Памятка для учителя «Внедрение технологии оценивания учебных успехов»


ПАМЯТКА
«Внедрение технологии оценивания учебных успехов»
1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе:
Оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали вас, не для того, чтобы вы боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.
Изменения нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо. Чтобы радоваться достижениям и преодолевать неудачи.
Для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.
2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания
(минимум технологии):
1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.
3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания:
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
(далее – кроме 1-го класса):
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках:
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает
выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту
оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.
5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику:
4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
5-е правило. «Когда ставить отметки?».
- За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
- За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);
Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);
Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристике уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.