Система военно-патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования детей


Система военно-патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования детей
Куксин Андрей Викторович
Заместитель директора по научно-методической работе
МАУДО «ЦВР «Подросток» г. Оренбурга
Цель и актуальность развития военно-патриотического воспитания
По определению – военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите Родины. Его цель на современном этапе обновления общества направлена на:
- развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
- формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы;
- верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени;
- высокой ответственности и дисциплинированности.
Военно-патриотическое воспитание – высшая форма патриотического воспитания, ориентированная на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Развитие системы такого воспитания в нашей стране обуславливается исторической необходимостью. Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне, что сказалось на формировании национального характера, на отношении к военной службе. На протяжении столетий в России накапливался богатейший опыт профессиональной подготовки солдат и офицеров. Сложились определенные направления и формы военно-патриотического воспитания детей и в системе образования России.
Однако в конце прошлого века государственная политика взяла курс на свертывание воспитания патриотизма. И общество постепенно утратило традиционное российское патриотическое сознание. Ценности и государственные символы, десятилетиями скреплявшие единство народов великой страны, рухнули. Без преувеличения произошла общенациональная духовная трагедия. Отказ от прежней системы ценностей и отсутствие новой во многом понизили эффективность воспитания, чем был нанесён непоправимый вред формированию таких традиционных качеств молодого человека, как патриотизм, гражданственность, историческая память.
Центр внешкольной работы «Подросток» как образец создания новой системы военно-патриотического воспитания
Таким образом происходящие в последние два десятилетия изменения в обществе потребовали пересмотра многих основополагающих принципов военно-патриотического воспитания как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Разрешение указанной выше проблемы – в нахождении основы, на которой бы базировались новая система военно-патриотического воспитания. Именно формированием такой системы вот уже почти 25 лет и занимается Центр внешкольной работы «Подросток» г. Оренбурга. Его создание в 1990 году было обусловлено, в первую очередь, отменой начальной военной подготовки в школах и ослаблением военно-патриотического воспитания в других учебных заведениях, что привело к антиармейским настроениям среди некоторой части молодёжи, распущенности и недисциплинированности, попытке избежать службы в армии и на флоте, которые затем отрицательно сказывались на их воинской службе.
На начальном этапе развития педагогический коллектив основной задачей считал создание сети юношеских военно-патриотических школ, клубов и секций военной и спортивной направленности. В дальнейшем, учитывая факторы кризисной ситуации ребёнка в современных условиях, его интересы, интересы его родителей и общества в целом, Центр был преобразован в многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое ориентировано на широкое удовлетворение спроса детей и родителей на различные образовательные услуги, на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей с учетом их возможностей, личностных склонностей и способностей. Сегодня в учреждении занимаются почти десять тысяч мальчишек и девчонок от 4 до 18 лет.
Приоритетным направлением работы Центра по-прежнему является военно-патриотическое воспитание. Благодаря высокому профессионализму, творчеству и инициативе педагогов и наставников, их духовному богатству и таланту, стремлению к совершенству тысячи девчонок и мальчишек Оренбуржья нашли достойное место в жизни. Учащиеся Центра не на словах, а на деле проявляют свой патриотизм, свою преданность России.
«Подросток» известен и в городе и далеко за пределами Оренбуржья как научно-методическая база по вопросам военно-патриотического воспитания детей и подростков для учреждений дополнительного образования. С 2001 года на его базе работает городское методическое объединение руководителей детских объединений военной направленности и создан «Областной центр военно-патриотической работы».
Директор Центра – Попцов Сергей Борисович, кандидат педагогических наук, награждён значком «Отличник народного просвещения Российской Федерации» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
Комплекс форм организации военно-патриотического воспитания
Для достижения цели, решения задач и реализации содержания военно-патриотического воспитания в Центре налажено функционирование системы, имеющей соответствующие иерархические уровни. Основными элементами системы военно-патриотического воспитания являются субъекты и объекты военно-патриотического воспитания, ресурсы, средства, социально культурная среда, связи и отношения между ними.
Организация и проведение военно-патриотической работы в Центре предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера.
Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным:
- на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.;
- при проведении бесед, утренников, вечеров вопросов и ответов, «круглых столов», встреч с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью.
Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Третья группа, являющаяся наиболее перспективной, в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания, является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу.
К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина (школы юных моряков, пограничников, десантников, космонавтов и др.).
Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым, в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладным компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Закономерности, принципы и направления военно-патриотического воспитания
Рассматривая специфические социальные, психологические и военные закономерности военно-патриотического воспитания, следует иметь в виду, что они проявляются в сфере человеческих отношений, где всегда действуют факторы объективного и субъективного, закономерного и случайного характера. Данный вид закономерностей предусматривает обязательную целенаправленную, активную, сознательную деятельность всех людей, включенных в процессе военно-патриотического воспитания, настойчивость, творчество в определении и решении воспитательных задач.
Процесс военно-патриотического воспитания организуется и функционирует на основе исходных принципов. Основными принципами военно-патриотического воспитания являются:
-социальная обусловленность и научность обучения;
-практическая направленность;
-целенаправленность;
-систематичность и последовательность в обучении и воспитании;
- доступность;
-сознательность, активность и мотивированность обучаемых;
-дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
-комплексность и единство обучения и воспитания;
-приоритетность исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
-преемственность и непрерывность в развитии детей и молодежи, с учетом особенностей их различных категорий;
-многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечении эффективности воспитания;
-тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного, отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:
- духовно-нравственное;
- историческое;
- патриотическое;
- профессионально-деятельностное;
- психологическое.
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих их специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Оно включает: специализированное изучение и прогнозирование социально-психологических процессов, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Все указанные выше направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.