Открытый урок по лёгкой атлетике для 7 класса. Круговая эстафета с передачей эстафетной палочки.


Конспект урока по физической культуре. Лёгкая атлетика. Круговая эстафета с передачей эстафетной палочки. 7 класс.
Актуальность: Эстафетный бег является обязательным элементом программного материала по легкой атлетике. Он играет большую роль не только в физическом воспитании, но и в воспитательном процессе вообще.
Эстафетный бег очень эмоциональный и зрелищный вид. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.
Подводящие упражнения для эстафетного бега способствуют развитию многих физических качеств. Упражнения имеют и большое воспитательное значение. Они приучают к ответственности, пунктуальности, учат осмысливать каждое движение. Вырабатывают такие черты характера, как сила воли, товарищество, взаимопомощь.
Эстафетный бег имеет и прикладную направленность. Это военно-прикладная, спортивно-прикладная направленность.
Обучение эстафетному бегу рекомендуется начинать с ознакомления зоны передачи, техники передачи эстафетной палочки, а также подводящих беговых упражнений.
Оригинальность замысла урока состоит в применении уникальных средств обучения, интересных упражнений, различных технических средств.
Цель: Обеспечить формирование у обучающихся двигательных умений и навыков для быстрого и успешного овладения техникой передачи эстафетной палочки, посредствам эстафетного бега.
Основные задачи:
Закрепить навыки передачи эстафетной палочки способом «снизу» в коридоре 20 метров.
Содействовать развитию координационных и скоростных способностей применительно к изучению данного упражнения.
3. Формировать навыки самоанализа.
Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег» отражают:
– формирование ценностей основ знаний и умений в развитии самосознания и самооценки;
– развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, приобретение умений общения и взаимодействия со сверстниками;
Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег» отражают:
- формирование представлений о техники выполнения эстафетного бега;
- приобретение умений в самостоятельном использовании средств физической культуры для развития координационных и скоростных способностей;
– формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег», отражают:
– формирование навыка выполнения упражнений на высоком качественном уровне;
Место проведения: спортивный зал школы.
Необходимое оборудование и инвентарь: эстафетные палочки – 4 штуки, цветные мелки – 1-2 штуки.
Дата проведения урока: 14 апреля 2016 года. Урок – 40 минут.
Конспект составила: Амиралиева Любовь Николаевна.
Учитель физической культуры МБОУ – лицей № 22 г. Орла.
Частные задачи Содержание учебного материала Дозировка Организационно-методические указания
1 2 3 4 5
Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку 1. Построение класса в одну шеренгу, обмен приветствиями. 25-30 сек Требовать от учащихся согласованности действий и четкости выполнения команд
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма. 2. Сообщение задач урока. Объяснение правил техники безопасности при выполнении данных задач урока. 25-35 сек Обеспечить четкость, точность в формулировке данных задач.
Активизировать внимание на соблюдении техники безопасности.
Способствовать профилактике сколиоза и плоскостопия.
Вовлечение группы мышц в предстоящую работу. 3. Ходьба в обход зала с выполнением упражнений на осанку и мышцы стопы:
-ходьба на носках, руки вверх;
-ходьба на пятках, руки за спину; 1
Мин
10-15 м
каждым способом. Акцентировать внимание на необходимость сохранения правильной осанки
Содействовать активизации сердечно -сосудистой и дыхательной систем организма.
Обеспечить функциональную готовность организма к предстоящей работе.
4. Бег в колонне по одному.
- без задания;
- с выполнением задания (по свистку):
1 свисток –  присесть, дотронуться опоры правой рукой;
2 свистка – присесть, дотронуться опоры левой рукой
3 свистка – присесть, дотронуться опоры двумя руками.
2 мин Акцентировать внимание на правильное дыхание и четкое соблюдение дистанции.
Ориентировать учащихся на четкое и быстрое выполнение упражнения.
