Конспект интегрированного урока окружающего мира и азбуки Смоленского края на тему Музыка и обрядовые праздники в Древней Руси (3 класс)

ТЕМА: «МУЗЫКА И ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ».
(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И АЗБУКИ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ).
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся с фольклорным творчеством русского народа (отразить основные особенности быта, культуры, обычаев, обрядов народа с древних времён).
2. Дать представление о русской народной песне и её разновидностях - календарной, обрядовой, плясовой, шуточной, бытовой.
3. Расширять знания учащихся о культуре и искусстве своего народа, музыкально-художественных традициях и исполнителях.
4. Развивать речь, память, мышление, смекалку, чувство юмора, воображение, умение слушать.
5. Способствовать развитию творчества, развивать эмоциональность и выразительность при чтении стихотворений, исполнении песен, хоровой декламации.
6. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к фольклорному творчеству своего народа, бережное отношение и уважение к традициям и обрядам своих предков.
7. Способствовать воспитанию коллективизма, дружеское отношение к товарищам, развивать организаторские способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: народные костюмы, деревянная утварь, музыкальное оформление, макет печки и русской избы, иллюстрации, книжная выставка, прялка, макеты берёзы и ели, самовар, дополнительные элементы к костюмам артистов для инсценировок.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: разучивание песен, колядок, частушек, театрализованных сценок как групповых, так и индивидуальных, разучивание хороводов и стихов.


ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Ребята, сегодня мы проводим интегрированный урок окружающего мира и азбуки Смоленского края по теме: «Музыка и обрядовые праздники в Древней Руси». А помогать нам в проведении этого урока будет учитель музыки. На этом уроке мы познакомимся с фольклорным творчеством русского народа, узнаем об обрядах и обычаях наших предков.

- Итак, начнём наше путешествие?
- Но в начале вспомним материал прошлого урока.

3. Проверка домашнего задания.
- Скажите, каким вы представляете жителя Древней Руси?
- Чем отличаетесь вы от своих сверстников, живших в Древней Руси?
- Чем занимались люди?
- А кто правил народом на Руси? ( Князья).
- А потом в России вместе с боярами и князьями правил царь.
- Дети, в России жили разные народы. Они имели свой язык, свои обычаи, соблюдали обряды, пели песни, встречали праздники, много трудились. Хотя крестьянская работа была трудной, она приносила радость. На работу и с работы всегда шли с песней. Так было положено начало появлению русской музыки.

4. Изучение нового материала. ( Чтение стихотворения Г. Серебрякова « Ты откуда русская зародилась музыка?» учащимися).
Ты откуда русская зародилась, музыка?
Толи в чистом поле, иль в лесу тенистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась, как ты зазвучала?

Прилетели утки – уронили дудки, Прилетели гуси – уронили гусли,
Их порою вешней нашли, не удивились, Ну, а песня?

С ПЕСНЕЙ НА РУСИ РОДИЛИСЬ!

- Песня – самое искреннее выражение души и судьбы.

Звучит песня «Ты воспой в саду, соловейко».
- Ребята, а вы знаете, какую музыку слушали русские люди, которые жили в Древней Руси?
-Это была народная и духовная музыка.
- Как вы объясните выражение духовная музыка?
( В 988 году Русь приняла христианскую веру. Во время богослужений в храмах мужской хор исполнял песни, в которых воспевал Бога, Богоматерь, их добрые дела).

- А ещё духовная музыка прославляла царя и победы русских воинов над врагом.

- Но кто же сочинял и исполнял народные песни?
- Долгие века монголо-татарского ига, феодальной зависимости, самодержавия отнимали у народа возможность свободно высказывать своё мнение. И только песня, которая вырывалась из глубины сердца, открывала настоящие чувства, надежду и радость.

-Ребята, а вы знаете, что песни в Древней Руси были обрядовые и внеобрядовые?

- Давайте прочитаем запись на доске и ответим, что же такое « обряд»?

Работа над лексическим значением слова.
ОБРЯД – древнее магическое действие, которое должно было помочь людям в их жизни, труде, борьбе со злыми силами.

