Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме Безударные гласные в корне слова


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС в дидактической системе деятельностного метода обучения.
Новомосковск
15.03.2016 год
МБОУ «СОШ № 25»
Учитель: Галеева И.А.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Учебник «Русский язык», А.В.Полякова.
Предмет: урок русского языка.
Класс: 2-б класс
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: постановка и решение учебно-практической задачи.
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности. Цель урока:
Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.
Задачи: Образовательные:
- сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
- расширить словарный запас учащихся
Развивающие:
-Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
-Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
-Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
-Включить учащихся в коллективную деятельность;
-Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
-Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.
Метапредметные УУД:
личностные:
- осознание алгоритма учебного действия;
- способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
познавательные:
- освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Технология проблемного диалога, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.
Методы и приёмы обучения: подводящий к теме диалог, побуждающий диалог; фронтальная, парная и групповая работа, индивидуальная работа; приём составления опорных схем (алгоритм).
Источники информации : учебник А.В.Поляковой «Русский язык» ч.2, 2класс, презентация, музыкальное видео- сопровождение (физкультминутка для глаз).
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, смайлики, карточки-схемы «Алгоритм» для работы в группе, 19 карточек для самостоятельной работы, 19 карточек «Рефлексия урока» , 19 карточек для домашней работы «Графический диктант», 19 карточек с творческим заданием, орфографические словари, толковый словарь Ожегова.Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
-Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока.
- Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.
Ктоищетрудность,находитмудрость.
-Как понимаете смысл этого высказывания?
-Значит, надо ли пугаться трудностей?
-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.
Рассаживаются по своим местам. Сосредотачиваются на уроке. Установлен первичный контакт.
Смайлики.
Кто ищет трудность, находит мудрость.
Ответы детей.
-Нет, надо учиться их преодолевать. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками
Методический комментарий. Использование метода наблюдения за готовностью детей к уроку, особенно слабоуспевающих.
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся частей Формируемые УУД
- Сегодня мы с вами откроем ещё одну тайну русского языка.
1.Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу.Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу.Сяду прямо не согнусь,За работу я возьмусь.
-Выпишем из девиза урока гласные буквы в слабой позиции.
-Что для этого нужно сделать?
-Называйте.
-Чем опасна слабая позиция гласных?
-Какие ещё безударные гласные требуют проверки? -Дополните.
-Какая птица является символом  ума, мудрости?
-Сова будет помогать нам. Она сегодня у нас в гостях
Орфографическая разминка.
2.Самостоятельная работа (дифференциация)
-На доске записаны слова.
-Два варианта работы:
1.Спишать и вставьте пропущенные буквы
2.Списать, распределив на группы по орфограмме.
- Р..ка, п.нал, тр..ва, з..мля, б..рёза, пч..ла.
- Объясните орфограммы.
- Какое слово лишнее? Почему?
- На какие две группы можно разделить слова?
(I группа – слова с непроверяемой безударной гласной;
-Как проверить?
-Какие ассоциации для слов: берёза, пенал?
II группа – слова с проверяемой гласной).-Написание слов какой группы вызвало у вас затруднение? Почему? (Гласный находится в слабой позиции)
- Что объединяет все эти слова?
Проговаривают хором.
(Учитель показывает образец.)
Поставить ударение.
-е, о, а, и
-Можно написать другую букву.
- я
Сова.

- Р..ка, п.нал, тр..ва, з..мля, б..рёза, пч..ла.
Дети вписывают буквы, распределяют на группы.
- Дети проверяют.
Доказательства, объяснение.
-Находят «лишние» слова (пенал – м.р., пчела – одуш., береза – 3 слога, трава – безуд. гласн. а)
Доказательства, объяснение.
Все слова с безударной гласной в корне, это имена существительные
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера
Личностные: значимость русского языка, положительное отношение к учению
Познавательные: на основе установления причинно-следственных связей выстраивают ответ
Регулятивные: умение сравнивать с образцом
Регулятивные: целеполагание,
общеучебные: самостоятельное формулирование
Методические комментарии. В процессе изучения материала в большей мере применяю самостоятельную работу у учеников. Спрашиваю с дифференцированным и индивидуальным подходом.
Этап постановки проблемы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
– Я хочу вам рассказать историю. 
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.  
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово? 
–Послушав эту историю, назовите тему нашего урока? 
– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться?   
Проблемный вопрос:
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
Предлагаю самим создать алгоритм-подсказку.
Слайд!
(Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
(Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)  
Ответы детей. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов, общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.Методический комментарий. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Безударный – хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Чтоб развеять все сомнения,  Гласный ставь………………….. под ударение.
1.Работа в группах.
-Посовещайтесь. Один отвечает.
- Составьте алгоритм проверки слов с безударными гласными.
-Добавьте нужные слова.
Для примера возьмите слова:
Н.ра, (тр.па, г.ра)
1. Читаю (слово.)
2. Ставлю (ударение.)
3. Изменяю (форму слова) или подбираю (однокоренные слова.)
4. Выделяю (корень. )5. Подбираю (проверочное слово.)
6. Пишу (гласную )-Как же проверить безударную гласную в корне слова?
(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).
2. Работа над правилом. Вывод.
- Верно, ли мы с вами сделали выводы?
-Как нам проверить? Обратимся к правилу с.87.
- Расскажите, о чём вы прочитали?

