Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению географии и биологии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, географические и биологические диктанты, тесты разного типа, создание учащимися компьютерных презентаций.
На мой взгляд, наиболее приемлемая форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.
Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ.
Нет учителя в школе, кто бы в последние годы не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, начали несколько лет назад применять информационные и коммуникационные технологии. Я училась и учусь использовать ИКТ с удовольствием. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.
Многие годы я была классным руководителем, всегда находила взаимопонимание с учениками и их родителями.
Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, я забочусь о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе.
Моя воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Я, как классный руководитель, проявляю заботу о повышении качества знаний школьников, стремлюсь предупредить отставание отдельных учеников в своём классе. Моя задача - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени я встречаюсь с учителями своего класса, обсуждаю выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. На мой взгляд, активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
В процессе своей работы я систематически поддерживаю контакт с родителями учащихся, информирую их об учебной работе и поведении детей, намечаю пути совместной деятельности по их воспитанию.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является дополнительное образование. Дополнительным образованием в 5Б классе охвачены 15 учащихся из 20 (75%). Дети посещают как школьные кружки – хор, хореография, баскетбол (60%), так и внешкольные – ДШИ №2, каратэ, плавание (15%). Дети развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Все 20 учащихся с удовольствием посещают факультатив «Компьютерная графика».
На мой взгляд, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.



15