Доклад: Технология проблемного диалога как средство повышения качества обучения английскому языку.


Доклад на тему:
«Технология проблемного диалога как средство повышения качества обучения английскому языку». Учитывая современные требования перехода на ФГОС второго поколения и находясь в постоянном творческом поиске, я, как учитель, изучила и стала активно использовать на уроках такую инновационную обучающую технологию, как проблемный диалог.
Одна из проблем, с которой сталкивается учитель в школе, – это потеря у детей интереса к познанию иностранного языка и как следствие, плохое качество знаний учащихся. Причиной этого, как я думаю, является привыкание детей к однообразию уроков и упражнений. Применение технологии проблемного диалога стало постепенно решать эту проблему на уроке. Происходит удовлетворённость деятельностью с обеих сторон, такие уроки благоприятно влияют и на мотив, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.
Конечно, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника это весьма сложный и долгий процесс, требующий учёта многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития и др.
Проблема безынициативности учащихся в учебном процессе является одним из серьёзных факторов, снижающих его эффективность. Традиционно, подавая какой либо материал, взрослые преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность проявить свою фантазию, творчество, возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы?
Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности.
Технология проблемного диалога представляют собой образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.
Технология стоит на трёх китах: психологии мышления и творчества, проблемном обучении и учебном диалоге. На уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решений – это этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий, который состоит из отдельно стимулирующих реплик для выработки учащимися творческого подхода к работе – формулирование темы урока, проблемы, выдвижение и проверка гипотезы, подводящий – это пошаговая система вопросов и заданий к формулированию темы и логическая цепочка умозаключений, ведущих к новому знанию.
В технологии используется пять приёмов создания проблемной ситуации
Проблемная ситуация создаётся при предъявлении классу противоречивых фактов, теорий, мнений.
Проблемная ситуация при столкновении мнений учеников создаётся вопросом или практическим заданием на новый материал.
Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задания учителя, так как оно не сходно с предыдущим.
Система вопросов и заданий разных по характеру и трудности, но посильных для учеников. Последний вопрос должен сформулировать тему урока.
Одним из простых методов постановки учебной проблемы – это сообщение темы с мотивирующим приёмом. Таким приёмом может быть «яркое пятно». В качестве него могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки и повседневной жизни, демонстрация эксперимента или наглядности.
При проблемно – диалогическом обучении в наибольшей степени изменяется роль таких средств обучения как опорные сигналы. Таковыми могут быть запись темы урока, схемы, таблицы, рисунки. Здесь важно отметить, как используется доска на уроке. А правильнее сказать, как работать с доской. Это важно отразить в своём конспекте урока. Целесообразно различать две её зоны: рабочую и опорную. Рабочая часть помогает детям вести тетради (это примеры, упражнения, зарисовки и т.д.), которые могу стираться. Опорная часть заполняется по ходу занятия, она не стирается и служит максимальному усвоению нового материала.
Технология проблемного диалога имеет ряд отличий от других технологий.
Место проблемного диалога – урок введения нового материала.
Проблемный диалог универсален, т.е. реализуем на любом предмете и любой степени обучения.
Проблемный диалог даёт учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
Проблемный диалог представляет собой реальную технологию обучения, которая сдаётся учителю «под ключ»
Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты:
- самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности;
- высокий интерес к учебному труду;
- развитие продуктивного мышления;
- прочные и действенные результаты обучения.
К недостаткам следует отнести:
- слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся;
- недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;
- нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы;
- непривычность подобной формы работы;
- трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;
- риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.
Тем не менее, технология проблемного диалога развивает творческую активность учащихся, которая состоит из следующих умений:
- вести дискуссию;
- слушать и слышать собеседника;
- отстаивать свою точку зрения;
- находить компромисс;
- лаконично излагать свою мысль;
- находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
Интуитивно мы все почти в своей педагогической деятельности применяем проблемное обучение. После близкого знакомства с описанной технологией я начала действовать осознанно. Мне хотелось бы выразить огромное удовлетворение не большим опытом в проблемном обучении, девиз которого совпадает с педагогическим кредо каждого настоящего Учителя:
открывать знания вместе с детьми!