проведении
туристского мероприятия на русском и иностранном языках;
- проводить инструктаж об общепринятых специфических правилах
поведения при посещении различных достопримечательностей;
- контролировать наличие туристов;
- обращаться за помощью в сопутствующие службы при наступлении
чрезвычайных ситуаций;
- оформлять отчет о туристской поездке;
- оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания туристов; знать:
- основы организации туристской деятельности;
- правила организации туристских поездок, экскурсий;
- требования к организации и специфику спортивно-туристских походов
различной категории сложности;
- правила проведения инструктажа туристской группы;
- правила техники безопасности при организации туристской поездки,
экскурсии и туристского похода;
- основы анимационной деятельности;
- правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских
комплексах;
- приемы контроля качества предоставляемых услуг;
- инструкции по технике безопасности при организации туристских
поездок и походов;
- правила поведения туристов при пользовании различного вида
транспорта;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при
наступлении чрезвычайных ситуаций;
- стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания;
- правила составления отчетов по итогам туристской поездки.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 730 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 622 часов, включая:
(обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 397 часов;
самостоятельной работы обучающегося –225часов)
учебной и производственной практики –108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Предоставление услуг по сопровождению туристов», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут
ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте
ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на
маршруте
ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте
ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей
стороной
ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективностъ и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных: и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Предоставление услуг по сопровождению туристов»
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
Часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов ПК 2.1 – 2.6 Раздел 1. МДК.02.01.
Технология и
организация
сопровождения
туристов 163 109 55 54 ПК 2.1 – 2.6 Раздел 2.
МДК.02.02.
Организация досуга туристов 144 96 48 48 ПК 2.1 – 2.6 Раздел 3.
МДК 02.03.
Организация экскурсионной деятельности 125 72 36 53 ПК 2.1 – 2.6 Раздел 4.
МДК 02.04
Организация активных туров на Байкале 190 120 60 70 Учебная практика 36 36 Производственная практика 72 72
Всего: 730 397 199 - 225 36 72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 02. Предоставление услуг по сопровождению туристов 730 МДК.02.01. Технология и организация сопровождения туристов 163 Введение Содержание учебного материала 2 Предмет, цели и задачи дисциплины 2
Тема 1.1Основы
организации
туристской
деятельности
Содержание учебного материала 8 Понятие, сущность и особенности туристского рынка.
Развитие индустрии гостеприимства. 2 2
Социально-экономические условия развития въездного и выездного туризма.
Роль въездного и выездного туризма.
Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию.
Выезд граждан Российской Федерации за рубеж 4 Проблемы и перспективы развития туризма в России.
Место России в международном туризме. Основные показатели развития туризма в России. 2 Практические занятия 4 Исследование российского рынка въездного и выездного туризма 2 Тенденции развития туризма в России, перспективы отдельных направлений. 2 Самостоятельная работа 7 Реферат: «Туристские возможности родного края».
Сообщение: «Условия развития туризма».
Сообщение: «Виды и формы туризма. Внутренний и международный туризм».
Реферат: «Национальный туризм. Активный и пассивный туризм. Плановый туризм». Тема 1.2
Правила
организации
туристских
поездок, экскурсий Содержание учебного материала 4 2
Положение об организации и проведению туристских поездок, экспедиций и экскурсий. 2 Инструкция по организации и проведению туристских поездок и экскурсий (путешествий) с учащимися Российской Федерации. 2 Практические занятия 4 Оценка готовности группы к турпоездке 4 Самостоятельная работа 6 Реферат: «Учебная работа инструктора», Реферат:«Категорий актива» Тема 1.3.
Требования к
организации и
специфика
спортивно-
туристских
походов различной
категории
сложности Содержание учебного материала 12 2
Понятие «поход».
Классификация туристских походов. 2 Схема последовательности этапов организации и подготовки спортивно-туристских походов.
Нормативные требования по технической сложности, предъявляемые к походам различных категорий сложности. 2 Порядок проведения инструктажа по соблюдению правил безопасности туристской группы. 2 Требования перед проведением туристского похода.
Требования во время проведения туристского похода.
Изучение прав и обязанностей участников похода. 4 Правила оформления маршрутной (заявочной) книжки похода и составления отчета о проведении туристского похода. 2 Практические занятия 4 Определение особенностей потребности тургруппы или индивидуального туриста 4 Самостоятельная работа 16 Реферат «Основные риски для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании»
Зарисовать схему последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления.
