ВОРКШОП – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА


Бабухина А.В.,к.п.н.,
руководитель предметно-цикловой
комиссии, эксперт WSR,
преподаватель ГБПОУ «ЧПК №2»,
г. Челябинск
ВОРКШОП – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных технологий «свою», отвечающую опыту и мастерству, харизме самого преподавателя. Избранная технология будет эффективна только в том случае, если у нее есть определенный набор инструментов для решения конкретных профессиональных задач. Одной из задач нашей предметно-цикловой комиссии «Дошкольное воспитание» является создание условий для устойчивого профессионального самоопределения будущих специалистов, обеспечить постоянный неподдельный интерес к изучаемым дисциплинам и модулям. Проблему мотивации мы решаем отнюдь не один раз в течение занятия. Для успешного ее осуществления еще на этапе планирования преподавателю СПО полезно помнить одну истину, которая своими корнями уходит в педагогические принципы развивающего обучения: Лучшие друзья обучения — это разнообразие, любопытство и сюрпризы. Ориентируясь на это мы нашли и активно внедряем такую динамичную форму и технологию обучения, как воркшоп (Wjrkshop). Обратимся к понятию:
«Воркшоп это: 
- Тренинг, результаты которого зависят прежде всего от вклада участников.
- Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.
- Интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе 
- Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале. 
- Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие. 
- Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга. 
 Создается впечатление, что воркшоп –понятие, которое относится скорее к форме занятия, чем к содержанию. Если семинар, лекция, презентация, мастер-класс отвечают на вопрос «что?», то понятие воркшоп скорее отвечает на «как?». А значит, любое из перечисленных форм занятий может быть воркшопом. И может им не быть.
В чем же разница?
Взаимодействие всех участников занятия на фоне духа мастерской, когда теория не существует в отрыве от практики, а обучение – в отрыве от действий –это и отличает воркшоп от других форм. Из пассивного слушателя участник превращается в активного творца учебного процесса.
Цель системы воркшопов: самоопределение будущего педагога в профессионально-педагогической деятельности, развитие его личностной позиции, способности к самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации.
Воркшоп как педагогическую мастерскую я апробирую для реализации стандартов чемпионата WorldSkills Ru (WSR). Данная технология динамического обучения идеально, на мой взгляд, подходит для создания условий, аналогичных чемпионату, где участники уже показывают сформированные общие и профессиональные компетенции, отличием лишь является то, что на занятии обучающиеся открывают новые знания планирования и организации той или иной деятельности дошкольников. Так, например, на одном из занятий по МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста ставлю проблему, Как организовать строительно-конструктивные игры дошкольников? Затем пошагово, начиная с понятия, определение которого они находят в словарях: педагогическом, толковом, учебнике, интернете, выбирают наиболее понятное, удобное или лаконичное. Записывают в тетрадь, разделяя на смысловые части (дома они могут схематично записать определение понятия для осмысления и лучшего усвоения). Причем, запоминать «наизусть» определение не мотивирую, а выделить смысл им необходимо, так как выясняем позже, что именно в определении содержится структура строительно - конструктивных игр дошкольников. Соответственно выделяем структуру и даем характеристику возможно через видеоряд с игрой дошкольников. Здесь важно перед студентами поставить задачу увидеть и сформулировать выводы. Педагогу-ведущему необходимо всегда быть готовым резюмировать сказанное и расставить нужные акценты презентацией или обращением в учебную, справочную литературу.
В арсенале ведущего должно находиться достаточное число разнообразных примеров, педагогических ситуаций, задач и даже шуток. Вовремя сказанная шутка на воркшопе имеет силу как разрядить обстановку во время зарождающегося конфликта, поднять настроение, так и подбодрить участников, а также вселить в них уверенность. Важно во время воркшопа создавать ситуацию успеха каждому студенту, ценить и уважать достоинства, опираться на положительное в нем.
