Презентация по теме Новые подходы к формированию и оценке навыков чтения. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.


Навык чтения – явление сложное, складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Новые подходы к формированию и оценке навыков чтения. Автор презентацииКирячева Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовМБОУ МСОШ№1Р.п.МухтоловоАрдатовского районаНижегородской области2015год ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9]. Смысловое чтение «Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98]. Основные умения смыслового чтения:умение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; Основные умения смыслового чтения:умение определять основную и второстепенную информацию;умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации. Типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.Виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта. Современные технологии обучения чтению:Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение);- Технология проблемного диалога; Сущность технологии проблемного обучения: Виды диалога Деятельность учителя Деятельность учащихся Побуждающий диалог создаёт проблемную ситуацию,побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы угадывают противоречие и проблему, гипотезу и её проверку Подводящий диалог пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию с помощью логического мышления сами и по-своему выражают новое знание Методы проблемного обучения: Проблемное изложение материалаПоисковая беседаСамостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся Этапы, уровни и методы проблемного обучения: 1. Подготовка к восприятию проблемы.2. Создание проблемной ситуации.3. Формулирование проблемы.4. Процесс решения проблемы.5. Доказательство правильности избранного решения. Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решенияСтолкнуть противоречия в практической деятельностиИзложить различные точки зрения на один и тот же вопросПредложить классу рассмотреть проблему с различных позицийПобуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты Технология проблемного диалога исчерпывающе характеризует разные виды продуктивных заданий: на формулирование, на опорный сигнал, на художественный образ Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.Предложить проблемные теоретические и практические задания.Поставить проблемные задачи( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения. Применение технологии Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко: на всех образовательных ступенях на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технологияна школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях. Результаты применения технологии: Предметные результаты проблемного диалога – качественные знанияМетапредметные результаты проблемного диалога - развивает творческие умения, учит осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы; формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать, знаковые умения, развивает целеполагание, учит планированию и контролюЛичностные результаты - становление характера, мотивов, ценностей, формируетсяпозиция активного деятеля Литература 1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПК и ППРО, 2002. – 168 с.2. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. –Вып. 8. – С. 5–55.3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков вначальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система«Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования:сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.4. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.школе (3–4'й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.–(Образовательная система «Школа 2100»).