Тема 1.4.
Правила проведения инструктажа туристской группы Содержание учебного материала 18 Выбор района и составление план–графика похода. 2 2
Основы топографии. 4 Комплектование группы. Распределение обязанностей.
Смета похода. Организация питания в походе. 4 Индивидуальное и групповое снаряжение.
Походная аптечка. 2 Подготовка и оформление походной документации для проведения туристического похода. 2 Организация движения на маршруте.
Ориентирование на маршруте.
Техника бивачных работ. 2 Оказание первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях в походах.
Организация безопасности. 2 Практические занятия 27 Правила проведение инструктажа туристам на русском и иностранном языках 4 Составление схемы маршрута по топографической карте. 4 Ориентирование на местности. 4 Расчет продуктов питания для двухдневного похода. 4 Требования, предъявляемые к месту привала. Организация биваков. Требования к месту бивака. 3 Укладка рюкзака. 2 Отработка навыка оказания первой медицинской помощи при травмах и заболеваниях в походах. 2 Правила установки туристских палаток. 2 Противопожарная безопасность при разведении костров 2 Самостоятельная работа 14 Реферат: «История развития спортивного ориентирования».
Разработка маршрута, составление календарного плана похода и схемы маршрута
Сообщение: «Требования к организации биваков».
Зарисовка схем правильной планировки бивака
Изучение условных топографических знаков Тема 1.5
Правила и инструкции по технике
безопасности при организации
туристской поездки, экскурсии
и туристского похода
Содержание учебного материала 10 Организация туристских походов, экскурсий и поездок. Обеспечение безопасности туристов при их проведении. 2 2
Требования, предъявляемые к субъектам туристической деятельности при организации отдыха для туристов. 2 Причины, способствующие возникновению несчастного случая. Передвижение по болоту, при преодолении водных препятствий, при преодолении горных склонов, при пожарной безопасности в лесах. 2 Правила взаимодействия со службами быстрого реагирования 2 Охрана природы при устройстве привалов, ночлегов, очагов. 2 Практические занятия 16 Проверка и составление документации, необходимой для выхода группы на маршрут
2 Правила проверки готовности транспортных средств при выходе на маршрут 2 Сопровождение туристов на маршруте
Использование приемов эффективного общения и соблюдение культуры межличностных отношений 4 Организация движения группы на маршруте 4 Применение различных решений в сложных и экстремальных ситуациях 4 Разработка индивидуальной инструкции по технике безопасности при организации туристических походов и поездок,экскурсий2 Самостоятельная работа 11 Сообщение: «Природоохранные мероприятия при подготовке к походу»
Сообщение: «Личная безопасность и безопасность имущества».
Доклад: «Нарушения туристами установленных правил. Чрезвычайные ситуации».
Организация и проведение поисково-спасательных работ. Вопросы выживания в экстремальных условиях МДК 02.02 Организация досуга туристов 170 Тема 2.1.
Основы анимационной деятельности Содержание учебного материала 4 2
Цели и задачи. Предмет и объект изучения МДК «Организация досуга туристов». 2 Логика курса. Методы исследования 2 Практические занятия 14 Организация досуга туристов. Досуговые мероприятия (на примере) 14 Самостоятельная работа 5 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученной в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по теме: «Роль специалистов аниматоров» Тема 2.2.
Правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах
Содержание учебного материала 8 2
Формы и содержание организации обслуживания в гостиницах и туристских комплексах 2 Технология работы службы приёма и размещения проживающих2 Организация питания в гостиницах и туристских комплексах 2 Организация предоставления дополнительных и сопутствующих услуг в гостиницах и туристских комплексах 2 Практические занятия 6 Организация питания в гостиницах и туристских комплексах (презентация) 6 Самостоятельная работа 5 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по темам:
1.Туристские объекты
2.Тематические парки
3.Роль музеев в индустрии туризма
4. Роль спортивных сооружений в индустрии туризма
5. Роль клубов и игровых залов в индустрии туризма
6. Роль предприятий общественного питания в индустрии туризма Тема 2.3
Приемы контроля качества предоставляемых туристу услуг Содержание учебного материала 4 2
Показатели качества обслуживания на предприятиях и их классификация 2 Контроль и оценка качества услуги. Сертификация туристских услуг. Основные направления обеспечения качества на зарубежных и отечественных туристских предприятиях 2 Практические занятия 4 Контроль и оценка качества услуги 4 Самостоятельная работа 6 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по теме: «Формы контроля предоставляемых услуг отдыхающим» Тема 2.4.
Инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов Содержание учебного материала 4 2
Методические рекомендации по составлению инструкций по охране труда и обеспечению безопасности при проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися 2 Нормативные акты, методическая литература по обеспечению безопасности при организации и проведении туристско-краеведческих мероприятий с учащимися 2 Практические занятия 6 Памятка по обязанностям и ответственности руководителя учреждения в области охраны жизни и здоровья обучающихся6 Самостоятельная работа 5 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по темам:
Инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов (буклеты) Тема 2.5.
Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта Содержание учебного материала 8 2
Документационное обеспечение автобусных туров.
Паспорт туристского автобусного маршрута. 2 Правовое обеспечение перевозок воздушным транспортом. Воздушный транспорт и его опасности. 2 Правовое обеспечение перевозок железнодорожным транспортом. Железнодорожный транспорт и его опасности. 2 Водные туры. 2 Практические занятия 4 Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта (буклет) 4 Самостоятельная работа 5 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по темам:
Правила поведения туристов при пользовании автомобильным, авиационным, железнодорожным, воздушным транспортом Тема 2.6.
Правила оказания первой медицинской помощи Содержание учебного материала 10 2
Первой медицинская помощь при кровотечениях 2 Первая медицинская помощь при обморожениях, тепловом ударе 2 Первая медицинская помощь при несчастных случаях 6 Практические занятия 4 Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, обморожениях, тепловом ударе 2 Правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях 2 Самостоятельная работа 4 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по теме:
Первая медицинская помощь при несчастных случаях (презентации)
Тема 2.7.
Контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации Содержание учебного материала 2 2
Службы спасения 2 Практические занятия 4 Правила работы со службами помощи при наступлении чрезвычайной ситуации 4 Самостоятельная работа 6 Самостоятельная работа предполагает сбор и обработку полученных в ходе лекционных и практических занятий информации, а также подготовку докладов по теме:
Контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации(изготовление буклета) Тема 2.8.
Стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания Содержание учебного материала 6 2
Стандарты качества гостиничного обслуживания. 2 Правила организации обслуживания туристов в гостиницах. Приемы контроля качества предоставляемых услуг туристу. 2 Методы контроля качества предоставляемых туристу услуг. Качество предоставления туристам экскурсионных и сопутствующих услуг. 2 Практические занятия 2 Контроль качества предоставляемых услуг туристу. 2 Самостоятельная работа 6 Правила организации обслуживания туристов в гостиницах в разных странах 6 Тема 2.9.
Правила составления отчета по итогам туристской поездки Содержание учебного материала 2 2
Виды отчетов по итогам туристической поездки. 2 Практические занятия 4 Правила составления отчетов по итогам туристической поездки 4 Самостоятельная работа 6 Виды отчетов по итогам туристской поездки МДК 02.03 Организация экскурсионной деятельности 125 Тема 3.1.Экскурсионная теория Содержание учебного материала 12 2
Экскурсоведение как наука. История экскурсионного дела в России и за рубежом. 2 Техника подготовки экскурсии. Объекты экскурсионного показа и критерии отбора объектов экскурсионного показа. 2 Виды экскурсий. Классификации экскурсий 2 Достопримечательности в контексте истории, географии и культуры. Отечественная история и культура 6 Практические занятия 8 Методические разработки форм и видов проведения экскурсий;
определять цели, задачи и тему экскурсии;
определять ключевые позиции программы экскурсии. 4 Правила работы с информационными источниками (справочная литература, исторические документы, научная литература, электронные средства массовой информации) 2 Организация протокольные мероприятия при встрече туристов, в начале и при завершении экскурсии 2 Самостоятельная работа 7 Место экскурсии в мировой культуре. Экскурсия в истории русской культуры. Экскурсия в современном обществе (реферат на выбор) 7 Тема 3.2. Методика работы с материалами Содержание учебного материала 4 2
Методики работы с библиографическими материалами 2 Техника поиска информационных материалов в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Правила использования офисной техники. 2 Практические занятия 8 Офисные технологии 2 Составление "Пакета экскурсовода"; 6 Самостоятельная работа 8 Роль экскурсии в туриндустрии. Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности (реферат на выбор) 8 Тема 3.3. Музейные организации по программе экскурсии Содержание учебного материала 2 2
Регламент и правила обслуживания в конкретных музейных организациях 2 Практические занятия 2 Правила обслуживания в конкретных музейных организациях 2 Самостоятельная работа 6 История возникновения города(презентация по музею города на выбор с фото материалом) Тема 3.4.Методика проведения экскурсии Содержание учебного материала 4 2
Методические приемы показа экскурсионных объектов. Правила делового протокола и этикета 2 Техника использования микрофона и усилительных средств. Техника ведения переговоров, публичных выступлений, экскурсионного рассказа, ответов на вопросы 2 Практические занятия 4 Правила делового протокола и этикета 2 Определение особенностей потребности тургруппы или индивидуального экскурсанта;
согласование места встречи экскурсионной группы и организация встречи;
использование методических приемов показа экскурсионных объектов 2 Самостоятельная работа 8 История одной или нескольких улиц.
