Презентация психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС НОО


Психолого-педагогическое сопровождение внедрения и реализации ФГОС НООподготовила:педагог-психологМБОУ «Крымская школа-гимназия»Рыбась Елена Викторовна
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Российские школы переживают сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентного подхода, развитие универсальных учебных действий. ФГОС НООВведение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место психологическим знаниям в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. ФГОС НООС введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы школы, поскольку оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев предполагает оценку результатов деятельности не только педагога, но и психолога: оценку уровня развития личностных, коммуникативных, регулятивных качеств. Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности школьников и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность. ФГОС НООПриоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования.Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД - обеспечивают организацию школьниками своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. ФГОС НООС введением новых образовательных стандартов деятельность педагога-психолога как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ.
style.rotation Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартовучёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;формирование установок на здоровый образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья;мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей и детей с ОВЗ;формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических работников и родительской общественности;психологическое сопровождение участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение).Как в этом случае школе обойтись без психолога? Цель и задачи работы педагога-психолога Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.Методические задачи:составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников.подобрать пакет материалов по работе с педагогами.подобрать методические материалы по работе с родителями. Направления деятельности педагога-психолога по сопровождению педагогического коллектива:Повышение психологической компетентности учителей (в том числе и в сфере педагогического общения). Диагностика и профилактика профессионального выгорания (тестирование и проведение тренинговых занятий). Консультации учителей по результатам диагностики обучающихся.
style.rotation
style.rotation
style.rotation Направления деятельности педагога-психолога по сопровождению родителей:информирование родителей обучающихся относительно психологических особенностей ФГОС и возрастных особенностях обучающихся; выработка рекомендаций родителям по вопросам адаптации ребенка к школе; диагностика стилей семейного воспитания (отношений в семье);консультации по результатам диагностики детей.

Направления деятельности педагога-психолога по сопровождению обучающихся:проведение мониторинговых исследований, направленных на диагностику межпредметных и личностных результатов;диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся; работа с социально дезадаптированными учениками и индивидуальные консультации одаренных детей;проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Рекомендуемые программы для коррекционно-развивающей работы с учащимися:Битянова М.Р. «Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, психологическая поддержка».Кривцова С.В. «Обучение жизненным навыкам. Уроки психологии».Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей».Индивидуальные коррекционные программы. Необходимый диагностический инструментарий для педагога-психолога при работе с младшими школьниками:Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера).Методика «Лесенка» (Щур В.Г.).Методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова).Оценка школьной мотивации (Лусканова Н.Г.):проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (начало года);анкета для оценки уровня школьной мотивации (конец года). Виды работ и содержание деятельности психологического сопровожденияПрофилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конткретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. Виды работ и содержание деятельности психологического сопровожденияКоррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.Психологическое просвещение и образование детей и взрослых – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Диагностика (мониторинг) в начальной школеГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ВЕСНА)ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ОСЕНЬ)АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА)АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (ВТОРИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНЦЕ ГОДА)ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ (1-4 КЛАСС)ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ (1-4 КЛАСС) Результаты определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в МБОУ «Крымская школа-гимназия»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Всего детейВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень2014/2015 учебный год2610(38%)15(58%)1(4 %)2015/2016 учебный год2714(52%)12(44%)1(4%) Результаты определения уровня готовности к обучению в школе первоклассников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Всего детейВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень2014/2015 учебный год2612(46%)14(54%)02015/2016 учебный год2717(63%)10(27%)0 Результаты первичной диагностики адаптации 1 и 5-х классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Всего детейВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень2014/2015 учебный год (адаптация 1-х и 5-х классов)1-е классы2618 (69%)8 (31%)05-е классы3321 (64%)12 (36%)02015/2016 учебный год (первичная диагностика адаптации 1-х и 5-х классов)1 класс2715 (56%)12 (44%)05-е классы3011 (37%)17 (57%)2 (6%) Результаты диагностики тревожности учащихся 1-4 классов (2015/2016 учебный год){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассВсегоВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень127 чел.2(7%)17(63%)8(30%)2-е26 чел.015(58%)11(42%)3-е37 чел027(73%)10(27%)426 чел.017(65%)9(35%)Итогос 1 по 4116 чел.2(2%)76(66%)38(32%) В условиях внедрения ФГОС НОО в моей деятельности появились следующие проблемы:Отсутствие системного подхода к мониторингу психологического и личностного развития обучающихся начальной школы.Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста.Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности. Проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей начальных классов при введении ФГОС НООдоминирование учителя на уроке;значительная субъективность учителя в оценке ученика;повышенное внимание к одним учащимся и невнимание к другим;недостаточный учет психофизиологического состояния учащихся;высокий уровень эмоциональной тревожности учителей начальной школы.
