Урок с презентацией по рассказу Л.Н.Толстого После бала


Тема урока: Л.Н. Толстой “ После бала”.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;
2) показать перекличку двух эпох в рассказе (времени Николая I и современной автору эпохи), обусловливающую постановку философских, нравственных, социальных проблем;
3) углубить понятие о композиции художественного произведения, антитезе как способе его построения;
4) провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата;
5) формировать у учащихся умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для постижения его идейно-художественного смысла.
6) обратить внимание на форму «рассказа в рассказе» как художественную особенность «После бала».
7) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;
8) раскрыть его гуманистический пафос.
2. Развивающие:
1) развивать навыки анализа текста рассказа «После бала»;
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).
4) развивать коммуникативные компетенции.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать гармоничную и духовную личность;
2) воспитывать интерес к предмету.
Методические приемы: метод эвристической беседы, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод, иллюстративный метод.
Опережающее задание: прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала»,
Материалы: учебник по литературе для 8 класса под ред. В.Я Коровина: текст рассказа «После бала», задания к нему, включая задания в рубрике «Для любознательных». Статьи «Композиция художественного произведения» (и задания к ней) и «Л. Н. Толстой о смысле жизни». Рекомендации в рубрике «Приглашаем в библиотеку», ЦОР (см. таблицу)      
Используемое оборудование: компьютер и проектор, компьютерный класс.
Урок может быть организован по типу: модель 1 или модель 2. Модель 1 – один компьютер в классе. Сеть Интернет. Модель 2 – компьютерный класс. Сеть Интернет.
Используемые ЦОРы:
№ ЦОРа/№ п/п Пункты плана урока Название ЦОРаОбъём Адрес
N 204389/1 Вступительное слово учителя И. Е. Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете 217.9 кб http://school-collection.edu.ru/catalog/res/17144762-f5fc-4a7c-84c1-3bfd7f2d2ef1/?from=d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262&interface=pupil&class=50&subject=10
N 204227/2 Вступительное слово учителя Обложка художника Б. Кустодиева к рассказу Л. Н. Толстого "После бала" 155.9 кб http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c8230c4-8af6-4438-8bc1-88b951f141b5/?from=d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262&interface=pupil&class=50&subject=10
N 204441/3 Ориентировочная беседа Иллюстрация художника И. Пчёлко к рассказу Л. Н. Толстого "После бала" (На балу) 150.2 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b046c5e1-6be2-45df-a453-ca817602e19a/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_01%5D.htm
N 204544/4 Ориентировочная беседа Ф. Кардовский "Сквозь строй" 497.5 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7ecb633-482c-4a05-8bf7-e14cbc8adb3c/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BIL_03%5D.htm
N 204201/5 Аналитическая беседа Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого "После бала" 13.1 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c61d823-6826-4bb2-99b9-61609d1b5537/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTE_03%5D.htm
N 204246/6 Задание: какие из описаний в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" связаны с событиям "На балу" и какие - с событиями "После бала" 19.3 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8af15471-3102-43a7-9c53-0c04ca0b7ceb/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTR_03%5D.swf
N 204564/7 Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого "После бала" (На балу) читает М. М. Тарханов 1.08 мбhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8022883-8a25-4575-b9c0-6d12b70fabd2/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BAU_01%5D.htm
N 204187/8 Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого "После бала" (Наказание за побег) читает М. М. Тарханов 1.36 мбhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/05e1977f-f3ad-4e94-97f9-91b977c4ef8c/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BAU_02%5D.htm
N 204249/9 Учебный текст "Два варианта концовки рассказа" 10.1 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8c7c39fc-e574-40b2-b7ed-dc810db6d659/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTE_01%5D.htm
N 204181/10 Задание: проверьте знание рассказа Л. Н. Толстого "После бала", ответив на вопросы теста 42.1 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00058e50-4b03-498c-89dd-bf273d96a057/index_listing.html
N 204220/11 Задание: проверьте знание рассказа Л. Н. Толстого "После бала", ответив на вопросы теста 41.3 кб http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c49151c-c46a-4ee9-aa36-f634568e289b/index_listing.html
План урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Ориентировочная беседа
Аналитическая беседа
Этап закрепления полученных знаний
Подведение итогов урока
Задавание домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с рассказом Льва Николаевича Толстого «После бала». (На экране ЦОР №1 И. Е. Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете и ЦОР №2 Обложка художника Б. Кустодиева к рассказу Л. Н. Толстого "После бала"). Говоря об истории создания этого рассказа, мы с вами отмечали, что писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как показывает Л.Н. Толстой эти проблемы? С помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем? Каковы основные мотивы рассказа? На все эти вопросы мы постараемся ответить сегодня.
Ориентировочная беседа.
- Предлагаю вам обратиться к рисунку, помещенному в учебнике (с.369). Какой эпизод рассказа на нем изображен? Какие иллюстрации, по-вашему, можно было бы ещё создать в этому рассказу? Какие основные сцены рассказа вам хотелось бы проиллюстрировать? Посмотрите еще на две иллюстрации (ЦОР №1 и №2: Иллюстрация художника И. Пчёлко к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» (На балу). Иллюстрация Ф. Кардовского к рассказу «После бала» (Сквозь строй)).
4. Аналитическая беседа.
- Итак мы с вами видим, и в этом на помогают иллюстрации к основным сценам, что рассказ делится на две, неравные по объему, части. В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика).
