Урок химии в 8 классе по теме: Физические и химические явления. Признаки химических реакций




Урок в 8 классе «Физические и химические явления.
Признаки химических реакций».








Учитель химии высшей категории
МБОУ «СОШ № 78»
Приволжского района, г.Казани
Шарапова Л. Г.



Цель урока: выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

План урока.
1. Вступительное слово (формулировка темы и цели урока);
2. Самостоятельная работа;
3.Формулировка определений – физических и химических явлений, исходя из результатов самостоятельной работы.
4. Лабораторная работа: «Признаки химических реакций».
5. Вывод по результатам лабораторной работы.
6. Домашнее задание.
Реактивы: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, цинк, сахарный
песок, спирт.
Оборудование: пробирки, спички, пробиркодержатель, спиртовка.












1. Вступление.
Тема сегодняшнего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций». Исходя из темы сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Ученики с помощью учителя формулируют цель: выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать умения отличать физические процессы от химических (Приложение: слайд 1).
Мы уже с вами говорили о том, что все вещества характеризуются 2-мя видами свойств – физическими и химическими. Каждому виду свойств давали определения, поэтому, то задание, которое я вам предложу выполнить, думаю не вызовет у вас больших затруднений.
Самостоятельная работа.
Условие задания: выписать отдельно в два столбика физические и химические явления (работа в рабочих тетрадях). Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических свойств (Приложение: слайд 2).
(Задание: испарение воды; образование инея на листьях; горение свечи; гниение листьев; таяние льда; ржавление железа; обугливание сахара. Приложение: слайды с 4 по 10). Проверка задания с объяснениями (Приложение: слайды 11 и 12).
Исходя из рассмотренных примеров, дайте определение физическим и химическим явлениям (ответы учеников. Запись в тетрадях. Приложение: слайд 13).
Сегодня мы должны более подробно ознакомиться с химическими явлениями.
Сейчас я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара , вы должны прокомментировать его и сделать вывод - относится ли этот процесс к физическому или к химическому (Показ опыта. Ответ учеников).
По каким признакам вы относите это явление к химическому? (Изменение цвета, запаха). Т. образом, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому, чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займемся.
Вам предстоит провести лабораторную работу, исходя из которой, должны выяснить, какими признаками могут сопровождаться химические реакции. Перед практической работой – инструктаж:
1. при работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами;
2. растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см;
Проведение лабораторной работы (Приложение: слайд 14).
Названия исходных веществ
Наблюдения

К раствору сульфата меди + щелочь


К полученному осадку + соляную кислоту


К цинку + соляную кислоту


Горение спиртовки


Разложение сахара



Исходя из своих наблюдений, сделайте вывод – какими же признаками могут сопровождаться химические реакции (Ответы учеников).
Вывод: химические реакции могут сопровождаться следующими признаками: (Приложение: слайд 15).
1. образованием осадка или его растворением;
2. выделением газа;
3. выделением (поглощением) тепла, иногда света;
4.изменением цвета;
5. изменением запаха.
Для закрепления ваших знаний я предлагаю вам представить признаки химических реакций, с которыми вы сегодня познакомились, в виде рисунков (ученики делают зарисовки на листах формата А4, находящихся у них на столах. Далее, каждый стол представляет свои рисунки, комментируя их.)
Вы плодотворно поработали самостоятельно на этом уроке, дома вам предстоит продолжить работу – выписать из текста учебника условия возникновения химических реакций. Ваше домашнее задание