Культура России 19 века. Продолжение.


Урок по истории Отечества. Тема: "Русская культура в первой половине XIX века". 8-й класс
Цели урока: рассмотрение изменений во всех направлениях культуры, определение значения всех изменений, формирование умений работать с историческим источником, выяснение значения термина “золотой век русской культуры” воспитание чувства гордости за свою страну уважения к деятелям культуры, внесшим изменения в развитие Российской империи.
 
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник истории России XIX века, пакет документов.
 
Примечание: изучение темы рассчитано на 2 часа, сопровождается презентацией, учащиеся разбиты на группы, группа, первая группа, выполнившая задание получает бонус (флажок, кружок или другой значок)
 
Ход урока
 
Учащимся предлагается проявлять самостоятельность и выстраивать ход урока исходя из предложенных блоков работы:
 
1 блок “образование и наука”;
 
2 блок “литература”;
 
3 блок “живопись, архитектура и скульптура”;
 
4 блок “Быт и обычаи”;
 
5 блок “первооткрыватели”;
 
6 блок “ музыка и театр”.
 
1 блок “Образование и наука”
 
Цель: познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине 19 века, а также с достижениями российской науки.
 
План:
 
Грамотность в России;
Развитие науки;
По ходу рассказа учителя , дети составляют схему
 
Учитель: уровень образования общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок. Население состояло главным образом из крестьянства, которое было неграмотным. Поэтому усилия правительства Александра 1 были направлены на создание системы государственного образования она состояла из:
 
 
 
1 блок “Образование и наука”
 
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” “без различия полу и лет”. Они создавались как в городе так и в селе. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городов или на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
 
Приходские училища: для самых низших состояний. Изучали грамоту, арифметику, Закон Божий
 
Уездные училища: для детей купцов, ремесленников и других городских жителей. Изучали русский язык, арифметику, начала геометрии, историю, географию,
 
Гимназия: для детей дворян, купцов, чиновников , подготавливали к поступлению в университет
 
Обратить внимание на преемственность
 
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали как правило два учителя, преподавали по 7 – 8 предметов. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае 1 в 20 гг. 19 века был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
 
19 августа 1827 года вышел рескрипт “Предметы учения и самые способы преподавания”. В нем говорилось: “… должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся” необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем сужено ему оставаться”.
 
– Как вы понимаете слова документа?
 
Проверка схемы, анализ
 
Выше образование давали университеты (напомнить что первый университет был открыт при Елизавете в 1755 г. Близкое к университетскому давали лицеи.
 
1 блок “Образование и наука”
 
Первый лицей Александровский (Царскосельский) в 1811 г. 19 октября сего года сели за парты 13 мальчиков. Им было по 12 лет. По окончании они могли больше нигде не учиться. Срок обучения – 6 лет.
 
Учили: ин. языки, историю, географию, математику, право, артиллерийское дело, физику и т.д.
 
– Где в дальнейшем выпускники данного лицея смогли бы применять свои знания? (участвовать в управлении Россией)
 
В лицее соблюдался строгий режим дня, занятия чередовались с уроками танцев, прогулок. Домой ездить было нельзя.
 
Связать с краеведением (один из выпускников Царскосельского лицея похоронен в г. Бронницы)
 
А.С. Пушкин написал стихотворение воодушевленный дружбой лицеистов:
 
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское село.
 
Добавить про домашнее образование.
 
Еще отсутствовала система женского образования. Исключением было дворянское сословие: для дворянок существовали закрытые институты среднее образование), время обучения 7 – 8 лет. Изучали : арифметику, словесность, историю, ин. языки, музыку, танцы, домоводство. В начале 19 века в Москве и Санкт-Петербурге открыли учебные заведения для дочерей обер-офицеров.
 
Задание: на доске сопоставить название университета, дату (стр. 102)
 
1 блок “Образование и наука”
 
Были открыты еще пять: Дерптский (1802), Казанский(1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819)
 
Наука:
 
– можно ли логически соединить два понятия “наука” и “экономическое развитие страны”?
 
По ходу рассказа учителя “нанизать на ленту” названия наук, в которых произошли кардинальные перемены.
 
Биологи: разрушена теория о неизменяемости растений и животных;
 
И. А. Двигубский (1806) разработал теорию об изменяемости земной поверхности с течением времени.
 
Карл максимович Бэр стал предместником Ч. Дарвина и открыл “Всеобщий закон развития природы” (1834).
 
Была собрана коллекция животных и растений, открыт Крымский ботанический сад.
 
Медицина: основоположник военно– полевой медицины Николай Иванович пирогов впервые при операции стал использовать наркоз, гипсовые повязки;
 
Геология: геология подолжается борьба плутонистов и нептунистов
 
Нептунисты – все геологические процессы обусловлены действием воды
 
Плутонисты – все геологичекие процессы обусловлены наличием центрального огня,   геологическими исследованиями охвачена вся территория страны, особенно Забайкалье и Дальний Восток. К 1840 г была составлена геологическая карта России (автор Ник. Ив. Кокшаров)
 
Астрономия:
 
1839 год создана Пулковская обсерватория.
 
1 блок “Образование и наука”
 
Математика
 
Создание неевклидовой геометрии (автор Н. И. Лобачевский)
 
Физика:
 
1802 разработана гальваническая батарея В.В. Петровым (прообраз электрической лампочки). На западе такое изобретение появилось через 7 лет.
1840 г. Якоби Борис Семенович изобрел метод гальванопластики(нанесение тонкого слоя металла на поверхность при помощи электричества
1850 г. изобретен буквопечатный аппарат для телеграфа
1832 – Павел Львович Шиллинг изобрел телеграф
 
Химия
 
1826–1827 гг П.Г. Соболевский и В.В. Любарский положили начала основам порошковой металлургии
 
К.С. Киргхоф получил искусственно глюкозу.
 
Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров создали устойчивые красители.
 
1830 Е. и М. Черепановы построили паровую ж.д.
 
1843 г начата строительство первой двухпутной ж. д. между Санкт-Петербургом и Москвой.
 
П.П. Аносов разработал технологию получения булатной стали.
 
Закрепление: Группы получают таблицу, которую надо исправить.
 
1. П.П. Аносов  а.телеграф
2. Н.И. Лобаческий       б.первая пароая ж.д.
3. Б.С. Якоби     в. гальваническая батарейка
4. П.Л. Шиллинг             г. наркоз, гипсовая повязка
5. Н.И. Пирогов               д. неевклидова геометрия
6. Н.И. Кокшаров           е.первая геологическая карта
7.  В.В. Петров ж. изготовление булатной стали
8. Е. и М. Черепановы з. гальванопластика
Ответы: 1– ж, 2– д,3– з,4– а,5– г,6– е,7– в,8– б.