- Почему же рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»? (Потому что вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина, несет в себе основную мысль произведения.)
- А теперь давайте послушаем сообщение о художественных особенностях рассказа (выступление ученика по теме индивидуального домашнего задания ЦОР №5 Учебная статья «Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»»).
- В статье мы встретились с термином «антитеза», на ней построен весь рассказ. Давайте проследим, как действует данный художественный прием в произведении.
– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя - экзекуция, зала - улица, хозяева бала – солдаты)
– А какие образы объединяют части рассказа? (Образы полковника и Ивана Васильевича).
– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу? (Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).
– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).
– Почему герой все на балу смотрит на все «с восторженным умилением»?(Он молод, счастлив, влюблен).
– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? (Светлые оттенки, белый цвет). Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал).
-Во второй части рассказа, после бала, краски резко темнеют. Но герой не сразу видит эти цвета, настроение его меняется, когда он слышит музыку. Какая она? (Это визгливая мелодия, отзвуки флейты и барабана, «какая-то другая жесткая, нехорошая музыка»). Сравним ее с мелодиями мазурки и вальса на балу. Толстой вновь использует антитезу для более глубокого раскрытия идеи произведения.
– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.
(«Что-то большое черное», солдаты в черных мундирах. Они наказывают человека, принося ему боль, страдания, муку).
– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (Красный, белый).
– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (Мука, боль).
– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Антитеза помогает писателю создать напряженную эмоциональную атмосферу и показать перелом в душе героя.
- Для того, чтобы усилить наши эмоциональные впечатления от контрастных сцен, давайте прослушаем аудиозаписи. (ЦОР №7: Аудиозапись: Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (На балу) читает М. М. Тарханов. ЦОР №8: Аудиозапись: Фрагмент из рассказа Л. Н. Толстого «После бала» (Наказание за побег) читает М. М. Тарханов).
-Мы проследили с вами, как работает в произведении прием антитезы, а теперь поработаем с тренажёром ЦОР. Вам необходимо будет распределить описания из рассказа, относящиеся к событиям на балу и после него. (ЦОР № 6 Задание: Какие из описаний в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» связаны с событиям «На балу» и какие – с событиями «После бала»).
- Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник Б. сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата. За что он бил солдата? (За то, что тот слабо ударил татарина).
– Мы уже видели эту перчатку. Когда? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой).
- Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, которая их окружает, позволяет писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России.
- Мы видим, как полковник, любящий и внимательный отец, оказывается жестоким по отношению к солдатам. Почему это происходит? Был ли он двуличным, лицемерным человеком? (На балу он красив, мил и добр. Он внимательный и заботливый отец, для своей дочери делает все. Он носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать, вывозить в свет любимую дочь).
– Вспомните, что полковник говорил, когда надевал перчатку перед танцем с дочерью? («Надо все по закону»).
- Искренен ли он в своём отношении к дочери и другим участникам бала? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? (Полковник искренен и на балу, когда танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, когда, не рассуждая, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата).
По какому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни).
– Но мог ли полковник при этом поступить иначе? (Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).
- Показывает ли Толстой что-то человеческое в душе полковника при исполнении долга? (Видимо, какое-то человеческое чувство шевелится в его душе, он, вероятно стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича, и отворачивается). Но это, конечно, не умаляет его вины. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы над тем, кто переступил закон.
- Эта искренняя доброта и искренняя злоба полковника в разных жизненных ситуациях ставит в тупик Ивана Васильевича. До самой смерти он не смог постигнуть сути нелепо устроенного общества. И он понимал, что дело не в одном офицере, в более крупных социальных причинах.
- Но Л. Н. Толстой помимо рассуждений о несправедливом общественном устройстве заставляет задуматься нас, читателей, над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно этим сознанием ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич, и именно поэтому он отказался от государственной службы.
- Давайте сравним одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответим на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни героя? (ЦОР
№ 9: Учебный текст: «Два варианта концовки рассказа»). (В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире). Писатель говорит о том, что человек должен чувствовать свою ответственность за все, что совершается в мире. К этому выводу приходит Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, царящему в обществе.
- Попытаемся сравнить двух героев – господина Н. Н. из повести И. С. Тургенева «Ася» и Ивана Васильевича из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». (В обоих произведениях о днях своей беззаботной, веселой молодости вспоминают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались бобылями. В обоих произведениях подняты вопросы – об ответственности человека перед собой и окружающими. Но у Толстого эти социальные акценты сильнее).
5.Этап закрепления полученных знаний.
Мы с вами подробно обсудили рассказ Л. Н. Толстого «После бала», а теперь я предлагаю вам проверить знания по теме, ответив на вопросы тестов, и проанализировать ошибки. (ЦОР №10 и №11: Задание: проверьте знание рассказа Л. Н. Толстого "После бала", ответив на вопросы теста).
6. Подведение итогов урока.
Мы познакомились с рассказом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «После бала» и выявили роль композиции художественного произведения в раскрытии его идейно-художественного смысла. Значение рассказа  выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы.
Читаем отрывок из статьи «Николай Палкин»: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь».
Мы видим, что автором руководит не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие язвы настоящего.
7. Домашнее задание.
Написать письменную работу: В чем логика замены названий рассказа писателем: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…», «После бала». Почему Толстой остановился на названии «После бала»?