ПРОФИЛАКТИКА ИНДИФФЕРЕНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

ПРОФИЛАКТИКА ИНДИФФЕРЕНТНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
Феномен социальной лености широко распространён, но как проблема относительно мало изучен, как в теоретическом, так и в эмпирическом ключе.
И естественно, что проявляющиеся индифферентные тенденции у молодых людей не одобряются, поскольку они обусловлены негативной оценкой общественного мнения и характеристикой в будущем, как безответственного специалиста в своём профессиональном уровне. А так же, данного рода проявления способствуют торможению или не достижению социально желательных целей, влияют на качество профессиональных знаний, и как следствие на производительность труда, молодых людей.
Но, феномен социальной лености целесообразно рассматривать двояко: с одной стороны - как психическое состояние (вследствие усталости или недостатка мотивации), а с другой, - как свойство личности.
Таким образом, обеспокоенность администрации образовательных учреждений заставляет искать педагогов и специалистов всё новые и разнообразные способы решения проблемы индифферентных тенденций свойственных студентам.
В последние время и зарубежная наука начинает интересоваться вопросами лености. Так, Австралийские ученые из Университета Ньюкасла считают феномен лени болезненным состоянием, проявляющимся в «непреодолимой апатии» и называют его, - синдромом мотивационной недостаточности, предлагая медикаментозный способ его устранения. А в 1995 году в Университете в Канаде образуется исследовательская группа по изучению проблем прокрастинации. То есть, исследование тенденций откладывать на будущее, то, что должно было быть выполнено. И, исследованием каким образом прокрастинация, как вид волевой деформации, нарушает полноценную жизнь человека.  
Молодым людям необходимо оказать поддержку, подвигнуть на построение их жизненного сценарного плана, предложить методы самовыражения, оказать психолого-педагогическую поддержку, при ситуационных расстройствах личности, случающихся в поведенческих и эмоциональных девиациях на фоне перехода в новое состояние, новую возрастную группу.
Конечно, одной из важных проблем в педагогической психологии, не теряющей актуальности, является проблема индифферентных тенденций, проявляющихся в пассивности, безынициативности, изолированности у молодых людей, склонности к праздному времяпрепровождению, что можно объяснить, отсутствием жизненного сценария (плана).
Нам известно, что ценностные ориентации личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. А осуществление этих задач, достигается в наши дни не только при преподавании культурологических дисциплин или путём демонстрации эталонов красоты.
Поэтому, возлагаются надежды на молодёжные объединения, социальные проекты, которые представляют собой важный фактор воздействия на студенческие коллективы. Потому, как: с одной стороны – это удовлетворение потребностей, интересов, способствование взаимному обогащению, формирование новых устремлений молодого человека. А с другой стороны – это способствование реализации потенциальных возможностей.
В нашем колледже разработаны и апробированы социально-психологические проекты, один из которых: «Клуб успешных людей», его целью является воспитание многогранной личности студента. Основными составляющими в работе клуба является получение жизненного опыта от наставника в неформальной беседе, ориентация студентов на его рекомендации, выстраивание социально-приемлемых, «здоровых» ценностных ориентиров, и, как следствие, выстраивание активной жизненной позиции.
Следующим, стал социально-направленный проект, - «Нарисуй мне небо», целью которого стала система двусторонней взаимосвязи: с одной стороны, - молодых людей колледжа негативно зарекомендовавших себя. С другой, - дети, нуждающиеся во внимании или помощи. Проект «Нарисуй мне небо», предполагает создание условий для максимальной актуализации внутренних резервов, например, желание что-то делать, помогать, через вызов чувства эмпатии у студентов.
Специалистами и педагогами были предложены студенты (например, эмоционально пассивные, и прочее), которые направлялись в реабилитационный центр или школу – интернат с задачей: демонстрация сказки, изготовление поделок, помощь воспитателям.
Сам по себе воспитательный вектор данных социальных проектов направлен на изменения во внутреннем мире личности студента. Однако, зафиксировать результат данного целевого воздействия чрезвычайно сложно, но возможно проследить динамику таких воздействий. Которая, выражается в преобразовании пассивного отношения к миру и действительности в противоположное: желание к созиданию, выстраивание своего жизненного сценарного плана и прочее.
Таким образом, работа, основанная на приёме позитивного успешного примера, а также вовлечение в волонтёрскую деятельность, впоследствии обеспечили устойчивую и эффективную работу социальных проектов колледжа по профилактике индифферентных тенденций в молодёжной среде.