- Люди верили, что с помощью особых действий и слов можно в сильную засуху вызвать дождь. Так появились обрядовые праздники – свадьбы, Рождество, Масленица, Пасха. В назначенный день календаря люди отмечали праздники.

Чтение и инсценирование стихотворения « Дети года».

- Девушки и женщины часто пели песни-просьбы, они назывались веснянки и перечисляли всё, что нужно крестьянину.

Песня-просьба.

Приди к нам, весна с радостью!
С великой милостью!
С рожью зернистою,
С пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,

С ячменём усатым,
С просом, с гречкою,
С калиной-малиной,
С чёрной смородиной, с грушами,
С яблочками, со всякой садовинкой,
С цветами яркими, с травушкой-муравушкой.

- Да, умели наши предки веселиться!

- Под Новый год жители деревень, наряженные ходили из избы в избу, и пели колядки.

Ученик исполняет колядку.

Коляда, коляда, накануне Рождества.
Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!

Кто даст пирожка – тому рожь густа, умолотиста.
С колоска – полмешка, с зёрнышка – пирог,
А с полузёрнышка – блинок!

- В старину коляду считали богом мира и пиров. Период с 7 по 19 января считали обрядовым праздником, на Руси это были Святки. У Святок три обычая: ряженые, баловство и гадание.
Рассказы учеников про ряженых.
- Любимой народной забавой было гадание. Время гаданий – зимние Святки: в ночь на 7 января и до Крещения. В « Азбуке Смоленского края» вы читали, что гадали на курицах, на луковице, на башмачке. В древности считали, что гадание – это служение богине Гаде (богиня счастья).

Ученица читает отрывок из стихотворения В. А. Жуковского « Светлана».

В книге « Народное творчество Смоленщины» описан обряд гадания, и наши девочки подготовили его для вашего внимания.
(На середину стола поставить блюдце с пшеницей, в него девочки по очереди кладут свои колечки. Ведущая перемешивает содержимое блюда и, усаживая всех по местам, поёт подблюдную песню.)

За столом я сижу и на чашку гляжу!
Пятернёю вожу, золотое колечко ищу!
Я ещё посижу, я ещё повожу, суженого найду!
(На эти слова ведущая достаёт из блюда горсть пшеницы. Если в него попадает чьё-то кольцо, то тому следующий год обещает быть добрым, благополучным).

Кому мы споём, тому добро.
(Второй раз ведущая зачерпывает пшеницу. Вытянутое кольцо обещает хозяйке исполнения желаний.)

Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.

(Третий раз зачерпывает, вытянутое кольцо обещает хозяйке радостную весть о скором сватовстве).

Сей, мать, мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости, ко мне женихи.

- По окончании гадания девушки расцеловываются и под хвалебную песню – прославление хлеба, выходят из избы.

Хлебу да соли долог век, слава!
Государю нашему слава! (3 раза).

- Много всяких забав придумывали парни. Самой большой шалостью было – положить дощечку на печную трубу на крыше. Утром затопит хозяйка печь – весь дым в избе. Что такое? Отчего? Пока не догадаются, что труба закрыта.
- На Руси на эти проказы не сердились, понимали, что это шутки.
- А что вам больше всего понравилось в Святках?

- Среди обрядовых праздников есть такой, о котором вы узнаете из стихотворения.

МАСЛЕНИЦА.

Как дрова в печи пылают!
Круглобоки и пышны гордой горкой восседают
Бело-жёлтые блины.
Пряник рыжий, сочный, длинный
Шкуркой сахарной блестит,
Пёстрый царь тетеревиный
Тост весёлый говорит.

- Что самое главное в Масленице?
- Ну, конечно, блины! Без них нет Масленицы. Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой или пшеничной муки.
- Расскажите свой рецепт приготовления блинов.

- А как отмечают этот обряд?
( Развлекаются, катаются на лошадях, на санях, Прыгают на лошади через снежную крепость, пекут блины, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение)


Мы на проводах зимы – подавайте нам блины!
Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

Зиму провожаем,
Масленицу встречаем,
Масленица-кривошейка, встретим тебя
хорошенько!

- А теперь отгадайте мою загадку.

