Представление опыта работы по теме Организация проектной деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками.

Организация проектной деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
        Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
В современном обществе особенно остро стоит вопрос воспитания подрастающего поколения. Чтобы не навязывать общепринятые догмы ученикам, я включаю их в проектно-исследовательскую деятельность.
Большое значение имеют социальные проекты. Важно, чтобы в деятельность учащихся была групповой, а не индивидуальной. Такая работа способствует формированию у учащихся коммуникативных, социальных компетентностей, учит работать с информационными и справочными материалами.
Темы для работы могут предлагать сами ученики, иногда это бывает спонтанно. Так, например, при подготовке классного часа о Великой Отечественной войне с учениками своего класса я провела небольшую анкету, в которую включила помимо общих вопросов и вопросы из истории семей своих учеников. Оказалось, что лишь некоторые дети могут сказать, были ли в их семьях ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, труженики тыла и т.д. Тут же возникли предложения детей побольше узнать о родственниках – ветеранах. Мы обговорили, каким образом можно вести поиск информации. Это беседы с родителями, просмотр фотографий, документов тех лет, писем и т.п.
Часть детей сразу же активно включилась в работу. Они приносили письма, ордена, медали, орденские книжки и даже характеристику командира части на бойца. Другая группа детей, заинтересовавшись, подключилась к работе. Возникли вопросы о тружениках тыла, детях войны, узниках концлагерей. Поток информации увеличился.
Учащимися и учителем было принято решение разделить класс на группы. Так, появились темы «У войны не женское лицо», «Они ковали победу в тылу», «Герой Советского Союза» и др. Образовалась группа учеников, которые не могли представить информацию о родственниках, они стали готовить материал о земляках – участниках войны. Каждая группа готовила выступление с презентацией своего проекта. Всего в работе приняли участие около 70% учащихся класса.
Большую помощь в работе оказали родители учащихся. Так, некоторым пришлось ехать к родственникам в другие населенные пункты Томской области, чтобы привезти материалы военных лет.
На классном часе были заслушаны все проекты. После чего с лучшими работами ребята класса выступили на семинаре директоров района.
Как итог работы: был собран богатый материал, который был представлен в музей школы. Работа получила название «Какой след оставила война в истории моей семьи».
Две работы были отправлены на областной конкурс историко-пои
·сковых, исследовательских, литературных работ «Россия, Родина моя», где за проект «У войны не женское лицо» группа учащихся получила дипломы победителей.
Так же ученики моего класса приняли активное участие в создании экологических проектов. Работа «Волк сказочный и настоящий» была представлена в рамках V Региональной научно-практической конференции обучающихся «Экологические проблемы Причулымья».
В 2013-2014 году мы вместе с учащимися 4 класса приготовили проект «Олимпийская слава Томска». Работа над проектом проходила в год проведения Олимпийских игр в Сочи. Девочки, которые курировали работу проекта, не только собрали интересный материал о томских спортсменах-олимпиониках, но и провели свою мини-олимпиаду в классе, организовали выпуск ежедневной информации с Олимпийских игр. Им удалось даже пообщаться « В контакте» с фристайлисткой Миртовой Анной, которая в это время находилась на Олимпиаде в Сочи и готовилась к стартам.
Итогом этой работы стал выпуск справочника «Олимпийская слава Томска», который находится в библиотеке гимназии. Он пользуется спросом при проведении классных часов на спортивную тематику.
С этим проектом ребята выступали на региональной научно-практической конференции, где стали призерами.
        Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся.
        Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.
        Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
       Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может и должен эффективно применяться в начальных классах.
15