Касаться опоры можно как ладошкой, так и пальцами рук.
Не обязательно выполнять полный присед.
Содействовать закреплению техники бега.
Способствовать развитию координационных способностей.
Обеспечить готовность мышц ног е предстоящей работе. 5. Специальные беговые упражнения:
5.1. бег с высоким подниманием бедра;
5.2. бег с захлестыванием голени;
5.3. бег с выносом прямых ног вперёд;
5.4. выпрыгивание вверх на одной ноге. 15-20 метров каждым способом Выполнять по диагонали спортивного зала.
5.3.Ноги в коленных суставах не сгибать, носки – к себе.
5.4. руки выполняют круговые движения назад с максимальной амплитудой, движение руками выполняется на каждый шаг.
Содействовать восстановлению дыхания и оптимизации ритма сердечно - сосудистой системы. 6. Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания:
- руки вверх;
- руки в сторону
- руки вперёд 30 сек Обратить внимание учащихся на уменьшение темпа движения
Организовать учащихся для дальнейшего выполнения общеразвивающих упражнений 7. Перестроение в ходьбе из колонны по 1 в колонну по 4 через центр
«В колонну по 4 налево шагом марш!»
30-40 сек Обратить внимание на интервал и дистанцию, чтобы не размыкаться специально.
Обеспечить функциональную готовность организма к решению задач предстоящей деятельности 8. Общеразвивающие упражнения 4-5 минут Ориентировать учащихся на согласованное выполнение упражнений под счет и сохранение правильной осанки.
Содействовать увеличению подвижности шейных позвонков шеи 8.1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
Наклоны головы
1 – вправо;
2 – и.п.
3 – влево;
4 – и.п.;
Повороты головы
1– вправо
2 – и.п.
3 – влево
4 – и.п. 2-4 раза Акцентировать внимание учащихся на плавное и медленное выполнение движений.
Содействовать увеличению подвижности мышц плеч и рук. 8.2 – и.п. – о. с.
1-4 – круговые вращения руками вперед;
1-4 – круговые вращения руками назад. 4-6 раз Акцентировать внимание учащихся на активном выполнении упражнения
Способствовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища. 8.3. – и.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1-3 – 3 наклона вправо, правая рука вниз.
4 – и.п.
То же, в другую сторону 4-6 раз Акцентировать внимание учащихся на активном выполнении упражнения с максимальной амплитудой.
Рука движется точно вниз.
Способствовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища. 8.4. – и.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1 – поднять руки вверх;
2 – наклон вперед,
3 – наклон вниз;
4 – и.п. 4-6 раз При наклонах ноги в коленях не сгибать. Стараться при наклонах вниз касаться опоры ладонями.
Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног. 8.5. – и.п. – ноги вместе, руки на поясе.
1 – выпад правой вперёд, руки в сторону;
2 – и.п;
3-4 – то же, с левой ноги. 4-6 раз При выполнении выпада задняя нога должна быть максимально прямая. Туловище держать прямо, плечи – назад. Руки в локтевых суставах не сгибать.
Содействовать увеличению подвижности мышц ног. 8.6. и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1 – мах правой ногой вперед-вверх, хлопок под ногой.
2 – и.п.
3-4 – то же, с другой ноги. 3 серии по 5-8 сек Выполнять с максимальной частотой и амплитудой.
Ноги в коленях не сгибать.
Содействовать развитию координационных способностей. 8.7. – и.п. – о.с.
1 – прыжком ноги врозь, руки через стороны вверх, хлопок.
2 – и.п.
3-4 – то же. 4-6 раз Руки в локтевых суставах не сгибать.
Выполнять прыжки как можно выше.
Основная часть
21 - 23 мин. Создать представление о способе передачи эстафетной палочки «снизу». Беседа - диалог о передаче эстафетной палочки.
- Сколько способов передачи эстафетной палочки существует?
- Как правильно держать палочку?