Шли гурьбой: тёща с зятем, да муж с женой,

Мать с дочерью, да бабушка с внучкой,

Да дочь с отцом. Сколько же всех? (4).

- Праздновали Масленицу целую неделю, каждый день имел своё название и свои забавы. Так и говорили: « Не житьё, а Масленица!»
- Как назвались эти дни?
( Понедельник – встреча. Вторник – заигрыш.
лакомка. Четверг – разгуляй. Пятница – тёщины вечера. Суббота – проводы Масленицы. Воскресенье – прощеный день.)
- О чём предупреждает пословица?
« Играть, играй, да дело знай».

- Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю жизнь. Даже над колыбелью звучали песни, в которых будущее младенца представлялось заполненным трудом в поле, в доме.

Ученик читает стихотворение « Спи, младенец, мой прекрасный, баюшки-баю». Возможно музыкальное сопровождение.

- Обратите внимание на ласковые слова. Считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора.
- Древнерусский народ считал кота главным помощником матери. С его образом связан обряд колыбельных песен. Крестьяне верили, что любящий поспать кот передаст свои привычки ребёнку.

Слушание стихотворения в исполнении ученицы.
Баю-баюшки-баю, баю доченьку мою.
Приди, котик, ночевать, мою доченьку качать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:
Дам кусочек пирога да кувшин молока.
Уж ты ешь, не кроши, больше, котик, не проси!
- Издавна в русском фольклоре колыбельные песни часто соединяли с потешками, прибаутками, пестушками. Пестовать, значит, нянчить, носить на руках.

- Кто знает какую-либо пестушку?

Потягушеньки-порастушеньки!
Для Дашеньки
В ножки ходунюшки, в ручки хватунюшки.
В роток – говорок, а головку – разумок.


Водичка, водичка, умой Лизе личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

- А вы знаете, что участниками всех праздников на Руси были бродячие актёры- скоморохи. Они странствовали из города в город, из села в село.
- Вот и нам они сегодня заглянули.

Появление скоморохов.
- Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята!
Вот и мы оба!

ФОМА. – Я – Фома!
ЕРЁМА. – Я – ЕРЁМА!
Ф. – Низко поклонились!
Е. – Колпаки свалились!
Ф. – А ну-ка, отгадайте загадку:
Эта часть костюма – не мужской кафтан.
Носит красна девица длинный сарафан.
Е. – А кроме сарафана, во что наряжались девушки в Древней Руси?

Ф. – А вот ещё загадка:

Ходит девица с косой, с непокрытой головой.
Красоте помощник расписной кокошник.
Е. – Ну, молодцы! А что же это мы не спросили, в чём же парни ходили?
Ф. – А вот послушайте и отгадайте:
Ворот вышит, а застёжка сбоку подбородка.

Всем наряд известен этот, как.
( косоворотка).

Ф. – Ерёма! Гляди! У меня в глазах светло стало от такой красоты!
Е. – Ух ты! Настоящий праздник, не хватает только музыки.
Ф. – А ну-ка поспеши, с нами попляши.
Выходи, народ в наш хоровод.

- Живыми казались людям деревья. Священным деревом в старину считали дуб. А какое дерево было самым любимым? Об этом дереве сложено столько песен.

Дети водят хоровод под песню « Во поле берёза стояла».
Ф. – Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
Е. – Они срезали по пруточку, они сделали по гудочку.

Вместе: Вы гуды, гуды, гудите, парней, девок веселите.

Звучат частушки (на мелодию « Ёлочки-сосёночки»).

1. Ёлочки-сосёночки, зелёные, колючие,
Никольские девчоночки
Весёлые, певучие.

2. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках
Все ребята говорят,
Что я за картинка!

3. Я надену платье бело,
Буду в нём красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.


4.На дворе по лужку бегают утята,
А я с печки босиком, думала – ребята!
5.Эх, топну ногой, да притопну другой.
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу!

6.Вы послушайте, ребята, нескладушки будем петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.

7. Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы.
Сами бы варилися, да и в рот катилися.

8.Девочки-беляночки, где вы набелилися?
Мы вчера коров доили, молочком облилися.