Следующим этапом работы на занятии будет мозговой штурм, во время которого участники воркшопа формулируют отличия организации строительно-конструктивных игр и самого конструктора (строительного материала) по возрастам дошкольников. В этот момент можно выбрать эксперта, который заранее прочитает содержание в учебнике или найдет нужную информацию в интернете. Экспертом также может быть и ведущий воркшопа, который подводит компетентные выводы и представляет конструктивные рекомендации.
Далее или параллельно ставим задачу разработать и провести строительно-конструктивную игру, используя заранее заготовленный конструктор, для разных возрастов (возраст выбирают жеребьевкой чуть позже).
Студенты снова сталкиваются с проблемой КАК организовать игру, и на КАКИЕ КРИТЕРИИ опираться при ее подготовке. Соответственно составляем критерии оценки мозговым штурмом в микро группах или парах.
Затем осуществляется этап самостоятельной практической работы на занятии.
Зная три категории особенностей наших студентов БЫТЬ (лидеры стремятся к успешности), ЗНАТЬ (интеллектуалы стремятся к углубленным знаниям), ОБЩАТЬСЯ (коммуникаторы стремятся к взаимодействию), использую следующий прием. Приглашаю трех лидеров, выдвинутых всей группой в данный момент. Лидеры, в свою очередь набирают свою команду по переменно по одному человеку, до тех пор, пока все участники воркшопа не будут выбраны. Таким образом, ведущий предьявляет трем подгруппам - три задания: Организовать строительно - конструктивную игру, для определенного жеребьевкой возраста по имеющимся критериям.
Ведущий дает время и устанавливает таймер.
По истечении времени, участники подгруппы предъявляют зрителям-экспертам свои разработки технологических карт, озвучивая вслух задачи, основную образовательную деятельность и возможные области для интеграции, затем непосредственно показывают игровую деятельность. На все выступление отводится 7 мин.
Эксперты двух подгрупп участвуют в оценке.
Роль главного эксперта оставляйте за собой, резюмируя и подводя итоги. По результатам оценивает педагог-ведущий, выставляет отметки в журнал. На следующий урок студенты выбирают новых лидеров, таким образом, мы даем возможность каждому участнику воркшопа реализовать себя в ипостаси: БЫТЬ, ЗНАТЬ, ОБЩАТЬСЯ, создаем условия для реализации их внутренних целей: быть успешным, состояться в профессии, жить в коллективе. Воркшоп объединяет группу, одновременно также порождает конкурентность в ней.
Технологию воркшопа можно использовать также и во внеучебной деятельности.
Следующий воркшоп (Workshop) ориентирован для студентов первого курса на этапе вхождения в профессию «Образовательно-развивающий воркшоп профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа «Мы - будущие педагоги. Мы- педагоги будущего».
Данный Workshop – это возможность организовать интерактивное, эффективное взаимодействие обучаемых на основе интенсивных технологий; командный коучинг для последующего устойчивого профессионального самоопределения будущих воспитателей ДОО и учителей начальных классов.
Первый этап воркшопа: личностное самоопределение.
Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа проектор.
Материалы: папки с бланками «Кто Я?», бланки «Герб и девиз» на количество участников, наборы простых и цветных карандашей, ластики, листы для рисования, фломастеры, узкие полоски, А8 средней величины, бумага А4, карандаши, ручки, краски, баночка, кисти,
Музыкальный ряд: Улыбайся, Я хорошая девочка, музыка моря, Остров невезения. А. Миронов, Алафания.
Воркшоп позволит:
приобрести студентам актуальные представления о командообразовании;
создать предпосылки для раскрытия нравственных качеств личности на основе включения в общественные педагогические мероприятия;
сделать попытку воплощения своих субъективных качеств в реальном взаимодействии с участниками воркшопа, способствует дальнейшей самоактуализации личности будущего педагога;
- сформировать представления о технике рефлексивного анализа.
Вводное слово приветственное слово ведущего. Приветствую всех на воркшопе. Приведите ассоциации со словом воркшоп. Давайте вместе сформулируем определение этот понятия.
