ДокладПедагогическое сопровождение личностного и профессионального роста обучающихся на основе применения технологии портфолио


Педагогическое сопровождение личностного и
профессионального роста обучающихся на основе применения технологии портфолио

«Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян»
Менделеев Д. И.
Система СПО призвана помочь обучающимся обрести определенный
круг ключевых профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и творческую профессиональную деятельность в постоянно развивающихся социальных условиях. Одной из технологий, способствующей объективной оценке сформированных компетенций обучающихся является технология портфолио. Главная задача технологии портфолио – организация систематического самомониторинга с четким проявлением точки зрения на свою работу, высказанные оценки, советы, рекомендации. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагают, что в результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений. С 2009 года я работаю по педагогической технологии портфолио. Прежде чем приступить к внедрению технологии портфолио я изучила: учебную литературу, интернет- источники по имеющийся в педагогической практике опыт по реализации технологии портфолио. Кроме того, изучала интерес работодателей к портфолио выпускников училища. И конечно отношения самих обучающихся. Для этого проводили групповые собрания, на которых обучающиеся узнали о технологии портфолио.
С обучающимися разработали макет портфолио, его структуру. Мы включили
в портфолио следующие разделы: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие
материалы», «Мои достижения». Составили план работы по созданию
портфолио. Ознакомились какой материал необходим для портфолио. В разделе «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн, фотография и т.д. «Коллектор» представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую студент собирает в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться
словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий,
информационные материалы, полученные от преподавателя или самостоятельно, любой иллюстративный материал и т.д. – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности обучающегося – автора портфолио. Иными словами, «коллектор» – это своего рода «копилка» материалов
или информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме.
«Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио впроцессе обучения. Раздел «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывыпреподавателей и коллег о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим
достижением. Обязательным в портфолио является блок самооценки. Итоги работы с портфолио, как правило, подводятся на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности. Портфолио достижений позволяет учащимся адаптироваться при переходе с курса на курс, при прохождении производственной практике в рабочем коллективе, и при выпуске из училища. Обязательным условием является то, что учащиеся сознательно принимают на себя ответственность за свой выбор в выполнение запланированной работы. В моей группе дали согласие вести
портфолио 14 человек, но узнав, что материал надо собирать самим самостоятельно отслеживать результаты своего продвижения вперед и часть учащихся отказались. Остались учащиеся, которые действительно чего – то могут добиться. Это первая проблема, которая возникла при освоении педтехнологии.
Второй этап заключается в непосредственной работе над портфолио всоответствии с планом, определенным каждым учащимся, и с учетом
времени, отведенного на работу. Это период индивидуального поиска, сбора
и систематизации материала, который будет включен в соответствующие
рубрики. Эта работа отличается разными темпами выполнения осуществляется как в специально отведенное на занятии время, так и самостоятельно во внеурочное время.
На третьем, заключительном этапе учащиеся осуществляют
рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой.Результатом этой работы может стать мини-сочинение, итоговая таблица, рецензия и т.п. Важно, чтобы обучающийся осознавал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учел свой опыт в дальнейшей работе.
Применяя данную технологию в учебном процессе второй год, я убедилась, что технология портфолио приемлема для всех учащихся.
Умелый подход педагога - консультанта позволяет успешно работать. Я убеждаюсь, что данная работа дает положительный результат. За два года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свою группу. И поэтому 2 года подряд моя группа поддерживала звание “Лучшая группа училища». Учащиеся принимают участие в различных творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах разного уровня. Грамотная организация запуска портфолио учащихся позволяет осуществить сотрудничество и проектировать обратную связь педагогов с учащимися, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации
собственного обучения. Для решения этих задач я подхожу с большой ответственностью. На проводимых занятиях применяются многообразные формы и методы обучения, которые ориентированы на разностороннее развитие личности,
гармоничное сочетание учебной и производственной деятельности, в ходе
которых формируются базовые знания, умения и навыки. Интересным представляется использование технологии портфолио в рамках воспитательной системы группы. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях студентов. Развитие творческих способностей учащихся продолжается и во внеурочное время на занятиях кружка «Металлист». В ходе проведения занятий происходит углубление профессиональных знаний по профессии «Слесарь», формируются профессиональные качества слесаря. На кружке выполняются работы, которые не отражены в учебной программе, что расширяет кругозор моих подопечных. Благодаря такому подходу в наших мастерских было изготовлено ребятами немало изделий. Так, например, «Зарядное устройство для аккумулятора», «Макет теплицы из труб ПВХ», «Стенд для проверки электропроводности химических составов », настольная лампа из труб ПВХ. В конце обучения по профессии подводится результат работы мастера производственного обучения, и результат творческого развития ученика, определяется степень обученности учащегося. В 2014 году 83 % учащихся были трудоустроены на предприятия города. И меня очень радует,
что мои выпускники работают по профессии, полученной в училище. Из них 7 человек продолжили обучение в высших и средних учебных заведениях
Хабаровска (по заочной форме обучения). Результатом педагогической работы является то, как работодатели оценивают большой и кропотливый труд коллектива
Профессионального образовательного заведения и мой труд в том числе. Успех своей работы я вижу, по отзывам работодателей предприятий, на которых учащиеся
проходят производственную практику. Так мои выпускники работают на таких предприятиях города как МУП г Хабаровска «Горсвет», МУП гХабаровска «Тепловые сети», МУП г Хабаровска «Водоканал».
Технология портфолио повышает социальную активность учащихся,
уровень осознания ими своих целей и возможностей