Конспект урока по литературному чтению по теме: Илья Муромец и Соловей разбойник. Былинный сказ. Понятие о гиперболе.


Тема: Илья Муромец и Соловей разбойник Былинный сказ. Понятие о гиперболе
Цель: формирование представлений о былине, былинном сказе, их главных героях – былинных богатырях – защитниках народа; освоения содержания былинного сказа об Илье Муромце.
Задачи: предметные: знание былинных героев – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, понимание содержания былинного сказа, его темы и основной мысли, умение давать портретную характеристику богатырю; личностные: восхищение, любовь к защитникам Отечества; системно – деятельностные: развитие памяти, мышления, умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе текста; находить слова, выражающие основную мысль в произведении; умение работать в коллективе; производить языковый анализ текста.
Ход урока
Организационно – мотивационный момент. Во 2 – м классе мы уже знакомились с понятием «Устное народное творчество», с его основным жанром – народной сказкой. Сегодня мы продолжим изучать устное народное творчество.
Введение понятия «Былина, былинный сказ». На уроке раскрываю термины, рассказывают об особенностях создания былин, когда сказители напевно рассказывали о героическом прошлом народа под звуки музыкальных инструментов, о подвигах русских богатырей; проводит различия между былиной и былинным сказом.
Работа по картине. Знакомство учащихся с главными героями русских былин. Учащиеся рассматривают картину. Кто изображен на картине? Почему богатыри стоят в боевой готовности? Опишите их одежду, оружие. Что объединяет героев? Чем они отличаются друг от друга? Каким вы видите старшего богатыря Илью Муромца7 Какой у него характер? (Могуч, прост, чувство спокойной уверенности в своей силе, умудренности жизненным опытом, благороден, великодушен.) Что выражает его взгляд? Какое оружие держит Илья? (Палица, копье) Какой конь у богатыря? (Сильный, могучий, спокойно ждет приказа.)
Кто стоит слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Чем он отличается от своего товарища? (Тонкие черты лица, интеллект, силен, скор на поступки, нетерпелив, он может выполнить самые трудные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта; глаза зоркие, соколиный взгляд; одет богато, белый конь, щит украшен каменьями.)
Кто стоит справа от Ильи? (Младший богатырь Алеша Попович.) Что отличает его от товарищей? (Молод, красив, отважен, весел и смел, большой выдумщик, гусляр и певец, в руках у него лук с копьем, а к седлу привязаны гусли для веселых пиров, смотрит с усмешкой без страха; конь у него гнедой.)
Как изображена природа? Почему? (На небе грозовые тучи, черные холмы, вызывающие тревогу: не все спокойно на земле русской! Близко враги!)Какие чувства и мысли вызывает картина? (Гордость за защитников Отечества, уважение и благодарность за их тяжелый и опасный труд – защиту Родины от иноземных захватчиков.)
Чтение былинного сказа. Характеристика главного героя: родители Ильи Муромца, его неожиданная болезнь и чудесное излечение, встреча со странниками, предсказавшими его судьбу и наделивших Илью необыкновенной силой; начало его героического пути, отъезд из села Карачарова.
Чтение былинного сказа «Илья и Соловей – разбойник» по учебнику.
Словарная работа. Объяснение значений слова: рать – войско; палица – боевое оружие: замуровела – заросла травой; лазоревые цветы – голубые; волчья сыть – волчья еда; приторочил – привязал к стремени; окарачь ползет – на четвереньках.Беседа по содержанию текста: Расскажите о первой битве Ильи Муромца. Найдите слова, которые говорят о его богатырской силе. Как встретили черниговцы своего спасителя? Почему Илья Муромец отказался быть воеводой в их городе? О чем предупредили черниговцы Илью Муромца? Расскажите о встрече ильи Муромца с Соловьем – разбойником. Рассмотрите картину, найдите слова в тексте для описания Соловья – разбойника и богатыря. Чем закончилась схватка богатыря и Соловья – разбойника? Как ведет себя Илья Муромец при встрече с князем Владимиром? Найдите слова, которые говорят о гордрсти и достоинстве русского богатыря. Чем закончился былинный сказ?
Устное сочинение – рассуждение «Чем понравился мне былинный герой Илья Муромец?»
8.Введение понятия «гипербола». Нахождение гиперболы в тексте былинного сказа. (Засвистал в полный свист… Тут маковки на теремах покривились, а околенки в теремах рассыпались… и др.)
9.Работа в тетради.
10. Подведение итогов урока
11.Задание на дом. Выписать из былин, былинных сказов примеры гипербол; выразительное чтение былины. Составить рассказ о русских богатырях по картине.