Участники: Воркшоп - это творческая мастерская, имеющая своими целями обмен опытом и знаниями и совместное создание чего-либо.
«Ведущий»: Как вы думаете, что вас ждет?
Игра «Передай маску!» Музыкальный ряд: «Улыбайся»
Цель: игра в непроизвольной раскрепощающей атмосфере позволяет участникам, спонтанно, с юмором, проявить себя и избавиться от непродуктивных настроений; создает непринужденную раскрепощающую атмосферу, способствует концентрации внимания.
Предлагаю поиграть, в заимствованную из традиций театра импровизаций и немного интерпретированную игру. Она взбодрит Вас, сделает более внимательными и поможет настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел на воркшоп.
«Ведущий дает инструктаж». Итак, стоя в кругу, читайте настроение, написанное на карточке, изобразите его, глядя в лицо своему соседу справа. Сосед перенимает выражение лица, повторяя его. Затем читает настроение, написанное на его карточке, изображает, глядя своему соседу справа, и т.д.
- Какие чувства испытали?
«Личное дело». Предлагаю занять места за рабочими столами и каждому участнику воркшопа подготовить свое «личное дело», которое им «возможно, вскоре понадобится и, может быть, поможет через какое-то время лучше представиться группе».
Цель - дать возможность участникам сосредоточиться на своей личности, адаптироваться в новой среде, проявить свои творческие способности. Для каждого участника заранее была подготовлена папка с бланками «Кто Я?».
Процедура выполнения данного задания состоит из трех этапов:
1. «Кто Я?». Музыкальный ряд: Я хорошая девочка. Участникам раздаются индивидуальные папки, ручки и бланки «Кто Я?». Им предлагается в течение 5-и минут не менее 10 раз письменно ответить на данный вопрос. Презентация рисунков.
2. «Какой (каким) Я себя вижу?». Участникам раздаются карандаши, листы для рисования. Им предлагается импровизировать на заданную тему: «Какой Я себя вижу?» «Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный. Быть может, Вы захотите начертить какую-нибудь схему... Словом, Вы абсолютно свободны в выборе, как жанра, так и техники. Время на выполнение – 7 минут».
Групповое упражнение «Необитаемый остров».
Музыкальный ряд: Остров невезения. Миронов А.
Цели: выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы сотрудничеству.
Процедура проведения. Группе дается следующая вводная инструкция: «Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов.
1. «На узкой полоске сообщите о себе (фамилия имя и три самых лучших своих качества) напишите, кого вы бы хотели спасти первым, вторым, третьим, четвертым, пятым, шестым и седьмым. Отдайте, пожалуйста, мне эти полоски».
2. «Возьмите средний лист бумаги. Здесь вы составите послание самим себе, в случае возвращения на остров. Ответьте на вопросы Кто Я? Где Я? Какой Я у себя? Какой Я для близких людей? О чем мечтаю? Каким Я стану через 4 года обучения?
Сообщите координаты острова. Напишите сколько вам лет на момент составления настоящего послания. Опишите свои самые главные достижения на сегодняшний день или чем вы гордитесь, сформулируйте свою мечту, ожидания от профессии. У вас есть конверт, в который вы можете положить свое послание, запечатайте его и подпишите от кого, кому и кто еще может через определенное время вскрыть Ваш конверт. Совершенно секретно. Не вскрывать до 2019г.!».
3. «У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Необходимо составить послание, для того чтобы Вас спасли. При создании «послания» нужно учитывать, что оно может попасть в руки как не понимающих вашего языка туземцев, так и капитана корабля какого-либо проходящего мимо судна». После выполнения проводится презентация совместных проектов».
4. «Придумайте коллективный танец, для того чтобы вас увидели и спасли». Музыкальный ряд: Алафания.
Комментарии. Давайте вернемся из игры ритуалом.
Рефлексия воркшопаЗавершите фразу: «Сегодня Я почувствовала... Я узнала.... Я поняла.....»