- Из какой в какую руку передавать?
- Что говорить при передаче?
- Техника безопасности при передаче эстафетной палочки.
1 - 2 мин Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу, дети отвечают.
Закрепить навык передачи эстафетной палочки
Содействовать четкости и ритмичности выполнения передачи. 2. Передача эстафетной палочки выполняется по сигналу учителя.
и.п. 1, 2, 3 шеренги – высокий старт, правая рука впереди, согнута в локтевом суставе, левая, чуть согнутая в локтевом суставе, сзади.
и.п. 4 шеренга – положение, как при беге, правая рука впереди, согнута в локтевом суставе, нижняя часть палочки в кисти .По команде правая рука учащихся 4 шеренги выпрямляется и учащиеся передают палочку в левую руку впередистоящему и т.д.
Повторить упражнение с эстафетной палочкой.
- на месте;
- при ходьбе;
- при медленном беге; Каждая шеренга выполняет по 2 раза Предварительно построены учащиеся в четыре колонны для выполнения упражнения.
После поворота «кругом!» ещё раз выполняют упражнение.
Обратить внимание на ошибки и способы их устранения.
Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.
Закрепить навык передачи в движении в «коридоре». Совершенствовать навык в сохранении правильного положения туловища во время бега. 3. Передача эстафетной палочки в парах вдоль спортивного зала. Каждая шеренга выполняет по 1-2 раза. Сначала выполняют первые 4 пары, потом следующие 4 пары и т.д. Бег  начинается от лицевой линии.
После выполнения  пары меняются номерами.
Передачу выполнять в обозначенном коридоре
(границы «коридора» обозначить мелом)
Содействовать осмыслению поставленной задачи, способствовать формированию умения оценивать свои учебные действия. 4. Рефлексия: по 4 человека дети подходят к пьедесталу самоанализа и приклеивают значок ГТО на той ступеньке, которой соответствует его уровень знаний, умений и навыков. Пока первые 4 пары выполняют упр.3, дети ждущие своей очереди по 4 человека подходят к пьедесталу самоанализа и приклеивают значки. Стимулировать учащихся к самоанализу.
Содействовать передаче эстафетной палочки в соревновательных условиях. 5. Круговая эстафета. Участвуют две команды. Каждая команда строится на своей боковой линии в противоположных направлениях. У первых игроков команд по эстафетной палочке. По сигналу первые в своих командах бегут по кругу (против часовой стрелки). Добежав до своей команды, передают палочку следующим номерам, а сами становятся в конце колонны. 1-2 раза Передачу выполнять из правой руки в левую.
Передачу эстафетной палочки стараться выполнить в движении. При передаче говорить «хоп!». Принимающий не поворачивает голову назад.
Во время бега по кругу палочку нужно переложить из левой руки в правую.
Соблюдать технику безопасности.
Заключительная часть-5 – 6 мин. Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающегося. 1. Малоподвижная игра «Поймай палку».
Учащиеся перестраиваются в круг и рассчитываются по порядку. Стоящий в центре круга, водящий, держит гимнастическую палку вертикально вниз. Называя номер, опускает палку. Ученик, чей номер он назвал, должен поймать палку. 3 - 4 мин. Акцентировать учащихся на правильном выполнении игры.
Содействовать осмысливанию результатов своей деятельности на уроке. 2.Подведение итогов урока.
- Бег 60 метров входит в комплекс ГТО. Сегодняшний урок был направлен на развитие скоростных способностей и это поможет вам подготовиться к успешной сдаче нормативов.
2.1 Обсуждение результата рефлексии и урока в целом.
2.2 Выставление оценок.
2.3 Задание на дом.
2.4. Организованный выход из спортивного зала. 1-1,5 мин. Урок закончить в кругу.
Побуждать детей к самостоятельному анализу своей деятельности на занятии.
Назвать детей, которые хорошо выполняли задания и правильно отвечали на вопросы.