«Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников группы риска»


ГБОУ «Чистореченский детский дом»
Андреапольского района

Тема: «Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников группы риска»
подготовилапедагог-психолог
Ангельчева
Елена Владимировна
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей.
Необходимые материалы:
бумага для рисования;
цветные карандаши;
карточки с заданием для упражнений;
Ход заняьтия.
I Вводный этап.
Анализ воспитателями актуальных проблем взаимодействия с воспитанниками группы риска.
Упр.»Мой воспитанник»
Инструкция. Нарисуйте образ любимого воспитанника, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства выразительности.
Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ ребенка в восприятии педагога?
Упр. «Подростковые проблемы»
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап- индивидуальный. Вспомните 1-2 проблемные ситуации, ответьте на вопрос «Как Вы или они решали их?», заполните таблицу.
Проблемы Способы их решения
Второй этап- участники делятся на группы. Составьте перечень выделенных проблем, определите, какие способы их разрешения эффективны, а какие- нет.
Третий этап-групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Основные стратегии решения проблем.( по слайдам).
Стратегия разрешения проблем- активная стратегия, при которой человек использует все имеющие у него личностные ресурсы для поиска эффективных способов разрешения проблем.
Стратегия поиска социальной поддержки- активная стратегия, при которой человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям: семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания- человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты- способ решения представляет собой отрицание или искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как неопределимые.
Агрессивные техники- поведение, направленное на подавление, нанесение вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы: угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других бегство и пр.
Вопросы.
- Какие из этих стратегий были использованы Вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
- К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми?
II Основной этап.
Упр. «Зебра»
Цель:анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном общении и взаимодействии с детьми, коллегами.
Инструкция. Какие качества важны при межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей мешают им в общении друг с другом. Каждый участник на чистом листе своего дневника пишет свои Ф.И. и вертикальной линией делит лист на две части. Одну озагловляет «достоинства», вторую- «недостатки». Дневники всех участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника. Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое.
( список качеств дается на слайде)
Рефлексия опыта.
Упр. «Проблема»
Цель: освоение воспитателями умения понимать проблему.
Инструкция. Делимся на группы по 3 человека. Двое в группе- собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй- внимательно слушает, проявляет участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и возникающие с коллегами, воспитанниками или же юмористические. Общение в течении двух минут, затем меняетесь ролями, и так- до тех пор, пока все не побывают в позиции наблюдателя.

Вопросы для обсуждения.
- Что помогало или мешало понять проблему?
- В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
- Что помогало продлить контакт?
- Какие личные возможности в общении отметили все участники?
Ролевая игра «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы»
Цель: отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения.
Инструкция. Игра проводится в паре или группе. По каждой из ситуации необходимо продемонстрировать уверенные, неуверенные агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза, выражение лица соответствовали словам.
Ситуации.
Коллега забыла вернуть книгу, которая вам очень нужна.
Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
Люди, сидящие сзади вас в кино, мешают вам громким разговором.
Обсуждение, рефлексия опыта.
Упр. «Сильные стороны ребенка»
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут рассказывает о своих сильных сторонах, о том. что он любит и принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях взаимодействия.
На втором этапе предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним.
Обсуждение, рефлексия опыта.
III Заключительный этап. Психологические рекомендации воспитателям по взаимодействию с подростками группы риска.