Занимательное повторение в игровой форме действий с дробями, урок-игра по математике, 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №34 им. Е.А. Зубчанинова
городского округа Самара






Урок математики в 6 классе.
Составлен по программе для общеобразовательных учреждений,
учебник Зубарева И.И., Мордкович А.Г.




(урок рассчитан на 80 минут (сдвоенные уроки))




Подготовила
учитель математики МБОУ СОШ № 34
Саблина Людмила Викторовна












«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЕЙСТВИЙ С ДРОБЯМИ»

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний
Вид урока: урок – игра
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, информационные компьютерные технологии (презентация урока), информационные, педагогические.
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать базовые знания, полученные шестиклассниками после изучения данного раздела математики;
развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся при выполнении заданий на мышление, воображение, внимание;
воспитательные: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, культуру общения
Задачи урока:
Развитие логического мышления, гибкости ума учащихся.
Привитие интереса к решению нестандартных математических задач.
Развитие чувств коллективизма, товарищества.
Оснащение урока: доска, карточки с заданиями, карандаши, ручки, рабочая тетрадь, медальки шоколадные
Оборудование и пособия: компьютер, интерактивная доска.

План урока:

1
Организационный момент
2 мин

2
Мотивационная беседа с последующей постановкой целей
2 мин

3
Актуализация знаний и повторение понятий и действий, связанных с дробями
12 мин

4
Переход от теории к практике её применения при выполнении математических заданий
57 мин

5
Подведение итогов урока
5 мин

6
Домашнее задание
2 мин



ХОД ИГРЫ

Здравствуйте ребята. Сегодня занятие для вас будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли вооружены знаниями. На вопросы поочереди отвечает каждая команда.
Задание 1. РАЗМИНКА

1 (а) (слайд 3)Прочитайте дроби:


Укажите среди них десятичные и обыкновенные дроби.
Чем различается запись десятичных и обыкновенных дробей?
Что показывают числитель и знаменатель обыкновенной дроби?
Какая обыкновенная дробь называется правильной? Неправильной?
1(б) (слайд 4) Обратите 1(в) (слайд 5) Сравните числа:
данные
обыкновенные
дроби в
десятичные, а
десятичные –
в обыкновенные:



1(г) (слайд 6) – назовите числа, обратные данным;
- назовите числа, противоположные данным;
- чему равна сумма противоположных чисел;
- чему равно произведение взаимно
обратных чисел





1(д) (слайд 7) Сравните с единицей сумму дробей: и

Задание 2. СОСТАВЛЯЕМ КАРТУ ПУТЕШЕСТВИЯ (слайд 8)
На доске укреплён лист ватмана, разделённый на 6 частей. На каждой части крупно нарисовано число (ответы к математическому лото). На первой парте лежат тыльной стороной вверх 6 квадратов таких же по размеру, как и квадраты на вывешенном разграфлённом ватмане. На каждом квадрате с лицевой стороны нарисован участок карты, а на тыльной стороне – одно из шести чисел, изображённых на ватмане.
Необходимо выполнить действия: (слайд 9)
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415


0,4

3


1

10







Учащиеся выполняют задание и тот, кто первый решит, вызывается к доске и прикрепляет квадрат с таким же числом, как и в его ответе к тому месту на ватмане, где увидит то же число, что и на квадрате. Постепенно складывается карта (слайд 10, звучит песня «Ничего на свете лучше нету» из мультфильма «Бременские музыканты»)

Задание 3. (слайд 11) ДВИЖЕМСЯ ПО КАРТЕ
Итак, ребята, настроение у нас отличное, карта есть. В добрый путь!

3(а) Цветочная поляна. (слайд 13, звучит музыка из мультфильма)
Прежде всего, мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть: целебные и ядовитые. Наша задача не ошибиться, когда будем собирать букет. На слайд (13) изображены цветы, их сердцевины пронумерованы, а на лепестках – дроби. Эти дроби надо перемножить и ответ сверить с дробью, записанной на листочке ветка. Если ответы совпадут, то цветок – целебный, если нет – ядовитый.
! Дроби подобраны так, что две из трёх были взаимно обратными (для закрепления умножения взаимно обратных чисел)
ОТВЕТЫ (слайд 14):

3(б) Перепутье (слайд 15-17)

Итак, мы оказались на перепутье трёх дорог. Какая верная? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить дробные выражения и ответы округлить до целого.