Легенды и предания о городе.
Природные ресурсы края.
Научный потенциал города.
Обычаи и традиции.(проведение заочной экскурсии в аудитории по выбору) 8 Тема 3.5. Правила обслуживания на транспорте Содержание учебного материала 2 2
Правила обслуживания на транспорте и правила поведения на конкретном виде транспорта;
характеристики транспортных средств, необходимых на маршруте экскурсии;
транспортные организации, которые могут предоставить услуги, необходимые при проведении экскурсии; 2 Практические занятия 4 Правила проведения инструктажа о правилах поведения в группе и на конкретном виде транспорта 2 Правила проведения инструктажа об общепринятых и специфических правилах поведения при посещении различных достопримечательностей 2 Самостоятельная работа 6 Виды транспортных экскурсий (реферат) 6 Тема 3.6.Основы психологии и физиологии человека Содержание учебного материала 4 2
Основы психологии и физиологии человека 2 Организации питания по маршруту экскурсии 2 Практические занятия 2 Физиологические особенности при передвижении туристов на конкретном виде транспорта. 2 Самостоятельная работа 6 Критерии дифференциации экскурсионных групп. Особенности экскурсионного обслуживания молодежных и детских групп(реферат на выбор) 6 Тема 3.7. Правила оказания первой медицинской помощи Содержание учебного материала 4 2
Правила оказания первой медицинской помощи;
контактные телефоны соответствующих служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации; 4 Практические занятия 4 Правила обращения за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации. 2 Анализ возникающих потребности во взаимодействии с конкретными организациями для обеспечения проведения экскурсии 2 Самостоятельная работа 6 Основы техники безопасности на экскурсии 6 Тема 3.8. Отчетная документация Содержание учебного материала 4 2
Перечень необходимых документов (билеты, путевки, ваучеры);
Формы установленной отчетности и правила их ведения; 2 Инструкции и правила техники безопасности. 2 Практические занятия 4 Правила заключения договоров на обслуживание экскурсантов силами сторонних организаций;
2 Правила составления отчетности по установленной форме 2 Самостоятельная работа 6 Особенности работы с экскурсантами из стран ближнего и дальнего зарубежья (реферат) 6 МДК 02.04 Организация активных туров на Байкале 190 Тема 4.1. Рекреационное и туристское районообразование и районирование Байкала. Содержание учебного материала 2 2
Рекреационное и туристское районообразование и районирование Байкала. 2 Практические занятия 2 Рекреационное и туристское районообразование и районирование Байкала.(карта) 2 Самостоятельная работа 4 Климатические особенности Байкальского региона 4 Тема 4.2.Основных направлений байкальского туризма.