Все психологические исследования были направлены на выявление тревожности ситуативной (временной) и постоянной, являющейся характерологической особенностью. При этом необходимо учитывать, что незначительное повышение уровня тревожности характерно для учащихся, охваченных деятельностью в рамках ФГОС. Основными причинами этого являются:продолжительное нахождение обучающихся в школе (за счет увеличения времени охвата детей внеурочной деятельностью);увеличение количества заданий, выполнение которых требует принятие самостоятельных решений;включение детей в проектную деятельность. Внеурочная деятельность в МБОУ «Крымская школа-гимназия»В нашей школе-гимназии созданы хорошие условия для организации внеурочных занятий. Начальные классы занимаются в отдельном здании. Уроки проходят в одну смену, поэтому есть возможность использовать кабинеты во второй половине дня. Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Нашей школой была разработана модель организации внеурочной деятельности обучающихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности школы. Внеурочная деятельность в МБОУ «Крымская школа-гимназия»Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основным средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Внеурочная деятельность в МБОУ «Крымская школа-гимназия»Вся система внеурочной деятельности в школе призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2014/2015 учебный год совместно с ними были проведены такие мероприятия как: «Посвящение в первоклассники», «Праздник Азбуки», «Новый год», «День Семьи», Неделя начальных классов и др. Внеурочная деятельность в МБОУ «Крымская школа-гимназия»Направления внеурочной деятельности: 1.Духовно – нравственное направление.2.Социальное направление.3.Общеинтеллектуальное направление. 4.Общекультурное направление. 5. Спортивно – оздоровительное направление. Тематика внеурочной1 класс«Учимся писать красиво»«Страна здоровья» «Театральная мастерская»«Акварелька»«Я познаю мир и себя»2-е классы«Как хорошо уметь читать»«Логика»«В гостях у сказки»«Акварелька»«Я познаю мир и себя»деятельности:3-е классы«В мире книг»«Почемучки»«Умелые ручки»«Занимательная математика»«Акварелька»«Я познаю мир и себя»4 класс«Умники и умницы»«Волшебный мир книг»«Я исследователь»«Акварелька»«Я познаю мир и себя» «Я познаю мир и себя» - развивающие занятия для учащихся 1-4 классовПрограмма составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития», автор Наталья Петровна Локалова (кандидат психологических наук Психологического института Российской академии образования). Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. «Я познаю мир и себя» - развивающие занятия для учащихся 1-4 классовОсобенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стрем­ление доказывать свою точку зрения, критически ос­мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват­ной самооценки, что является необходимым условием для станов­ления мировоззрения и формирования направ­ленности личности учащихся. «Я познаю мир и себя» - развивающие занятия для учащихся 1-4 классовПрограмма психологического развития приводит к улучшению познавательной (сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления законо­мерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления, восприятия) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости). Выводы по реализации ФГОС НОО: опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой; введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг; школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды;материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью; Выводы по реализации ФГОС НОО: много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной и иссдедовательской деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов; наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами. Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Главное! По каким бы стандартам не учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему для того, чтобы он был счастлив и успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его! Спасибо за внимание!