Проблема правонарушений в молодежной среде

Проблема правонарушений в молодежной среде
З.Б. Мухутдинова, учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «В(С)ОШ №1» г. Альметьевск Республики Татарстан.

Профилактика правонарушений и преступлений – одно из важнейших направлений в воспитательной работе педагогического коллектива школы, которое осуществляется в основном через тесное взаимодействие со структурными подразделениями города, так как процесс воспитания в условиях вечерней школы имеет свою специфику. Она связана, прежде всего, с особенностями контингента учащихся: в школе обучаются ученики, достигшие 15-летнего возраста, не имеющие возможность продолжать обучение в дневной массовой школе по разным причинам. Кроме того, за одной партой одновременно могут сидеть подростки, с еще не сложившейся жизненной позицией, и взрослые люди, с уже сформировавшимся мировоззрением, характером, добившиеся каких-то материальных благ и имеющие свой взгляд на жизненные ценности.
По данным российских социологов в первое десятилетие 21 века на 30% увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ и вечерних школах, теперь, в определенной мере, присутствует и в колледжах, и в техникумах, и в вузах, и даже в дневных школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности. Особенно данная проблема обостряется на переходных этапах развития общества, когда происходит смена идеологий и лежащих в ее основе системы ценностей.
В этом году в МБОУ В(С)ОШ №1 обучается 281 учащийся в возрасте от 15 до 30 лет. Около 24 % составляют неполные семьи, более 19% - малообеспеченные, почти 1,5% - многодетные, на учете в КДН и ПДН состоят более 20 % учащихся. Контингент учащихся разный и сложный. На сегодняшний день проблема преступности несовершеннолетних в школе стоит довольно остро. В прошлом учебном году помимо правонарушений учащимися школы было совершено 4 преступления, в этом учебном году - 1.
К сожалению, на сегодняшний день нет универсального способа исправить поведение подростка, уберечь его от беды. Каждый из ребят подвержен определённому риску. Вопрос состоит в том, как минимизировать этот риск. Мы убеждены в том, что самая главная форма – занятость. Но проблема в том, что подросток не хочет заниматься тем, чем нужно, или сам не знает, чего хочет. Открывается такая ниша, когда человек не знает, куда себя деть. Эти люди рискуют больше всего.
Каждый классный руководитель должен знать причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика. [5] В своей работе мы используем специальную программу изучения его личности и перевоспитания.
- уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, трудится);
- причины возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне;
- основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);
- взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует);
- положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;
- самосознание и самооценка подростка (какие свои недостатки и достоинства он осознает, какие не замечает и почему);
- воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков. [10]
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным». В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма.[4] Все это сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых. Меняется отношение подростка к учебе. Он может относиться к учению и ответственно, и безразлично: то заботиться о расширении своего кругозора, то ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно шалить и озорничать. Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.
Общение подростка со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.
Стремление привлечь внимание товарищей, заслужить их симпатии побуждает подростка нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям. Общение для подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они отдают предпочтение.
Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции. Подростковый возраст – это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.
В подростковом возрасте проявляется достаточно осознанная потребность к самовоспитанию. Так, стремясь развить в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов для проверки стойкости).
Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип поведения, физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучных сверстников в учебе. [3] Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальных норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления. Вот в основном социальный портрет учащихся вечерней школы.
У большей части подростков из-за длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения: или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе.
Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в МБОУ В(С)ОШ №1 проводится в тесном контакте с различными структурными подразделениями. Совместно с ПДН проводятся лектории по профилактике преступлений несовершеннолетних, общешкольные родительские собрания с выступлением инспектора ПДН Каримовой И. Д., составлен банк данных, картотека учащихся «группы риска», план совместной работы, оформлена папка и правовой уголок инспектора ПДН. Но у школы существует проблема в том, что инспектор ПДН, участковые уполномоченные не всегда доходят до школы в связи с напряжённым графиком работы, с определённой спецификой работы.
Здесь можно предложить такой выход: в городе довольно много вузов, где есть юридические факультеты, факультеты педагогики и психологии. Преподаватели и студенты старших курсов могли бы выходить в школы с целью проведения правовых лекториев. Одно дело, когда классный руководитель изо дня в день беседует со своими учащимися, а другое дело, когда грамотно и обоснованно изложены права и обязанности несовершеннолетних, административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.
Ведётся работа с прокуратурой г. Альметьевск. Старший помощник прокурора Нагаев И. Р. оказывает действенную помощь школе по профилактике преступлений несовершеннолетних. Он выступает на общешкольных родительских собраниях по проблемам преступности, лично беседует с каждым учащимся, совершившим проступок, правонарушение или преступление, проводит индивидуальные беседы с родителями учащихся.
В школе сложный контингент не только учащихся, но и родителей.
Есть семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, а дети предоставлены самим себе. Именно поэтому налажена тесная связь с подростковым клубом «Электрон». Клуб посещают все уч-ся 8 классов, 16 учащихся 9-11 классов. Дети проходят в центре психологическую реабилитацию, посещают спектакли, питаются. Большую работу с учащимися нашей школы проводит социальный педагог клуба Скачек Л. Н.
Очень понравился опыт одной из вечерних школ г. Нижневартовска, который можно применить и в нашем городе. Вечерняя школа была реорганизована в муниципальный центр образования. Программа этого центра предусматривает интеграцию общеобразовательной подготовки с обучением учащихся профессии на уровне, адекватном государственным общеобразовательным и профессиональным стандартам. Первостепенное значение приобретает ориентация образовательного процесса на связь с профессиональной подготовкой.
Учащиеся, кроме общего среднего образования, получают специальность, ведь обучение после 9 класса в вечерней школе длится 3 года. Получается, что учащиеся вечерней школы учатся на год больше, чем учащиеся обычных общеобразовательных школ. Выпускники центра сдают общеобразовательные и квалификационные экзамены и получают аттестат зрелости и документ о профессиональном образовании.
Сегодня на рынке труда недостаёт рабочих специальностей. Так вот учащиеся вечерней школы – это определённый пласт рабочей молодёжи. Важно только умело привлечь их к обучению. Хотя наши ребята встают на учёт в Центр занятости г. Альметьевск и обучаются на профессиональных курсах, совмещая их с учёбой в школе. Можно создать еще и совместную экспериментальную программу, например «Школа первой профессии», и я убеждена, что умелое сочетание общеобразовательного и профессионального направления в учебном процессе улучшит дисциплину в школе, будет стимулировать интерес и повышать ответственность подростка за результаты учёбы. Мотивация усилится ещё больше, если, как в старые добрые времена, закрепить шефство организаций над нашими учащимися и трудоустроить каждого воспитанника, т.е. дать путёвку в жизнь.
Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству. Наше государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. [6]
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов. Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей работе, являются чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.
Список использованной литературы
1. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.
2. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
3. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.
4. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
5. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.
6. Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.
7. Криминология. – М., 2000.
8. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.
9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
10. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. – Киев, 1975.
12.Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.
15