Обсуждение. Ответ.
Схема на доске. Познавательные: моделирование, логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Методический комментарий. Построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению.
Физкультминутка. Игра «Скажи быстро»
-Я сейчас буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочное слово.Правильно-шаг вперёд, нет-назадТропа, гора, стена, поля, холмы, река, звериный, грибок, следы, число, слоны, земля, солить, леса. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Коллективная работа. Слайд 3.
Отгадайте ребусы. Запишите слова.
-В лесной школе Совушки – совы эти слова ученики написали под диктовку. Вот что из этого вышло.
Совушка – сова предлагает вам на время стать учителями и проверить этот диктант. Все ли слова написаны правильно?
Вада, трова, слова, сава.
 
-Проверка по алгоритму.
-Сколько слов ученики Лесной школы написали правильно?
                                                         
-Какое?
                                                                 
-Что вы посоветуем ученикам лесной школы?
   
Вывод. Мало знать правило, надо уметь его применять. 
Дети записывают (вода, трава, слова, сова)
Ответы детей.
-Одно
-Слова
Выучить правило и научиться его применять
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск информации в учебнике
Коммуникативные: выстраивание монологического высказывания, самоконтроль, коррекция, оценка действий партнераМетодические комментарии. Учитель следит за работой детей, слушает ответы учащихся.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Работа по карточкам.
-Выбери нужное проверочное слово, подчеркни его, вставь безударную гласную букву.
в-зил (воз, ваза)
л-нивый (линия, лень)
п-сал (песня, пишет)
к-тал (катит, кот)
б-леть (боль, бал)
с-довый (сад, сода)
Сделаем вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать…
Дети выбирают проверочное слово, вставляют безударную гласную.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
Методические комментарии. Выполнение заданий, ориентируясь на образец. Самопроверка.Самоценивание.
Физкультминутка для глаз.
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
- А сейчас – творческая работа.
1.Самостоятельная работа.
-Придумайте 2 существительных с безударными гласными.
-Я предлагаю: (Зв.рёк, к.лючки)
-Напишите мини-сочинение из 3-х предложений с использованием этих слов.
( 3 минуты!)
2.Работа в парах.
- У вас на столах лежат карточки. Что нужно сделать?
1). Прочитайте стихотворение. Какое слово не понятно?
Добавьте недостающие слова. Посовещайтесь в паре.

Ушастая … Днём в в_твяхС_сны  к_сматой,Возле самого ств_ла,Точно столбик сучковатый,Дремлет чуткая … .
                        К. Шилов
-Поменяйтесь карточками. Взаимопроверка.
-Оцените :
- правильно написал все слова
- допустил 1-2 ошибки.

- допустил 3 и более ошибок.
По опорным словам составляют мини-сочинение.
Зачитывают вслух.
-После чтения словарная работа: косматый-сова
Проверка. Слайд 5.
Регулятивные: контроль, коррекция.
Коммуникативные: выстраивание монологического высказывания, оценка действий партнераПознавательные: работа с текстом на основе анализа
Познавательные: умение анализировать, делать выводы
Методические комментарии. Усвоение нового способа действий. Включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях. Учащиеся делают выводы о проделанной работе.
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Итог.
– Ответим на главные вопросы нашей темы.
– Что надо проверять? 
– Где надо проверять? 
– Как надо проверять? 
– Чем надо проверять? 
- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
2.Рефлексия.
- У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить.
-Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или скучно? Всё ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот, который вам больше подходит, и подчеркните его ручкой.
1. На уроке я работал активно / пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
3. Урок для меня показался коротким / длинным.
4. Материал урока мне понятен / непонятен.
5. Материал урока полезен / бесполезен.
6. Материал урока интересен / скучен.
Слайд 6.
Слова для самооценки своей деятельности на уроке.
(Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
(Надо проверять в корне слова.)
(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
(Безударная гласная проверяется ударением.)
У детей на партах листочки с определённым набором слов. Учащиеся выбирают нужные слова и подчёркивают.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование.
Познавательные: умение анализировать, делать выводы.

Личностные: оценивание разного вида деятельности на уроке
Регулятивные: формирование умения адекватно оценивать свою деятельность
Методические комментарии. Коллективная работа. Обмен мнениями.
Цель достигнута, дети имеют представление об изученных объектах, могут рассуждать и делать выводы.
Этап домашнего задания
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формируемые УУД
-Стр.87 правило, упр.175
– А в подарок вам от СОВЫ дополнительное задание по желанию. Если вы правильно напишите в словах безударные гласные, то вас ждёт сюрприз.
IX. Графический диктант.
-Выбери для слова одну букву. Поставь напротив точку.
1)М.сной, 2)в.зить,3) с.ва, 4)ч.сы, 5)кр.кливый, 6)сл.ды, 7)ос.нь, 8)п.нек, 9)к.ра.
- Соедините точки по порядку.
- На что похожа фигура? (цифра “5”)
  о а и е я
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
Вы сегодня – молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!
-Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. Запись в дневнике. Регулятивные: самоконтроль.
Познавательные: работа с дополнительной информацией на основе анализа
Методические комментарии. Заинтересовать дополнительным заданием.