Содержание учебного материала 2 2
Основных направлений байкальского туризма. 2 Практические занятия 2 Основных направлений байкальского туризма(презентация) 2 Самостоятельная работа 4 Средства размещения на Байкале 4 Тема 4.3 Виды туризма на Байкале Содержание учебного материала 6 2
Экологический туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 4 Практические занятия 6 Характеристика экологических маршрутов на Байкале 6 Самостоятельная работа 6 Презентация экологического маршрута на выбор 6 Содержание учебного материала 6 2
Спортивный туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 4 Практические занятия 6 Характеристика спортивных маршрутов на Байкале 6 Самостоятельная работа 6 Презентация спортивного маршрута на выбор 6 Содержание учебного материала 8 2
Водные виды туризма на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 6 Практические занятия 8 Характеристика водных маршрутов на Байкале 8 Самостоятельная работа 8 Презентация водного маршрута на выбор 8 Содержание учебного материала 4 2
Религиозный(паломнический) туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 2 Практические занятия 4 Характеристика религиозных (паломнических) маршрутов на Байкале 4 Самостоятельная работа 6 Презентация религиозного (паломнического) маршрута на выбор 6 Содержание учебного материала 8 2
Пеший туризм на Байкале и его особенности 4 Характеристика маршрутов 4 Практические занятия 8 Характеристика пеших маршрутов на Байкале 8 Самостоятельная работа 8 Презентация пешего маршрута на выбор 8 Содержание учебного материала 4 2
Экстремальный туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 2 Практические занятия 4 Характеристика экстремальных маршрутов на Байкале 4 Самостоятельная работа 6 Презентация экстремального маршрута на выбор 6 Содержание учебного материала 6 2
Лечебно-оздоровительный туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 4 Практические занятия 6 Характеристика лечебно-оздоровительных маршрутов на Байкале 6 Самостоятельная работа 8 Презентация лечебно-оздоровительного маршрута на выбор 8 Содержание учебного материала 4 2
Конный туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 2 Практические занятия 4 Характеристика конных маршрутов на Байкале 4 Самостоятельная работа 4 Презентация конного маршрута на выбор 4 Содержание учебного материала 4 2
Потребительский туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 2 Практические занятия 4 Характеристика потребительских маршрутов на Байкале 4 Самостоятельная работа 4 Презентация потребительского маршрута на выбор 4 Содержание учебного материала 6 2
Культурно-познавательный туризм на Байкале и его особенности 2 Характеристика маршрутов 4 Практические занятия 6 Характеристика культурно-познавательных маршрутов на Байкале 6 Самостоятельная работа 6 Презентация культурно-познавательного маршрута на выбор 6 Содержание материала практики 36 Учебная практика
Оценка готовности группы к турпоездке6 Проведение инструктажа туристов на русском и иностранных языках 6 Проведение инструктажа при посещение достопримечательностей 6 Оформление отчетной документации о туристской поездке 6 Оценка качества туристского и гостиничного обслуживания 6 9. Организация досуга туристов; 6 Содержание материала практики 72 Производственная практика по профилю специальности
Проведение инструктажа туристов на русском и иностранных языках. 6 Сопровождение туристов на маршруте.
Контролирование готовности группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. 6 Инструктирование туристов о правилах поведения на маршруте.
Координирование и контролирование действий туристов на маршруте. 6 Обеспечение безопасности туристов на маршруте.
Контролирование качества обслуживания туристов принимающей стороной. 6 Оформление отчетной документации о туристской поездке.
Организация движения группы по маршруту. 6 Всего 730
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
Географии туризма;
Турагентской и туроператорской деятельности;
Информационно-экскурсионной деятельности
Лаборатории и тренинговые кабинеты:
1. Учебный (тренинговый) офис
2. Учебная (тренинговая) фирма по предоставлению туристских услуг (турфирма).
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Залы:
1.Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
2.Актовый зал.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- стол преподавателя – 1;
- стул преподавателя – 1;
- стол аудиторный – 25;
- стул аудиторный - 50.
Комплект учебно-методической документации:
- политическая карта мира, географическая карта мира, карта Бурятии, карта Байкальского региона;
- географические атласы, контурные карты;
- топографическая карта и карта спортивного ориентирования;
- карточки с топографическими условными знаками;
- дидактический раздаточный материал: политическая карта России, карточки-задания для закрепления и проверки навыков работы с топографическими картами;
- иллюстративный материал;
- туристское снаряжение: рюкзак, палатки, коврики, спальники, страховочные веревки, репшнуры для завязывания узлов, карабины, жумары, страховочная система «беседка», костровые принадлежности;Технические средства обучения:
- ПК;
- мультимедийное оборудование;
- проекционный экран.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», ФЗ-132 от 24.11.96 с изменениями и дополнениями.
2.Дюжина Н.Н. География туризма: Учебное пособие/ Н.Н.Дюжина.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Саратов: ООО «Фоссет-М», 2013.-256с.
