Урок – сказка «Действия над десятичными дробями»


Урок – сказка
«Действия над десятичными дробями»
ХОД УРОКА
Здравствуйте. Садитесь. На сегодняшнем уроке мы с вами еще раз повторим и закрепим тему «Десятичные дроби». Но урок у нас будет не совсем обычный.
Мы проведем урок – сказку об «Иване-царевиче и Елене Прекрасной», Сказки бывают с хорошим концом и не очень. Сегодня от нас зависит, чем закончится наша сказка. Сможете ли вы помочь Ивану-царевичу освободить Елену Прекрасную?
91440031369001
2
3
001
2
3
В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич. И было у него три сестры: Анна, Анастасия и Мария. Отец и мать у них давно умерли. Выдал Иван-царевич своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без любимых сестер. Скучно ему стало. Решил он проведать сестер и отправился в путь. В пути повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и вместе отправились в гости к сестрам Ивана-царевича. Однажды в пути они сделали привал. В это время налетел ураган: все закружилось, завертелось, стало темно вокруг. А когда ураган стих, оказалось, что пропала Елена Прекрасная. Похитил ее Кощей Бессмертный. Взял Иван-царевич верных воинов и поехал выручать из плена свою любимую. Ехали они, ехали и увидели, что дорога расходится на три дороги. Задумался Иван-царевич о том, какую дорогу выбрать, о чем говорят цифры перед каждой дорогой?
Тут ласточка села на плечо к Ивану-царевичу и говорит: К Елене Прекрасной ведет только одна дорога. Найти правильный путь поможет математическая эстафета.
Какой ответ получите, ту цифру и выбирайте. Однако спешите, времени терять нельзя. И главное, чтобы лишнего шума не было. Иначе Кощей Бессмертный еще дальше спрячет Елену Прекрасную, если узнает, что вы идете ей на помощь.
80010011176000
1) 4+0,84 = (4,84)
2) : 4,4 = (1,1)
3) 10 = (11)
4)- 4,5 = (6,5)
5): 0,13= (50)
6) 0,04 = (2)
Получили в ответе число 2. Значит надо ехать прямо.

Через некоторое время подъехали они к широкой и глубокой реке. Вброд реку не переехать, а дорогу мост через реку закрывает огромный камень-валун ни обойти его, ни объехать, с места не сдвинуть. Камень тот сам повернется, если произнести заветное число. Число это можно узнать, если найти значение следующего выражения:

Произнес Иван-царевич волшебное число 50 – камень сдвинулся. Проехали они через реку мосту. Привела она к густому лесу. Долго ехали они по лесу, пока не приехали к избушке Бабы-яги. Баба-яга в то время враждовала с Кощеем бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если он и его воины помогут решить ей две задачи.
Задача 1. Хочу свою избушку обнести высоким забором, чтобы не бояться мне больше Кощея. Общая площадь избушки 61,6 м2. Ширина 5,6 м. Какой длины забор мне нужен?
Задача 2. Хорошо известно, что летаю я на своей метле. Скорость у нее 10, 4 км/ч. Иногда лечу по ветру и кажется, что быстрее лечу. А как против ветра, то медленнее. Вот и думаю, когда же я больше пролетаю 5 ч: по ветру или против него, если скорость ветра 12 км/ч?
Справились ребята с задачами Бабы- яги, помогли Ивану – Царевичу. А Баба- яга рассказала ему о силе корней уравнения: «Коль нужно тебе, какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнести вслух корни уравнений: мигом все исполнится».
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал все Кощею. Тот подстерег Ивана- Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Закрыл их на два огромных замка и ключи бросил в глубокий ров с водой.
Сидят они в темнице и думают о том, как выбраться. Стали смотреть по сторонам и видят, что на стенах темницы два уравнения написаны. Вспомнили совет Бабы- яги, стали быстрее уравнения решать.
Вот какие уравнения увидел Иван – Царевич со своей дружиною:
х 2, 02 = 204, 02
51 : х = 8,5
Назвал Иван – Царевич волшебные числа 101 и 6, которые были корнями уравнений – двери подземелья открылись. И все стоят войны перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение
0,2 х + 0,8= 10,6
Произнес Иван – Царевич волшебное число 49, ворота и открылись. Освободили воины Елену Прекрасную. Низко в пояс поклонилась Елена Прекрасная всем воинам и Ивану – Царевичу. В благодарность за спасение рассказала она им историю десятичных дробей.
Впервые ввел десятичные дроби в Х в. Арабский математик ал – Уклидиси. В Европе с ними познакомились в конце ХVI в. В 1585 г. Десятичные дроби стал использовать нидерландский математик и инженер Симон Стевин. Например, дробь 427, 305 он записывал так: 427 0 3 1 0 2 5 3, где значками 0, 1, 2,… обозначали соответственно… десятые, сотые и т.д. доли. Ангичанин Джон Непер ввел знак запятой для отделения целой части числа от дробной в 1617 г.А еще Елена Прекрасная дала войнам интересное задания.
1.Похитил меня Кощей бессмертный, От радости он устроил пир.
Пригласил Соловья-разбойника и пятиголового Змея Горыныча.
Во время пира они выпели сорока ведерная бочку кваса. Кощей выпел восемь вёдер Соловей-разбойник 6 вёдер, а остальное досталось Змею Горынычу. Сколько вёдер кваса выпила каждое голова Змея Горыныча.
2.Во время пира Змей Горыныч рассказал, как он однажды поспорил с Бабой-ягой на бочку кваса. Баба-яга утверждала, что Змей не пролетит 1000 км без дозаправки аа Горыныч утверждал что пролетит, Пролетев 4ч. Со скоростью 244,5 км/ч, Змей совершил вынужденную посадку. Интересно кто из них выиграл бочку кваса? Змей Горыныч утверждает, что он выиграл у Бабы-яги. Вот и помогите мне разобраться: соврал или нет Змей Горыныч?
3.Во время пира Кощей Бессмертный хвастался:
- Для дорогих гостей я заготовил 5 тон мяса. Для каждой головы пятиголового Змея Горыныча по 0.7 тонн. А остальное мясо – нам с Соловьем – разбойником поровну.
Сколько же тонн мяса было приготовлено в отдельности для Змея, Кощея и Соловья – разбойника?
Со смехом и шутками были решены задачи. В тот же день сыграли свадьбу. И поехал Иван-царевич с Еленой Прекрасной навестить своих сестер. Вернулись домой, стали жить в любви и согласии.
Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым, веселым концом. Мы повторили и закрепили навыки работы с десятичными дробями, решая примеры, задачи и уравнения. И ее раз убедились, что математика – интересная наука.