1)
· 2) 3)



(пока ребята решают, звучит песня «Сыщика» из мультфильма «Бременские музыканты»)
Ноль в ответе - тупик, которым кончается дорога, с соответствующим номером на карте. Значит, дороги №2 и №3 не приведут нас к цели, пойдём по дороге №1.




3(в) Рыбалка (слайд 19-22)

Мы подошли к озеру, в котором можно наловить рыбки для ухи. На слайдах выскакивают рыбки с заданиями:
На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?
Меньше или больше половины литровой банки наполнится водой, если в неё влить


Вычислите:
Найдите сумму четырёх десятых числа 40 и двух третей числа 36.


3(г) Мельница (слайд 24)

Вот и сварили уху. Идём дальше и видим – мельницу. Вблизи она намного больше, чем карте. Рассмотрим её в подробностях. Мельница перемалывает се написанные числа, начина с середины. Пойдём и мы вслед за стрелками, выполняя т действие, которое записано на стрелке. (Ответ: 1,5)
( ребята решают по цепочке, звучит классическая музыка в современной обработке Ванессы Мэй «Шторм»)


3(д) В пещере (слайд 26)
Найдя окончательный ответ, ребята продолжают путь, но тут начинается буря (классическая тревожная музыка, дождь). Мы вымокли, ветер пронизывает насквозь, мы озябли. С надеждой смотрим на карту и с радостью замечаем, что можем укрыться в пещере. Что мы и делаем. А погода видно испортилась на несколько дней. Сколько же мы можем продержаться здесь? Ответ на это вопрос мы найдём, решив задачу про пещеру, воду и . . . проценты.

ЗАДАЧА: В пещере обнаружено 750 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 30 человек, если один человек в день расходует 0, 2% от всего количества







Сначала разбираем решение все вместе, а затем один ученик делает запись на доске:
13 EMBED Equation.3 1415-расход воды 1 чел. в день
13 EMBED Equation.3 1415- расход воды 30 чел. в день
13 EMBED Equation.3 1415- на столько хватит воды
Отвечаем на вопросы:

? Нужно ли округлять ответ? Нужно, т.к. в задаче требуется узнать целое число дней.
? Как округлять? Рассуждаем: если нам хватило воды на 2/3 дня, то значит, этот день мы без воды не остались.






Ответ: воды хватит на 17 дней.

3(е) Отдых (слайд 27)

Буря закончилась, мы выходим из пещеры на лесную полянку. Здесь мы решили отдохнуть и поиграть в домино. Но только, конечно, у нас это «Математическое домино», которое позволит закрепить действия над положительными и отрицательными числами. Каждой команде (группе) выдаётся одинаковое количество карточек (8 чел х на 4 карточки = 32 карточки). Можно одинаковые или по вариантам.
Начинает игру тот ученик, которому достанется карточка с одним примером (без ответа следующего примера). А затем все в команде решают этот пример, и у кого будет на карточке ответ этого примера, кладёт свою карточку рядом с первой и т.д. Игра заканчивается тогда когда все карточки будут расставлены. Подводится итог: какая команда быстрее закончила.


(Карточки разрезаются по примерам, по типу костяшек домино)
(пока ребята играют, звучит песня «По секрету всему свету»)












3(ж) Дракон (слайд 28)

Отдохнув, двигаемся дальше. И вот, наконец дошли до того места, где зарыт клад. Но путь преграждает дракон. Его появление было предсказано картой, но он появляется всё-таки неожиданно. Необходимо разгадать зашифрованные слова





















звучат аплодисменты

Подводим итоги:

Вот теперь наступает самая волнующая минута. Можно взять клад! Из «тайника» достаём ларец (шкатулка, стилизованная под старину) и открываем его. Напряжение в классе растёт (звучит песенка «Сюрприз, сюрприз»): все видят много-много старинных золотых монет (шоколадки-медальки). Клад честно делится между ребятами и весело поедается.



























































СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ!
(слайд 29, звучит прощальная песня «Дорогою добра»)


















13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415


13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415