3.Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты: учебное пособие/Н.А.Зайцева.-2-е изд., исправ. и доп.- М.: ФОРУМ,2011.-168с.-(Высшее образование)
4.Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие /А.Б.Косолапов – 2-е изд.,стер. - М.: КНОРУС, 2010.-288 с .- (Среднее профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
www.tourdom.ru Профессиональный туристический портал
www.tonkosti.ru Электронная туристическая энциклопедия
HYPERLINK "http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=40197" \t "_blank" http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=40197 Глобальный этический кодекс туризма
-www.turprofi.ru Портал для турагента-www.tourdom.ru Профессиональный туристический портал
-www.tonkosti.ru Электронная туристическая энциклопедия
-www.russiatourism.ru Официальный сайт Федерального агентства по туризму России
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по профессиональному модулю осуществляется в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с рабочим учебным планом, программой профессионального модуля, с расписанием занятий; с требованиями к результатам освоения профессионального модуля: компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям.
В процессе освоения модуля используются активные и интерактивные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов: деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, анализ производственных ситуаций, и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.
Студентам обеспечивается возможность формирования индивидуальной
траектории обучения в рамках программы модуля; организуется самостоятельная работа студентов под управлением преподавателей и предоставляется консультационная помощь.
Освоению модуля предшествует изучение дисциплин:
- ОГСЭ.04 «Иностранный язык»;
-ЕН.02 «География туризма»;
- ОДБ.09 Основы безопасности жизнедеятельности»;
- ОДП.11«Информатика и ИКТ»;
- ОДП.12«Экономика»;
-ОДП.13 «Право»;
- ОП.03. «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации»;
- ОП.02. «Организация туристской индустрии»;
- ОП. 09 «Спортивная подготовка»;
- МДК.01.01 «Технология продаж и продвижения турпродукта».
Оценка качества освоения профессионального модуля включает текущий
контроль знаний и промежуточную аттестацию. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующий раздел модуля, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: реализация основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Инженерно-педагогический состав: реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1.
Контролировать
готовность группы,
оборудования и
транспортных средств к выходу на маршрут Контролирование готовности группы по списочному составу; Контролирование личного и группового снаряжения и оборудования;
Контролирование транспортных средств к выходу на маршрут, согласно требованиям.
Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
ПК 2.2.
Инструктировать
туристов о правилах
поведения на
маршруте
Заполнение необходимой
документации по технике безопасности при организации
туристических поездок согласно инструкции. Расписать права и обязанности
участников похода, экскурсии, согласно инструкции.
Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
ПК 2.3.
Координировать и
контролировать
действия туристов на маршруте Изготовление наглядный
иллюстрированный материал на тему: «Правила поведения в транспорте» для демонстрации туристической группы Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
ПК 2.4.
Обеспечивать
безопасность
туристов на
маршруте Изучение частых причин
травматизма и несчастных случаев в туризме, и возможных способов их
решения.
Разработка индивидуальной
инструкции по технике безопасности при организации туристических походов и поездок Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
ПК 2.5
Контролировать
качество
обслуживания
туристов
принимающей стороной Проведение опроса о качестве обслуживания предприятиями туриндустрии в соответствие с требованиями.
Оценить результаты опроса и
устранить недостатки. Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
ПК 2.6. Оформлять
отчетную
документацию о
туристской поездке Оформление маршрутной (заявочной) книжки похода и отчет о проведении туристского похода, в соответствие с требованиями.
Оценка выполненных практических работ.
Оценка домашних работ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интереса к
будущей профессии
Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективностъ и качество. - выбор и применение методов и способов решения задач в сфере туризма;
- оценка эффективности и
качества выполнения задач.
Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 3. Принимать решения в стандартных: и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - решение стандартных и
нестандартных ситуаций.
Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - поиск необходимой
информации для эффективного
выполнения задач,
профессионального и личностного развития Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - использование информационно-
коммуникационных технологий в
деятельности предприятий
туризма
Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями
и мастерами в ходе обучения Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - проявление ответственности за
работу подчиненных, результат
выполнения заданий Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - планирование обучающимся
повышения личностного и
квалификационного уровня. Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - анализ инноваций в области
туризма Оценка компетенций по участию в профессиональных конкурсах «Туристские забавы», «Найрамдал», олимпиаде по туризму, туристских соревнованиях