9. Мы Смоленские частушки
По-никольски пропоём,
Кто ребят наших полюбит,
Всё равно мы отобьём.

10.Мы пропели, что сумели,
Поплясали от души.
Выходи на круг, кто смелый,
Пой погромче и пляши.

- Мы пропели короткие песенки, на Руси их называют частушки. Интересно ли вам было их исполнять?

- Ребята, мы с вами исполнили некоторые внеобрядовые песни: колыбельные, частушки, а ещё это шуточные песни.
-Представим нашим зрителям песню из городского фольклора « Бабка Любка».

Исполнение песни с инсценировкой.
- Ты когда уедешь, милый мой дедочек?
Ты когда уедешь, сизый голубочек?
- Во середу, бабка, во середу, Любка,
Во середу, ты моя, сизая голубка.
- На кого покинешь, милый мой дедочек?
На кого покинешь, милый голубочек?
- На деверя, бабка, на деверя, Любка.
На деверя, ты моя, сизая голубка.

- В русском фольклоре на посиделках или на гуляньях часто распевали и задорно плясали под песню « Валенки». Ведь потеха – делу не помеха.

- Итак, раздайся, народ, видишь – пляска идёт.

Группа детей исполняет русскую народную песню «Валенки».

Валенки, да валенки,
Эх, да не подшиты стареньки.
Нельзя валенки подшить-
Не в чем к миленькой сходить.

Валенки, валенки, эх, да не подшиты стареньки.
Ах, ты, Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Не ходи на тот конец, не носи девкам колец.
Чем подарочки носить, лучше б валенки подшить.

- В Древней Руси много было сложено песен о любви. Не зря девушки гадали на суженого-ряженого. Это были душевные песни и озорные.
- А вы знаете какую-нибудь такую русскую народную песню?
- Хотите её исполнить?

Дети исполняют песню « Крутится-вертится шар голубой» с хоровой декламацией.

Крутится-вертится шар голубой,
Крутится-вертится над головой,
Крутится-вертится, хочет упасть-
Кавалер барышню хочет украсть.

Где эта улица, где этот дом?
Где эта барышня, что я влюблён?
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.


- Русская народная песня говорила о богатстве души простого человека. Народ пел и воинские песни, прославляя мужество и удаль солдата.

Звучит песня « Солдатушки, бравы ребятушки».

1. – Где же ваши деды?
- Наши деды – славные победы,
Вот, где наши деды!

2. – Где же ваши сёстры?
- Наши сёстры – штыки, сабли остры,
Вот, где наши сёстры!

3. – Где же ваши детки?
- Наши детки – пули наши метки,
Вот, где наши детки!


- Славяне – наши предки- были гостеприимным народом. На именины, свадьбы, праздники звали родственников, соседей и даже простых прохожих. « Добро пожаловать, хлеба-соли откушать», предлагал хозяин.

- Хотите узнать, какие продукты были самыми главными на столе наших предков? Тогда среди этих букв отыщите их.

На доске записаны буквы.

КАБЛЩИПИНКИИНЫШАРОБАГИРА
( Щи, блины, пироги, каша, баранки).

5. Закрепление изученного материала.

- Ребята, давайте обратимся к нашему учебнику, рассмотрим вопросы, которые предлагают нам авторы.

Читают материал учебника.
- Скажите, почему музыку называют народной?

- Что такое обряд?

- На какие группы делятся песни?

- Можно ли с помощью движений передать характер песни?

- Какие песни называют колыбельными?
- О ком рассказывают рекрутские песни?

- Что такое устное народное творчество?
- Какие обрядовые праздники вы знаете?

- Чем отличаются обрядовые песни от внеобрядовых?
- О каких качествах характера древних людей говорят их поступки, их народные песни и обряды?


6. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?

- Хотели бы вы узнать побольше по этой теме?
- Тогда обратитесь к нашей книжной выставке. ( Учитель сообщает список литературы).

7. Оценочное суждение.

8. Домашнее задание: учебник, с.83, 85-86, прочитать текст, подготовить пересказ. Подобрать примеры из дополнительной литературы обрядовых и внеобрядовых песен.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15