Заявления студентов, прозвучавшие в ходе подведения итогов, «Я поняла, что могу быть открытой», «Я поняла, что я не одинока» «Я открыла много новых хороших людей», «Я узнала сокурсников с новой стороны»
Ритуал выхода из воркшопа. Музыкальный ряд: Фанфары.
Игра «Аплодисменты по кругу»
В этом неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всего класса. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
«Вы интенсивно и продуктивно поработали, каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат Piano (тихо), а затем Creshendo (постепенное усиление звука), Forte (громко), затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: подходит к кому-нибудь из участников, смотрит в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать последующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
В заключении статьи, приведем несколько советов для успешного проведения технологии динамического воркшопа от немецкого психолога Клауса Фоппеля:
Рассматривайте все происходящее как значимое. Для ведущего все, что говорится и делается в группе, становится групповым процессом: даже посторонние разговоры, замечания в перерыве и случайные события. Если кто-то из участников заболевает, рассматривайте это не как помеху, а как аспект группового процесса. Относитесь ко всему, что происходит, как к возможности лучше понять процесс развития группы.
Работайте над конфликтами. Ведущий должен считаться с конфликтами в группе и побуждать участников открыто выражать свою позицию и чувства. Избегайте вставать на чью-либо сторону в случае конфликта. Помогайте группе открыто встречаться с трудностями и развивать высокую степень терпимости.
Будьте бодры. Бодрое состояние сознания — ваш самый большой «капитал» на воркшопе. «Присутствуйте» в каждый конкретный момент — смотрите, слушайте и чувствуйте. Только тогда вы сможете заметить развитие группового процесса и понять потребности отдельных членов группы. Кроме того, такая позиция — хорошая модель для участников, которые получают стимул для развития наблюдательности, повышения чувствительности к разным сигналам, посылаемым участниками группы и ведущим.
Будьте естественны. Вы поможете группе развиваться, если будете воплощать свое личное «я» и выражать себя как можно более естественно и непринужденно. В этом случае вы становитесь моделью для участников, они как бы получают разрешение снять «маски». Если поведение ведущего натянуто и формально, группа будет вести себя так же. Если вы расслаблены и естественны, группа будет перенимать такое поведение. Рассматривайте группу как зеркало, отражающее ваше собственное состояние.
Развивайте искусство импровизации. Ведение воркшопа— это искусство импровизации в рамках согласованной структуры. Подумайте о том, что есть множество путей, которые приводят к цели, и что нужно проявлять гибкость при выборе техник и методов. Участники ожидают, что ваш стиль работы будет интересным и увлекательным.
Будьте щедры на одобрение и поддержку. Дайте группе знать, что вы понимаете степень сложности поставленных целей, осознаете, что определенные процессы трудны и рискованны.
Используйте юмор. Это важный ресурс ведущего. С его помощью вы можете снизить остроту напряжения, устранить страх, возродить оптимизм. Юмор поможет вам легко осуществлять, чтобы участники не почувствовали, что их учат. Будьте хорошим примером, относясь с юмором к себе. Таким образом, вы создадите спокойный рабочий климат.
Следите за групповой энергией. Это ваша постоянная задача. Групповая энергия имеет свой ритм, подобный ритму отлива и прилива. Она следует биологическим ритмам участников и рабочему ритму мозга. Энергия проявляется в громкости и тоне голосов, в позе, степени контакта глаз, интенсивности участия, креативности и т. п. Следите за состоянием участников. Когда они устают? Когда активны? Когда отвлекаются? Энергия группы все время меняется.
Постоянно предлагайте участникам выразить обратную связь.
Используйте различные техники обратной связи, чтобы гарантировать возможность ее высказывания каждому участнику. Устанавливайте « ритуал обратной связи »: например, вы можете заканчивать встречи «групповым кругом», во время которого каждый участник говорит о том, с какими чувствами и в каком состоянии он завершает сегодняшнюю работу.
Использованная литература:
Фопель К. Ф 789 Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 368 с. — (Все о психологической группе.)