Доклад основные приемы технологии ТРКМ на уроках истории и экономики

Технология развития критического мышления на уроках истории и экономики.
Горшенина И. И. учитель истории



Концепция модернизации российского образования ставит задачу существенных изменений в системе образования. Они вызваны ускоренными темпами социально- экономического развития, расширением возможности социального выбора, усложнением и ростом глобальных проблем, которые можно решать лишь при условии формирования у подрастающего поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Традиционная модель школьного образования- передача учителем готовых знаний, соответствующая репродуктивному методу обучения, не в полной мере обеспечивает формирование у выпускников указанных выше качеств. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые. А способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Поэтому в последнее время многие учителя обращаются к технологии развития критического мышления (ТРКМ). Данная технология привлекает своей универсальностью методик преподавания. Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего», динамичного, мобильного. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий. Технология пришла к нам из США, где она активно используется. ТРКМ впервые была предложена авторами международного проекта «чтение и письмо для развития критического мышления» Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл, С. Уолтером. Хотя психолого-педагогические основы методики были заложены Ж. Пиаже и Л.С. Выгодским, до технологических шагов ее довели именно американские специалисты. В России данная технология получила распространение в конце 90-х годов. ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания. Целью этой технологии является – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых в учебе и в обычной жизни.
Занятие в технологии критического мышления состоит из трех фаз: вызов, реализация смысла, рефлексия или размышление. Все они предполагают активное участие учеников в образовательном процессе. Задачей первой стадии занятия является пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание. На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации. Задача стадии рефлексии - встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме, выработать отношение к ней. Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей. Структура технологии
Стадия (фаза)
Задачи данной фазы
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы

вызов
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально и в группах

Осмысление (реализация)
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого «знания» к «новому»
Ученик слушает, читает, смотрит видеофильм, т.е. получает аудиовизуальную информацию. Используя методы активного восприятия, ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного восприятия соответствующего вида информации:
При чтении печатного текста – пометки на полях с использованием введенных обозначений, при чтении текста на экране компьютера – маркировка цветом
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Составление сводных или концептуальных таблиц, ведение дневников и т.д.

Стадия непосредственного контакта с информацией, работа ведется индивидуально или в группах

Рефлексия
Вернуть учащихся к первоначальным записям (предположениям), внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую»информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
Заполнение кластеров, таблиц, установление -причинно следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам или верным и неверным утверждениям, организация «круглых столов», различных дискуссий, написание творческих работ и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.



Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. На уроках истории, обществознания и экономики наибольшее распространение получили следующие приемы.
1. Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Я использую этот прием до изучения нового материала или до прочтения текста, а после прочтения или изучения нового возвращаюсь к нему и вместе с детьми вносим необходимые изменения. Например, на уроке экономики по теме « Факторы производства» в начале урока был составлен следующий кластер





10 класс тема: Факторы производства














2. Маркировочная таблица. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее.
Маркировочная таблица
З
Х
У

 
 
 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. На уроке экономики в 7 классе по теме « Виды торговли» учащиеся заполняли следующую таблицу
знаю
Хочу узнать
Узнал

Это торговля большими партиями
Нужна для удобства

Как возникла оптовая торговля

В чем выгода оптовой торговли

Возникла во время шелкового пути и путешествия Колумба
Возможность быстрее получить оборот денег и больше прибыли



Учение начинается с активизации того, что дети знают по данной теме. Для начала нужно спросить, что они знают об оптовой торговле, когда дети начнут предлагать идеи, нужно их заносить в первую колонку.таблицы на доске и в тетради. После этого заполняется вторая колонка так же как и первая по детским фразам. Далее учащимся объясняется материал, а затем предлагается прочитать текст в учебнике и заполнить третью колонку. Когда все колонки будут заполнены нужно обсудить на все ли получен ответ.
3. Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Например, при изучении темы « Деньги», учащиеся сформулировали вопрос: Почему появились деньги? Затем на основе изученного были заполнены косточки и сделан вывод.


бартер долго

обмен трудность
6 класс тема: Деньги

недоверие низкий доход
довери
реформы 90-х не бедность
вернули сбережения
10 класс тема: Банки

4. Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
“V” - уже знал
«+»- новое
«-»- думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Эта работа проводится на стадии осмысления. Например на уроке экономики « Виды налогов» на предложенном тексте были сделаны следующие пометки:
Тема: Виды налогов. Подоходный налог.
V
+
-
?

Платят физические лица.
Ставка 13%
Введен впервые в Великобритании
Уильямом Питом,18 век.
В России в1812 г
но отменен 1820, и введен снова в 1991.

Не подлежат обложению милиция, военные, пожарные
Льготное обложение


5.«Корзина» идей, понятий, имен» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
  Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
   Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
6. «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть По-возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
Объясняются правила написания синквейна
В качестве примера приводятся несколько синквейнов
Задается тема синквейна
Фиксируется время на данный вид работы
Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Пример синквейна по теме «Коллективизация сельского хозяйства», история
Коллективизация,
Индивидуальные, коллективные
Раскулачить, объединить, создать
Колхоз – беда трудолюбивым, радость – лодырям!
Долой колхозы!


Пример синквейна по теме « Деньги», экономика
Деньги
Красивые, бумажные
Тратят, копят, зарабатывают
Хочу быть очень богатым
Желание.
7. «Учебный мозговой штурм». Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Например во время изучения темы « Типы экономических систем» предлагаю учебный мозговой штурм следующей тематики + и – рыночной экономики для одной группы учащихся, для другой группы + и – плановой экономики.
8. «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе я задаю на дом.
9. «Лекция со стопами». Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
10. Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Смутное время», история, 7 класс.
«тонкие»
«толстые»

1. С каких событий в России началось Смутное время?
1. В чем вы видите причины Смутного времени в России, можно ли было их избежать?

2. Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?
2. В чем историческое значение Земского собора 1613 года?


Экономика тема: Уравнение обмена
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы

Кто вывел уравнение обмена?
Что показывает уравнение Фишера?
Согласны ли вы , что введение пластиковых карт увеличивает скорость обращения денег?
Что будет, если увеличится масса денег?
Объясните, почему при увеличении цены увеличивается скорость денег?



Эти и еще многие другие приемы позволяют организовать процесс обучения наиболее эффективно, способствуют умственной самостоятельности учащихся, предоставляют учащимся возможность постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов к восприятию их в целостной системе. Данная технология дает учителю возможность не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.
Таким образом, данная технология, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направление своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. В основе данной технологии лежит базовая трехфазовая модель. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.
Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся, определить сферу комфортности для каждого. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, ТРКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.




Список используемой литературы

1. Акимова М.К. Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. М, 2006
2. Бахмутский А. Мониторинг обученности развития и комфортности учебного процесса. //Директор школы, 2004- №1-с.42
3. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка.
4. Галеева Н. Мониторинг для учителя // Управление школой «ПС»-2005, №23
5. Дайана Халперн. Психололгия критического мышления., 2000.
6. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника.
7. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности // Школьные технологии -2000- №1, с96
8. Мокшеев В. Организация системы мониторинга в образовании. // Школьные технологии -2005-М-с.25
9. Петровский А.В. Ярошевский М.З Психолгия, 1998
10. Савицкая И. Развитие учеников на уроке: от конспектов до мониторинга// Школьные технологии- 2003, №4, с.170
11. Халперн Д. Психология критического мышления, М., 1998

природ-
ные

ресурсы

трудовые

совок

врач

капи- тальные

повар

топор

Почему россияне мало пользуются услугами банка

Недоверие и низкий доход людей

Почему появились

деньги?


для облегчения и ускорения обмена

река

глина



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515