Технология системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

«Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения. Технология системно-деятельностного подхода».

Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Принципы системно-деятельностного подхода:
Личностно ориентированные принципы:
адаптивности; развития; психологической комфортности
Культурно ориентированные принципы:
образа мира; целостности содержания образования; систематичности; смыслового отношения к миру; ориентировочной функции знания; овладения культурой
Деятельностно ориентированные принципы:
Обучения деятельности; управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; управляемого перехода от совместной учебно-познавательной к самостоятельной деятельности; принцип опоры на предшествующее развитие; креативный принцип
Функции системно-деятельностного подхода:
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться»,
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

В преподавании русского языка системно-деятельностный подход – это единство процессов:
совершенствования речевой деятельности и развития речемыслительных способностей;
формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков
Системно - деятельностный подход:
Усвоение системы лингвистических понятий.
Формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы.
Овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка.
Поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности.
Интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности.
Применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности.
Рассмотрим, как можно применить системно-деятельностный подход на примере некоторых разделов русского языка.
Основные сведения о языке и речи.
Осознание одного из главных требований к речи: точность употребления слов в речи в соответствии с его лексическим значением.
Объяснение лексического значения слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).
Определение значения слова с опорой на морфемное строение:
1) с учётом значения корня (обижать друга обида, обежать вокруг дома бежать, бег);
2) с опорой на значение словообразующих морфем:
оват ый - «чуть-чуть.., немного...»;
тель ниц а –«женщина, которая...»,
е ть – «становиться (каким?) ...» и т.п.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово единица языка и речи. Лексическое значение слова.
Основные способы объяснения лексического значения:
краткое толкование значения слова,
подбор синонимов, антонимов,
подбор ближайшего однокоренного слова (словообразовательное толкование: ущелье щель между горами);
наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография).

Какая работа должна проводиться на уроке:
Работа с толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова.
Работа со словарями синонимов и антонимов с целью обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли.
Уместное использование слов-синонимов в речи с учётом их стилистической окрашенности.
Распределение слов на тематические группы.
Наблюдение за использованием родовых и видовых понятий в научных определениях, включённых в школьные учебники по разным предметам.
Использование слов одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным.
Таким образом, каждый урок русского языка становится уроком развития речи!
Развивая речь, мы учим школьника:
думать, рассуждать;
интересоваться окружающим миром;
анализировать и оценивать прочитанное, прослушанное, увиденное
выражать результаты этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания.
адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования
извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы, рисунка и т.п.)
пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста
сравнивать содержание текста и иллюстративный материал, сопровождающий его
проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров
сопоставлять разные тексты по заданному параметру
оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к тексту.
редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении
использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально-этическую тему
самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное):
на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся
на основе текста, пословицы, афоризма, картины, фотографии, фотоколлажа, рисунка, схемы, таблицы
на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта