Курсовая работа по основам драматургии на тему Разновидности и специфические особенности сценариев основных праздничных форм (на примере свадебных обрядов).

Кемеровский Государственный институт Искусства и Культуры
Кафедра режиссуры












Курсовая работа
по основам драматургии
тема: Разновидности и специфические особенности сценариев основных праздничных форма (на примере свадебных обрядов)




Выполнила:
ст-ка IV курса ХПФ ОЗО
гр РТПП – 921
Денисова Е. Л.
Научный руководитель:
Анульева Ольга Владимировна






Кемерово-1995г.
План:
Введение.
Истоки свадебной обрядности.
Для чего поют на свадьбе.
Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.
Обряд вчера и сегодня.
Семейные праздники.
Заключение.





































ВВЕДЕНИЕ
Сценарий каждого праздника и обряда предусматривает точно выстроенную систему развернутых во времени и пространстве действий, раскрывающих его идейно-тематический замысел, раскрывающий его идейно-тематический замысел. Именно такая совокупность подчеркивает целостное социальное образование – систему, образующую празднично – обрядовый календарь различного масштаба (всесоюзного, регионального, конкретного трудового коллектива и личности). Необходимость разработки такого календаря, как фундамента работы режиссера бесспорна.
Режиссер должен быть разносторонне образованным человеком, - считает Игорь Ильинский, - знать историю, быт, нравы людей, историю театра, живописи, литературы. Неплохо изучить языки быть самому художником, чтобы хорошо разбираться в гриме и костюме, быть ритмичным и музыкальным Нужно думать еще и о нравственной стороне: всякая распущенность в этом вопросе обязательно просматривается в его трудах, так же как отражается и на его внешнем облике. (из книги «Сам о себе»)
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня практически отсутствует серьезный анализ влияния празднично – обрядовой культуры на сознание людей, формирование их мировоззрения и убеждений в годы культа личности и массовых репрессий. Никто не пытался с идеологических позиций измерить тот огромный вред, который нанесли помпезные, зачастую надуманные, требующие огромных финансовых затрат праздники, захлестнувшие страну в 70х - начале 80х г.г., осмыслить их роль в расцвете застойных явлений. Издания этих лет не дали дальнейшего развития теории массовых праздников, обрядов, носили описательный характер. Все это позволяет говорить об определенной недооценке праздников и обрядов как комплексного социального и культурного явления, а также об одностороннем подходе к их изучению, разрывающем ограниченную связь социально-педагогической и художественно-эстетической сторон.

















Обряды, обычаи и традиции сопровождают человека в течение всей его жизни и своей красотой, торжественностью делают жизнь более яркой, вносят в нее разнообразие и радость. Обрядность способствует укреплению связи между человеком и обществом. Своеобразие обрядности как средства воспитания проявляется в том, что она оказывает глубокое эмоционально воздействие на сознание человека. Участие в праздниках и обрядах вызывает у человека ощущение своего единства с коллективом, воспитывает чувство долга и личной ответственности перед людьми и обществом в целом. Надо активно добиваться внедрения новых обрядов в жизнь людей, вести неустанный поиск новых форм и источников обогащения обрядности, усиления ее эмоционального воздействия. Один из таких источников – традиционная свадьба.
Старинная сибирская крестьянская свадьба – сложное комплексное явление, состоящее из различных по происхождению и функциям обрядов, песен, плачей, театрализованных действий. Свадьба начиналась просватаньем и продолжалась в течение трех недель, иногда тех месяцев. За просватаньем следовали смотрины, потом рукобитье, вечёрка, соборная неделя, венчание, свадебный пир и отводины.
Большой поэтичностью, эмоциональной насыщенностью обладали такие ритуалы, как заплетание и расплетание косы, прощание невесты с волей, «красотой» на девичнике, купля – продажа места возле невесты, обряд бани, окручивание молодой и другие. В таком виде сибирская свадьба сохранялась вплоть до первой четверти ХХ века.
Современный свадебный обряд создавался на основе народных традиций, он впитал в себя все самое ценное, проверенное многовековым опытом народа, что-то было заимствовано из старинного обряда полностью, что-то было переосмыслено и получило новое содержание, новую жизнь.
Традиционная символика лежит в основе наряда жениха и невесты: светлое платье невесты символизирует небо, свет, чистоту, а черный костюм жениха – символ земли, плодородия. Фата заимствована из народного обычая покрывать голову невесты шалью от «сглаза». Сегодня символика цвета брачных костюмов (по происхождению) уже забыта, а свадебные костюмы жениха и невесты – это дань традиции. Кстати, в античном Риме невеста облачалась в одежду из белой шерсти, символизирующей ее непорочность, и подпоясывалась веревкой. Длинные волнистые волосы прикрывались вуалью цвета пламени; на голове был венок из вербены или мирты. Современная свадебная одежда ведет свое начало со времен Наполеона, который в 1800 году возродил белую свадебную одежду. Традиция одевать невесту в белое родилась во Франции в эпоху средневековья. В 1558 году в день венчания Марии Стюарт с королем Франциском II невеста надела белое платье и белую фату. До этого новобрачные в Европе одевались под венец только в краснее.
Сохранились в современном обряде и некоторые старые чины: раньше – дружка и провожатка невесты, а сегодня – свидетель и свидетельница; раньше дружке через плечо повязывали расшитое полотенце, сегодня свидетелю и свидетельнице повязывают красную ленту.
Полностью перешел в современный свадебный обряд свадебный поезд. Если раньше ехали на лошадях – впереди дружка, за ним жених, невеста со свахой, потом бояре, то теперь свадебный кортеж состоит из колонны автомашин, украшенных двумя переплетенными кольцами и лентами. Так же, как и раньше, свадебный кортеж обычно движется от дома невесты до места бракосочетания и обратно к месту свадебного торжества. Старинный обычай – посещать в день свадьбы святые места, трансформировался в обряд посещения молодоженами памятников боевой славы, «вечного огня», других святынь
По традиции молодоженов, прибывших после регистрации, встречают родные и знакомые, образуя живой коридор, обсыпают лепестками цветов, зерном и медными монетами, преподносят хлеб – соль. Этот обряд обозначает пожелание молодым богатства, счастья и детей. В сибирской старинной свадьбе молодых обсыпали зерном, хмелем и пухом.
В старину было принято подстилать под ноги молодым дорожки с пожеланием широкой и мягкой дороги. И сегодня молодые идут к столу регистрации по двум ковровым дорожкам, во время бракосочетания становятся на один ковер, что символизирует шутливое гадание: «кто первый ступит на дорожку, тот и будет хозяином».
Эти и другие элементы старинной свадьбы стали неотъемлемой частью современного ритуала бракосочетания, прочно вошли в быт людей.
Современная свадьба, как и традиционная, делится на три периода: досвадебный, свадебный и послесвадебный.
Еще несколько лет назад в современном обряде не было ритуалов, посвященный жениху и невесте. Подача заявления в ЗАГС, вступающих в брак, носила деловой и канцелярский характер. В последние годы стала актуальной задача подготовки молодежи к браку, к роли отца и матери, воспитания ответственного отношения к созданию семьи. По исследованиям социологов (1970-1980 г.г.) каждая 10я пара из подавших заявление в ЗАГС не является на регистрацию. Сама жизнь потребовала возрождения старинного народного обряда помолвки (в Сибире – рукобитье).
В традиционной свадьбе этот обряд означал предварительный договор о заключении брака, он не имел юридической силы и существовал как народный обычай. «В этот день в дом невесты приезжал жених с родителями, брат выводил сестру из кухни, где она плакала, после чего отец невесты брал в правую руку платок, затем брал правые руки жениха и невесты и говорил жениху: «Вот вам мое дите, будьте уверены в моем дите», а дочери: «Почитай мужа и его родителей, слушайся его во всем». После обращения к жениху и невесте родители жениха разбивали руки молодых».
Обязательным ритуалом рукобитья было взаимное одаривание жениха и невесты, обмен обручальными кольцами, церемониальное угощение вином, Потом все садились за столы и начинали угощение. В некоторых районах Восточной Сибири невеста не садилась за стол, а уходила в куть, где в продолжение всего вечера плакала и причитала. Так она расставалась со своей жизнью «в девках». Каждому понятно, что такая архаика не могла ужиться в современной помолвке.
Традиционная помолвка почти полностью переосмыслена, наполнена новым содержанием, игровыми элементами. Из народного обычая сохранилось только то, что уместно сегодня – обмен обручальными кольцами и недорогими подарками.
В трансформированном виде как шуточный розыгрыш сохранился в современной свадьбе и обряд выкупа невесты. Первоначально этот обряд имел религиозно – магическое значение и в игровой форме отражал бывшую когда-то настоящую войну РОДА НЕВЕСТЫ с представителями РОДА ЖЕНИХА. Мотив завоевания невесты с представителями рода жениха был характерен и для славянской обрядности и нашел отражение в русских сказках.
Позднее, в условиях патриархального быта, когда на женщину смотрели как на товар, он приобретает значение купли – продажи. В Сибири этот обычай был особенно устойчив, что связано с заимствованным у бурятского населения обычая уплаты калыма за невесту.
В день венчания, когда жених со свитою подъезжал к дому невесты, ее ворота были заперты. Жених требовал выдать ему его «сужено – ряжено». Под пение девушками пенсии «Вьюн над водой извивается» ему выносили и показывали сначала приданное невесты - «СУНДУК С ДОБРОМ», по второму требованию – выводили коня, иногда вместо невесты выводили девушку, наряженную невестой, а он говорил, что «это не его сужено, не его ряжено».
Вывели ему, - 3 р.
Свет Настасьюшку.
- Это вот мое, - 3 р.
Богом суженое
Девушки не пускали жениха к невесте, и он должен был задаривать их деньгами, орехами и конфетами, выкупать место возле невесты у свахи.
Мотив завоевания невесты сохраняется и в современном обряде выкупа, который имеет значения испытания достоинств жениха, его сообразительности, находчивости. К примеру, во время обряда выкупа девушки загадывают жениху загадки, заставляют выполнять различные задания.
Девушки:
За платье длинное- песню лебединую (жених исполняет песню);
за туфли узкие – пляску русскую (жених танцует);
у нашей невесты фата искрится, стоит она цветов душистых (жених дарит цветы);
за Натальины глаза ясные – стихи прекрасные (жених рассказывает стих);
за Натальины косы давай абрикосы;
за волосы пушистые – гвоздики душистые;
сколько теще лет, скажи, на каждый годок цветок (монетку) положи, и т.д.

Существует и такая традиция: жених должен выпить бутылку воды, на дне которой спрятан ключ от комнаты, где заперта невеста, или угадать, в какой пирожок он запечен. Жених есть пирожки до тех пор, пока не найдет ключ. Эти задания ему помогают выполнить свидетель и друзья.
В старину жених и невеста отправлялись к венцу на празднично украшенных «тройках». Этот обычай возрожден и пользуется большой популярностью. В деревнях, колхозах молодые и их родственники едут к месту регистрации на трех парах красиво убранных лошадей: на дугах звенят колокольчики, старинные кошевы украшены лентами и цветами. У ДК (ЗАГС) их встречает венчальной песней фольклорный ансамбль, их посыпают зерном, деньгами, преподносят хлеб-соль. После регистрации жених катает на лошадях невесту и ее подруг по селу. Молодежь при этом веселится и поет песни.
В старину, встречая молодых после венчания, пели им благопожелания. Наиболее распространенным было следующее:
«Дай Бог вам жить – поживать
Да добра наживать,
Чтобы скот плодился,
Чтобы хлеб родился.
Сколько на болоте кочек,
Столько бы вам дочек.
Сколько в лесу пеньков,
Чтоб столько было сынков.
Пожелать вам осталось,
Чтоб не брала вас старость».
Фрагменты этого благопожелания используются работниками ЗАГСов, клубными работниками для оформления свадебного зала: «Сколько в лесу пеньков, чтоб столько было сынков. Сколько на болоте кочек, столько бы вам дочек». Это благопожелание в несколько измененном виде может лечь в основу скандируемой здравницы молодым.
Широко распространен в современном свадебном обряде ОБЫЧАЙ РАЗЖИГАНИЯ МОЛОДЫМИ СЕМЕЙНОГО ОЧАГА. Корни этого обряда также уходят в прошлое, в представление народа о семей ном очаге – символе дома, семьи, Родины. И о женщине – хранительнице семейного очага. И этот обряд целесообразно сохранить в сельских свадьбах.
Многие старинные обряды сибирской свадьбы пережили свое новорождение в советскую эпоху. Не забыты ритуалы, связанные с проверкой трудовых навыков молодоженов.
Бытует сегодня обряд подметания пола. В традиционной свадьбе он проходил следующим образом: «После стряпни блинов молодая начинает другую работу – мести избу, кланяется в ноги свекру и свекрови и получает от последней веник, причем свекровь приговаривает общеизвестную пословицу: «Избу мети, а сор на улицу не выметай». Это наставление имело не только хозяйственный, но и этический смысл: все домашние неприятности нельзя выносить из дому. Молодая метет избу, а присутствующие стараются опять насорить на выметенном месте. На сор бросают деньги – каждый по желанию и средствам, невеста подбирает деньги и кланяется бросившему их. Некоторые из гостей благословляют скотиной, т.е. дарят молодой или корову, или телку, или овцу. (Для современных молодых фермеров очень кстати возрождение такого обычая).
Для жениха в старинной свадьбе тоже были придуманы испытания. Он выполнял роль кучера во время катания девушек по деревне, колол дрова, прорубал прорубь на второй день свадьбы. На сельских свадьбах жениху до сих пор предлагают колоть дрова, прежде чем пустить его в дом невесты.
Таким образом, обряды испытании я трудом были определенной подготовкой новобрачных к будням семейной жизни.
Старинные свадьбы в разных местностях – это неиссякаемый источник обогащения современного свадебного обряда. Отдельные фрагменты могут быть использованы и сегодня, но необходимо, чтобы они вошли в современный обряд органично. Очень важно учитывать местные особенности обряда, наличие большого количества вариантов свадебного действия. Поэтому устроителям свадебного торжества нужно ориентироваться, прежде всего, на знание местного обрядового фольклора, включать в современную свадьбу богатейший свадебный песенный фольклор. В каждом районе это будут свои песни.
Полностью забыт сегодня такой традиционный элемент свадьбы, как ДЕВИЧНИК, последний вечер накануне венчания, проводимый невестой вместе с ее ближайшими подругами. Девичником также называлась неделя перед свадьбой, когда подруги невесты жили у нее, помогали готовить приданое, стряпали, ткали, вышивали. Этот элемент легко поддается трансформации.
В старинной свадьбе каждый знал свою роль и свое место. Эта традиция была освящена веками.
Типичное расположение участников свадьбы за столом: как, каким порядком ехали, таким порядком садились за стол. От невесты налево садились подруги и женщины. От жениха направо садились крестный или тысяцкий, а затем – дружка, за ним - поезжане от 5 до 9 или 7 человек. Это были друзья, родственники жениха: отец и мать жениха в этот раз за стол не садились. Они угощали гостей. Родственники невесты – на почетных местах. Причем в доме невесты на почетных местах сидела родня жениха, а в доме жениха – садились родные невесты.
Итак, перечислены лишь некоторые элементы традиционной свадьбы, которые, выражая народную мудрость, яркие по форме, могут стать богатым материалом для творческого использования в современном свадебном обряде, сделают его праздником, запоминающимся на всю жизнь.
Современная свадьба сочетает в себе новое и элементы традиционного обряда:
предсвадебный период (помолвка);
выкуп невесты;
торжественный ритуал заключения брачного союза;
свадебное торжество.
Но эти элементы свадебной обрядности чаще присутствуют в сельских свадьбах. В городах свадьбы зачастую ограничиваются автомобильным кортежем в ЗАГС и свадебным застольем, которое иногда принимает форму неуправляемого застолья с купеческим взмахом. Попытки противопоставить обильным питейным традициям «безалкогольные свадьбы» не увенчались успехом.
Современные свадебные торжества нуждаются в совершенствовании и развитии, и импульсом такого развития может стать импровизированность свадебной игры. Многое зависит от самих участников свадебного торжества, насколько они активно и творчески будут участвовать в импровизационном игровом действии. А это возможно, если участниками свадьбы будут не случайные люди, а коллектив друзей, единомышленников, готовых сделать все, чтобы этот день у молодоженов стал самым светлым и радостным, настоящим ПРАЗДНИКОМ. Для этого нужна предварительная подготовка: заготовка шуточных телеграмм, приказов, плакатов (у меня на свадьбе были приговоры), сочинение стихов – посвящений – «славицы» - молодоженам, соревнование мужских и женских команд участников, шутливые испытания для супругов.
Музыка, пляски, шутки, игры должны быть бесконечными, и в этот свадебный калейдоскоп должны быть вовлечены все гости: от каждого потребуется творчество, выдумка, и тогда свадьба превратится во всеобщий радостный праздник.






















Буквально пронизанный песней, опоэтизированный ею и через нее осмысленный, традиционный свадебный обряд у многих народов в прямом смысле слова регулируется драматургией песенного действия. Свадебная песенность, разветвленная и канонизированная, задает единственную возможность и достойную норму образования новой семьи, вторгаясь тем самым в механизмы физического поддержания этнокультурной целостности. Полноценная в глазах общества и самих вступающих в брак свадьба мгла осуществиться, стать реальностью лишь при определённом совпадении сложившихся игровых (в том числе музыкальных) норм общения. Нестереотипное свадебное действо скорее всего свидетельствовало бы о мезальянсном, неполноценном в глазах общественности, а нередко и самих брачующихся, союзе. Не случайно выбор обычая, по которому справлялась свадьба между представителями разных этнокультурных групп, приобретал совершенно особое значение. По песням, звучащим на свадьбе, можно было безошибочно определить, в лоно какой из этнических культур относит себя и свое предстоящее потомство вновь образуемая семья. Более того, и некоторые иные особенности социального статуса брачующихся не остаются без последствий для песенного репертуара свадьбы. Так, например, совершенно особого склада песни звучат на свадьбе невесты – сироты. Во всяком случае, склад поющихся на свадьбе песен – это отнюдь не второстепенный, отнюдь не внешний и декоративно – украшающий, не чисто эстетический момент, но в прямом смысле слова фактор регулирующий, жестко детерминированный общекультурной позицией сторон.
Преобладание песенного начала в свадебном обряде никогда не превращает свадьбу в «песенный марафон» , в демонстрацию вокальных возможностей певцов и певиц. Исполняемые песни всегда способствуют реализации основной социальной функции свадебного обряда – общественному, публичному санкционированию факта образования новой семьи, определению ее места в социуме, демонстрации социальных экспектаций, относящихся к семейной жизни.
Конечно же, многочисленные и часто драматические испытания и преобразования, которым подвергался фольклор еврпейских народов, не могли не ослабить скрепы, соединяющие в обдно целое отдельные элементы фольклорной культуры того или иного этноса. Не могла не измениться (часто решающим образом) сама структура, способы и формы его существования. Но и сегодня носители традиционного фольклора (и особенно наиболее талантливые из них) достаточно отчетливо сознают целостность фольклорного акта, его контекстуальность, его неразрывную связь с жизнью социума.
Тонкий знаток и исследователь русского фольклора Д. Покровский отмечает: «В каждой традиционной свадьбе, например, не только в определенный момент поются определенные песни, но все участники действуют как персонажи со своими обязанностями и строгим распорядком поведения. Но каноны поведения участников ни в коей мере не являются внешними по отношению к реальному действу, а вытекают из его собственной внутренней логики. Поэтому очень часто они не осознаются следующими им людьми как нечто существующее отдельно
Интересная деталь. Сами народные исполнители чувствуют иногда определенное неудобство при исполнении бесспорно высокохудожественных и ценных народно – песенных образцов вне их назначения, вне определенного жизненного контекста. Адресуемые внешнему наблюдателю – слушателю (тому же фольклористу, например), они начинают казаться самим певцам недостаточно совершенными, неудобными для исполнения, их форма представляется им недостаточно завершенной с точки зрения «чистой эстетики».
Смоленская певица Евдокия Корнеевна Щёткина рассказывала А. В. Рудневой, что при исполнении превосходных свадебных песен ее родины на концертной эстраде (Е. К. Щеткина пела одно время в известном Московском фольклорном хоре, руководимом П. Г. Ярковым), она испытывала чувство неловкости: «Наш песни какие-то нескладные, неудобно кончаются: начнешь петь – хорошо, пока поешь – хорошо, мотив вьется, а кончать – не знаешь как, обрывчатые какие-то самой неудобно становится, когда кончишь, - будто забыла и остановилась». Оно и понятно: в быту, в ходе реальной свадьбы многие песни и не нуждались в четко закрепленной форме, в специально подчеркнутом окончании. Сам хор свадебного действа диктовал протяженность песни, и, нередко, резко обрывал ее, если это диктовалось логикой и конкретными условиями развертывания обряда. Свадебная игра, свадебное действо диктовали оттенки темпа и выразительности, подсказывали конкретные имена и сюжетные ходы, динамистические условия исполнения (выход на улицу, или, наоборот, заход в помещение, состав родственников и гостей и т.д., и т.п.) На концертной же эстраде песня должна держаться только сама собой и строиться, опираясь лишь на воображаемое, обычно конспективно сокращенное и обобщенное действие. Здесь она поневоле должна приобретать самоценную, логически законченную, уравновешенную форму, контуры которой подсказываются исходной «сюжетной» установкой свадьбы только в самом общем плане.
Как весною на Красную горку, так особенно и осенью в Родительскую субботу поминки усопших встречаются вместе со свадьбами в России; и в ту и в другую пору невесты – сироты ходят на могилки родителей прощаться и просить себе благословления на судьбу свою. Как свадьба осенью начинается по большей части с Покрова, то он почитается покровителем брачных союзов, так равно и Пятница Параскевия у простого народа не только в Великой, но и в Красной Руси; сельские невесты приговаривают: «Батюшка Покров, мою голову покрой!» или «Матушка Пятница Параскавея, покрой меня поскорее!»
В разных странах Северной России свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны, так что они представляют многосложную, разительную и живую картину нравов и обычаев, поверий и обрядов, в коих отсвечивается местность и дух народа; большая часть этих обрядов включает в себя суть символов и аллегорий, коих смысл отчасти потерян. Сия драма народная, или, лучше сказать, лпера – водевиль, во многих отношениях важна и занимательна. Нигде так не проявляется народность и древний ее быт, как в актах русской свадьбы, более умилительной и торжественной при многих ее странностях, нежели веселой и разгульной, хотя она и называется в старом русском языке, так же как ныне и в черно – русском и малороссийском, весельем, веселым пирком, в коем слились религиозное с народным, древнее с новым.
Летописцы говорят, что в язычестве вместо браков у родимичей, вятичей, северян были ИГРЫ МЕЖИ СЕЛЫ (т.е. не между селений, а между полей), где среди игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили их к себе как жен. Остаток этого находят в игре прососеяния, известной в Красной и Великой России. Деревляне уводили (умыкали) себе девиц, как некогда римляне сабинок. [Например, беллонды – небольшая этническая группа на островах Соломонова архипелага. Там принято считать, что женщина становится матерью. не потому, что она находилась в связи с мужчиной, а потому, что боги благословляют этот брак и посылают потомство. Кстати, если ребенок рождается у незамужней женщины, то это удивления ни у кого не вызывает. Так хотели боги, а был ли у нее мужчина – это никого не интересует. Дети при этом принадлежат роду своей матери, а их отцом считается ее старший брат. А вот в африканском племени мле обычай обязывает мужчин обручаться в зрелом возрасте с юными девочками. В брак с ними еще вступать нельзя, но и ждать мужчины так долго не могут. Выход такой – собираются несколько мужчин, обрученных с девочками, и покупают в складчину одну на всех невесту. Потом брак с ней как бы распадается – мужчины возвращаются к своим подросшим нареченным. А дети, родившиеся от временного брака, считаются детьми всей деревни.] Самоё выражение наше «играть свадьбу» едва ли не происходит от древних игр; притом в областных наречиях России доныне говорится вместо петь песни – играть песни. Как свадебные обряды сопровождаются песнями и музыкой, то посему и говорится играть свадьбу, - ибо в ХV и в ХVI в.в. упоминаются скоморохи и гудцы, какие играли на поминках и на свадьбах.
Духовные писатели народные песни и, следовательно, свадебные называли бесовскими; правила церковные воспрещают священникам и причетникам присутствовать на брачных пиршествах, вероятно, для того, чтобы уклонить служителей церкви от участия в соблазнительных весельях, какие имели на себе отпечаток народного язычества.
Кроме народной языческой стихии, в русские свадебные обряды вошли обычаи греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные, в разные эпохи соприкосновения русской народности с чужестранною. Если сходство это, основанное на общих потребностях природы и человечества, могло быть не существенным, но случайным, то сравнение обычаев не менее того любопытно и важно в этнографическом и психологическом отношении.
В язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему к постели жареную перепелку и часть оной давал есть жене своей. У немцев в средние века подавали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовною. Такую же курицу жареную (куря вечернее) в первый день подносиди новобрачным у русских, как видно из описания старинных свадеб с ХV века.
Свадьбам предшествуют святошные, семицкие и купальные гадания, и все обряды свадебные сопровождались разными приметами предосторожностями от порчи и колдовства, каких особенно опасались при этом случае: для его приглашались знахари, охранявшие молодых от всякой порчи.
Ишел Христос через тридевять небес,
На том Христос опирался,
На четыре стороны крещался,
Окрести мои телеса и словеса,
Неси мои телеса от зари на небо,
Под булатный камень.
Под булатным камнем,
Там колдуны и колдуницы,
Виритинки и виритинцы,
Кто Гаврилу или Домну испортит,
Тот синее море выпьет,
Жёлты пески пожрет,
У нашем сенате,
У Иисусовой молитве,
У угольной жаре.
Заговор произносится над водой. Заговоренной водой мочат голову, обтирают тело и поят жениха и невесту. (заговор от порчи молодых на свадьбе).
В свадебных обрядах, доныне совершаемых у простолюдинов и даже в мещанстве и купечестве, сохранились от древнего быта название молодых Князем и Княгинею, Княжий пир, Княженецкий стол, Тысяцкие, Бояре, Сваты и т.п.
Свадебные песни, выражая местность и дух народа, бывают различны; так, например, в Псковской губернии, в Торжке, они корят невесту перед женихом:
Нам чиль бы Василисчишка во трех шубах!
Ажно она беременна,
Ты несешь ли люлечку,
Ты ведешь ли нянечку?
Оглянись-ка назад, Полюбовники стоят,
Да по граматке держат.
Как при похоронах и поминках, так и при свадебных обрядах у простолюдинов остались причитания с вытьем. В девишник, называемый в Верховажском посаде сватаньем, невеста, закрытая фатою, среди девиц садится на самое высокое место с искусною причитальницей и начинает причитать, то есть напевным голосом делает приличный перечет отцу и матери, братьям, сестрам и всем родственникам, прощается с отчиною своей, если ее выдают на чужбину, и с подругами, приговаривая, что она выходит из их круга, и т.д.
Совершением церковного обряда оканчиваются песни и главные обряды свадьбы.
Одним из важнейших направлений гражданско – личностных театрализованных праздников являются семейные. Они носят своеобразный интимный, сугубо личностный характер, обусловленный целым рядом исторических и национальных традиций, конкретным нравственно – этическим опытом. Однако нельзя при этом не учитывать общественно – социального значения семейных праздников.
Именно с позиций сочетания личностного и гражданского начал, общественного звучания идет разработка системы театрализованных семейных праздников в Ленинграде с середины 700х г.г. В частности, 18 октября 1975 года впервые в Советском Союзе был открыт зЗал свадебных торжеств, переросший с годами в целую систему Домов свадебных торжеств.
Огромное значение для преобразования быта людей на социалистических принципах имеют новые формы проведения семейных торжеств. Известно, например, какую роль в жизни людей играет свадебное торжество. По старинным обычаям в семь, где собрались женить сына или выдавать замуж дочь, к этому событию готовились годами, копили деньги, вещи. Но львиную долю накопленных средств пожирало ритуальное свадебное пиршество, которое длилось несколько дней. Разорительные свадьбы, выкуп невесты – калым, нередкие ссоры и обиды на этой почве между родными жениха и невесты – все это уходит в прошлое.
Сейчас и в городах, и в колхозах, и в совхозах все чаще свадьбы проводятся по – новому. Открыты дворцы бракосочетания. Свадебный обряд проходит здесь красочно, волнует, запоминается на всю жизнь. Радио и телевидение часто ведут передачи с места события, такие репортажи пользуются большой популярностью у молодежи, все больше молодоженов отмечают это событие по новому ритуалу.
Основа сценария молодежной свадьбы – семейный очаг. Этот огонь, который должен постоянно придерживаться в семье, символизирует собой вечную любовь и труд, становится камертоном всего действия.
Распиливание бревна тупой пилой с надписью «терпение и туд все перетрут», зажжение объединяющего молодых общего очага – камина – это пришедшие к нам из далекого прошлого символические действия, которым придавалось магическое значение. В сегодняшнем быту, оставив языческую форму единения у огня, свадебный обряд использует этот символический очаг как возможность вовлечения в игровое действие участников торжества, как прием театрализации.
Театрализованное действие строится как большой разговор – напутствие у семейного очага об истинных ценностях человеческой жизни, о предстоящем семейном пути, который не легок и не прос, требует усилий, порой и борьбы. Основой семейного пути являются три столпа, без которых осилить его практически невозможно: родители, друзья и товарищи, ну и, конечно, находящийся рядом любимый и любящий человек. Эти три столпа с помощью театрализованного игрового действия становились узловыми точками в свадебном обряде.
На расшитом рушнике выносят свидетели румяный каравай хлеба. Начинается шутливый выбор главы семьи и ритуал породнения домов жениха и невесты.
Каравай примите,
Пополам разломите.
Чья половина больше,
Тот и глава семьи.
Определив главу семьи, тамада предлагает по –старинном у обычаю обнести хлебом гостей со стороны невесты – жениху, со стороны жениха – невесте. После этого родители молодых приглашаются к центру зала, где у семейного очага – камина и происходит породнение семей.
Живите весело и дружно,
Решайте общие дела.
Поспорьте, если это нужно,
Но помните, что вы теперь –
Одна семья!
Молодым и их родителям – Горько!
Бракосочетание сегодня – одно из наиболее торжественных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. Семья возлагает на молодую чету высокие обязательства перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей.
Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивают районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния, как правило, в специально оборудованных помещениях. В населенных пунктах, где отсутствуют органы ЗАГСа, проведение гражданских обрядов осуществляют сельские поселковые Советы народных депутатов.
Осуществление обряда торжественной регистрации бракосочетания возлагается на органы записи актов гражданского состояния. Заведующий районным (городским) отделом ЗАГСа обеспечивает образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения. Оказывает методическую помощь исполнителям обрядов своего района или города, консультирует их по вопросам практической деятельности. Он должен имеет достаточные знания и опыт, чтобы самому проводит обряды на высоком идейно – художественном уровне. В материально – техническом обеспечении обрядов Органов ЗАГСа помогают салоны обрядовых услуг службы быта.
Торжественный обряд проводит исполнитель – лицо, специально назначено исполкомом местного Совета народных депутатов для выполнения этих функций. Исполнитель обрядов должен быть уважаемым, авторитетным человеком, желательно из числа депутатов областного, городского, районного, поселкового или сельского Совета. Исполнителю обряда помогают помощник и распорядитель – штатные работники одела ЗАГСа и обрядового салона или привлеченные к этому работники культурно – просветительских учреждений, представители общественности, актива.
Исполнители обрядов имеют специальное звание, которое устанавливается областными или районными комиссиями. К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками ЗАГСа и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые для этого способности.
В связи с этим возникла необходимость ввести общее для всех звание, которое символизировало бы власть и авторитет, было бы хорошо знакомо и подчеркивало народность, торжественность, новые традиции. комиссия предлагает на выбор термины: «государственный наставник», «обрядовый староста», «исполнитель обряда» и « обрядовый старшина».
Лица, которые проводят обряды, должны быть одеты в специальные обрядовые современные костюмы .
Желательно, чтобы исполнители, отмеченные государственными наградами, надевали их.
Архитектурное и художественно оформление зала и других помещений Дома (Дворца) торжественных событий решается с учетом местных условий и прогрессивных традиций, устройство банкетных залов и комнат при Домах (Дворцах) торжественных событий не рекомендуется.
Важным элементом обрядов является музыкально сопровождение. Исполнение хором или музыкально – хоровым коллективом обрядовых песен придает особую праздничность и приподнятость. Поэтому при Домах (Дворцах) торжественных событий и в всех местах проведения обрядов желательно иметь профессиональные и музыкально – хоровые коллективы, которые должны изучить и иметь в своем репертуаре обрядовые музыкально – хоровые произведения.
Наряду с этим в каждом помещении, где проводятся торжественные акты, должно быть соответствующее оборудование для проигрывания высококачественных записей обрядовых песен и мелодий.

ПОДГОТОВКА ОБРЯДА
«ТОРЖЕСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ БРАКОСОЧЕТАНИЯ»
В соответствии с Кодексом о браке и семье брак регистрируется органами ЗАГСа не раньше, чем через месяц после подачи заявления о бракосочетании.
На протяжении месяца после подачи заявления жениху и невесте следует сдать минимум знаний, необходимых молодым людям, вступающим в брак. С этой целью обрядовые солоны службы быта организуют проведение при органах ЗАГСа бесед, лекций и консультаций юристов, врачей, социологов и других специалистов.
Накануне торжественной регистрации жених и невеста посещают ЗАГС для уточнения порядка проведения обряда. Они сами решают, как проводить обряд: только со свидетелями, со свадебными гостями, с использованием обрядовой символики, с музыкальным сопровождением или без них. Обсуждаются и другие детали. Если жених и невеста не пожелают включать в обряд всю свадебную символику или отдельные элементы обрядовой символики, все это соответственно исключается из обряда.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДА
В день обряда жених и невеста посещают памятник В. И. Ленину, монумент или Братскую могилу павших воинов и возлагают там цветы в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины.
В назначенный час жених и невеста прибывают в сопровождении свадебного кортежа во Дворец торжественных событий.
Под музыкальное свадебное приветствие молодые и гости проходят в гостиную. Исполнитель обряда объявляет молодых и приветствует гостей. Небольшая приветствующая речь. Затем исполнитель спрашивает согласие у молодых на взаимный брак. Вручаются обручальные кольца, которые молодые одевают друг другу на безымянный палец правой руки в знак верности и единства. Затем подписывают акт о регистрации брака, вслед за ними расписываются свидетели. Утверждается взаимное проявление воли супругов носить общую фамилию (называется фамилия). И после этого молодых объявляют мужем и женой.
Под музыкальное сопровождение исполнитель обряда вручает свидетельство о браке и паспорта. Молодожены кланяются родителям.
Молодые супруги во главе свадебного шествия под звуки торжественной музыки или хорового пения направляются к выходу.
Сразу после выхода из обрядового зала молодоженов поздравляют родственники и друзья, подносят им цветы. Работники обрядовых салонов должны заранее рассказать гостям, что установившимся обычаям лучше, если наряду с цветами будут ягоды малины. рябины. Для невесты – белые розы, для жениха – красные и розовые розы, гвоздики. Букеты должны быть небольшими – по 3-5 цветков (нечетное количество).

Как правило, всем известны свадьбы новобрачных, серебряные и золотые свадьбы. А как же с другими свадебными датами? Как отмечают свой день свадьбы супруги, прожившие год, три, пять? Что если свадебная дата новобрачных не становится потом датой семейных праздников?
Семейные праздники отмечаются от официальных своей уникальностью. И в каждой должен быть свой календарь семейных праздников, своя праздничная модель.
Сложился какой-то стереотип, что само слово «праздник» у многих ассоциируется с застольем, стол выступает стержнем как шампур для шашлыка. Как-то повелось у многих дни рождения всех членов семьи (и новорожденного дитяти) проводить за столом, то есть ничего оригинального, каким бы содержанием мы ни пытались наполнить эту застарелую форму.
Сегодня время требует существенных коррективов, в домашнем отдыхе надо семейные праздники творить и изобретать по – новому.
До 80% населения в нашей стране страдает избыточным весом, попросту ожирением от переедания и недостаточной физической активности. А человек биологически запрограммирован для суровых физических нагрузок. Так что усаживаться за стол нецелесообразно. К примеру, годичную дату свадьбы оригинально провести, если устроить велосипедный семейный забег. Вот это оригинально и полезно для здоровья. Плохо, если в семье незамеченной останется эта дата. Семейный календарь праздничных дат – это та кладовая, в которой должны реализовываться самотворчество членов семьи, выдумка, изобретательство. НЕ «потребление» телевизионных программ, а выдумка своей модели семейного отдыха.
Не пренебрегая официальными (государственными) праздниками, надо учреждать свои. Может какой-то придуманный вами семейный праздник станет потом государственным.
К примеру, в Польше – такие праздники как День Отца, День Матери, День Бабушки – затевались творческими семьями как неофициальные праздники в масштабах школы, производства. Творческие семьи их «изобретали» и проводили без «питейных» традиций. А теперь в Польше эти дни стали государственными праздниками. К примеру, День Отца проводится 23 июня. И в этот день всем папам (без ограничения возраста) дарят цветы от имени всех детей (опять – таки без ограничения возраста) и желают достойно носить одно из важнейших званий в жизни каждого мужчины – звание ОТЦА. Цветы дарят в День Матери, в День Бабушки. И в такие праздничные дни все средства массовой информации подчеркивают особую роль Матери, Отца, Бабушки в воспитании детей, их роль в дальнейшей судьбе детей. Такие праздники становятся поводом задуматься Женщинам, Мужчинам над своей ролью, своей ответственностью перед своими детьми, своими родителями. И если у вас нет еще таких государственных праздников, их ведь можно учредить каждой семье и подумать, как его провести интересно и оригинально.
Еще один пример, в Америке по всем Штатам есть национальный праздник День Валентина, всем, носящим это имя, в этот день дарят розы, непременно розы (а он проводится в феврале).
Все эти рассуждения ведут к тому, что семейный календарь праздничных дат должен быть обширным.
Полезно всем нам почтительно и творчески воспринимать житейскую мудрость прежних поколений. Не от нечего делать они придумывали праздники, устанавливали традиции, обряды. Это ведь – выход из обыденности, остановка и смена поведенческого образа среди текучки будничных, монотонных, но необходимых дел, форма мотивации и стимуляции вносить разнообразие, делать свою жизнь интереснее и радостнее. Человечество из поколения в поколение формировало, совершенствовало, отбирало и передавало другим поколения мудрое отношение к труду и отдыху, сформировало своеобразную Науку Труда и Науку Отдыха. И знания об этом закрепило в пословицах и поговорках. Всем известная пословица «делу – время, потехе – час» - в закодированном виде передала нам целый пласт информации на тему труда и отдыха. Здесь, прежде всего, акцент на то, что труд и отдых взаимосвязаны: чтобы хорошо трудиться, надо хорошо отдыхать. Второе – это временное соотношение труда и отдыха. Очень четко зафиксировано, что больше времени отдается труду, и в меньшей степени – отдыху, развлечениям. Горе обществу, которое перепутает эти акценты, что, похоже, и случилось с нашим обществом.
«Делу – время, потехе – час», - это и есть жизнь человеческая. Невозможно жить тоскливо, но хорошо. Просто невозможно. Вот почему в семье не следует отказываться от ежегодных свадебных юбилеев. Предки специально изобретали, учреждали эти свадебные даты, в аллегорической форме сохранили для нас характерные особенности.
Каждая годовщина свадьбы, ее своеобразие, отличие отражено в подарках. Подарки к годовщине свадьбы – это стержень свадебного праздника, как бы задана тема для фантазии. Таким образом, свадьба новобрачных – это отдельный обряд, у годичных юбиляров – другой, у каждой свадебной годовщины – свой обряд, свои подарки (особые), цена подарков юбилярам росла прямо пропорционально прожитым вместе годам. Цена не денежная, а аллегория: прочность союза отражается подарком.
К примеру, 75 лет – это бриллиантовые юбиляры, здесь подчеркивается особая роскошь, редкость, восхищение супружеской парой, прожившей вместе 75 лет, т. е. это украшение человечества, нет цены уникальности и богатству семейного опыта и мудрости, которым может поделиться с нами эти бриллиантовые свадебные юбиляры.
Или, для сравнения, «бумажные» юбиляры, отмечающие годовщину свадьбы, или «сахарные» - 6-летняя годовщина.
Название подарков означает хрупкость, непрочность, летучность, уязвимость этих свадебных юбиляров, и еще акцент психологической совместимости отражен в названиях подарков к годовщинам. Название свадебных годовщин по подаркам – это тот же код, который нуждается в расшифровке, это золотые зерна человеческой мудрости.
К примеру, 5-летний юбилей называется «деревянной свадьбой», а 6-летний – «сахарной» (сладкой) свадьбой.
Исследователи по проблемам семьи и брака отмечают, что первый семейный кризис – пять лет, это охлаждение отношений, потеря эмоционального влечения друг к другу, психологическая утомляемость, спад полового влечения; «как дерево» - ассоциируется с бесчувственностью. Чувства – это чисто человеческие эмоции, их нет у дерева. И супруги, пережившие этот первый этап охлаждения, как бы заново возрождают первоначальные чувства, чувства новобрачных, вот и название «сахарная» (сладкая), выходит, соответствует выводам современных исследователей.
Так что разные свадебные даты несут при всей своей краткости много информации, в них опыт и мудрость супружеских пар прошлых веков. Есть над чем поразмыслить, читая свадебный календарь.
При составлении сценария того или иного свадебного обряда (или праздника) необходимо учитывать не только общепринятые стандарты, переходящие из поколения в поколение, но и индивидуальные особенности жителей данной местности, их традиции и нравы, желания и понятия молодой пары и т.п. Еще нужно учитывать, где проходит праздник – в городе или в деревне, на турбазе или в столовой, а также «молодые» действительно молодые, или «люди в возрасте» и многое другое.
Я считаю, что при составлении праздничного сценария мало только чувствовать и желать, нужно многое знать и уметь. Особенно знать!

ГОДОВЩИНЫ СВАДЕБ (подарки)

1я – бумага;
2я – хлопок;
3я – кожа;
4ы – фрукты, цветы;
5я – дерево;
6я – сахар (сладости);
7я – шерсть и глиняная посуда;
8я – бронза и керамика;
9я – керамика;
10я – олово;
11я – сталь;
12я – шелк и лен;
13я- кружева;
14я – слоновая кость;
15 – хрусталь;
20я – фарфор;
25я – серебро;
30я – жемчуг;
35я – коралл;
40я – рубин;
45я – сапфир;
50я – золото;
55я – изумруд;
60я- алмаз;
65я- железо;
67,5 – камень;
70 лет – благородная свадьба;
75 лет – коронная свадьба;
100 лет – дубовая свадьба.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстановление в календарных праздниках сегодняшнего дня лучших элементов обрядности – хороший путь для возрождения ее в массовой практике, для приобщения к ней множества людей. Однако есть и другие пути. Современность рождает свои народные действа, качественно новые, со своей ритуалистикой. Но напрочь ли они оторваны от прошлого в своей основе? Тема трудолюбия как первейшего нравственного долга каждого члена общества, проповедь добросовестности в работе, осуждение лености, потребительства – все это, исконно заложенное в содержательном контексте народной обрядности, получает в новых обрядах и ритуалах свое развитие. Посвящение в хлеборобы, проводы механизаторов в поле, другие новые обряды трудовых коллективов могут, как показывает практика, органично сочетать традиции и новации.
Родственность старой и новой символики просматривается очевидно. Но суть не только в перенятии тех или иных старых обрядовых элементов, хотя и это, как видим, не исключается, если, конечно, делается мастерски, с большим чувством меры, со вкусом. В противном случае введение фольклорных элементов в новые ритуалы и праздники, как и, наоборот, современных элементов в традиционные праздничные действия, может оказаться неубедительным, а то и нелепым.
Связь старого и нового обряда не должна ограничиваться заимствованием внешней атрибутики, связь эта глубже. Возьмем тот же обряд посвящения. В чем его приметы ныне? В большинстве случаев в морализировании, дружном наставлении юношей и девушек, вступающих в профессию, в «накачке» их советами, обилие которых может вызвать в юной душе (вообще не терпящей продолжительных, даже самых разумных, наставлений) лишь скепсис. А в чем суть традиционного праздника совершеннолетия? В проверке духовных и физических сил молодежи, определении меры их готовности быть умелым и волевым членом родовой общности. Разница, как видим, принципиальная. Не потому ли наше посвящение оказывается порой бутафорским. А «обопрись» оно на первозданную основу, было бы наверняка по – иному.
Еще пример «взаимосвязи» старого и нового в празднично – обрядовом действии. Как известно, в свое время был возрожден и сразу принят повсеместно летний календарный праздник «русской березки», И сколько же ее, родимой, было с тех пор поломано и порублено для декорирования праздничных трибун, буфетов и концертных площадок! Уму непостижимо. Вместо трогательно – бережного отношения к одному из самых дорогих символов Родины – бездумное калеченье деревьев. А раньше в этот день березку «заплетали», то есть делали на ней венки, украшали ее, лелеяли, под короной ее хороводы водили, песни ей пели. Вот что надо брать у старого обряда.


ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев Э. «Фольклор в контексте современной культуры» - Издательство «Советский композитор», 1988г.
Конович А. А. «Театрализованные праздники и обряды в СССР» - Москва «Высшая школа», 1990г.
Снегирев И. И. «Русские простонародные праздники и сувенирные обряды» - Москва «Советская Россия», 1990г. ч.2.
«Праздники, обряды, традиции» - Москва «Молодая гвардия», 1976 г.
«Советские традиции, праздники и обряды» - Москва «Профиздат», 1986г.
«Свадебный дайджест»- Иркутск, 1990г.
журнал «Клуб и художественная самодеятельность», 1986г. №12 с. 14.
Захарова, Васильев «Учиться мы должны у предков».
«Домашний календарь», 1993г.
«Календарь для мужчин», 1994г.
«Календарь» - Политиздат, 1991г.
«Семейный календарь», 1994г.
«Русские заговоры», - Москва, издательство «Пресса» - 1993г.