Урок математики в 5-м классе по теме: Действия над десятичными дробями. Урок — игра Путешествие на озеро Балхаш





Урок - игра по математике: "Действия над десятичными дробями"
5 класс
Прубняк Любовь Андреевна
Учитель математики ГУ «СШ № 4» г. Лисаковска











Урок математики в 5-м классе по теме: "Действия над десятичными дробями".
Урок - игра "Путешествие на озеро Балхаш"
Тип урока: деловая игра.
Технология: игровая, исследовательская, аналитическая, групповая, индивидуальная, коллективная.
Цели урока:
воспитательные:
Воспитание любви к Казахстану, к родному краю.
Воспитание экологической культуры.
Воспитание патриотизма.
Воспитание культуры труда.
общепредметные:
Воспитание умения самоанализировать, контролировать и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
практические:
Закрепить и отработать навыки выполнения действий сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Отработать навыки решать задачи на движения по реке (по течению, против течения).
Закрепить умение решать задачи на нахождение скорости, расстояния, времени.
Оборудование: Сигнальные карточки для диктанта зеленого и красного цвета, таблицы для проверки умений находить скорость по течению, против течения; “Угадалки”; карточки для самостоятельной работы; опоры, блок-схемы. Интерактивная доска для показа презентации о Балаше.
Модель урока.

Этап урока
Время. мин


Целепологание
1


Диктант
5


Угадайка
6


Игра. (Движение по течению и против течения)
4


Заполни таблицу
6


Физкультминутка
3


Коллективная работа
5


Географическая справка
5


Самостоятельная работа
8


Итог урока
1


Задание на дом
1


Всего времени
13 =SUM(ABOVE) 144515

«Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления».
А. Колмогоров.
Содержание урока.
Целепологание. ( 1 минута)
Сегодня мы проведем урок-путешествие. Надо на уроке закрепить действия сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
I этап. «Покупка билета» ( 5минут)
Актуализация опорных знаний (Класс получает карточки красного и зеленого цвета).
1. Разминка. Диктант. ( 3 минуты)
(при утвердительном ответе ученики поднимают вверх карточки зеленого цвета, при отрицательном красного).
из двух десятичных дробей та больше, у которой больше десятичных знаков; (-)
если десятичная дробь оканчивается нулем, то этот нуль можно отбросить, - получится равная ей дробь; (+)
десятичная дробь увеличится, если справа приписать нуль; (-)
из двух десятичных дробей та больше, у которой больше целая часть; (+)
две десятичные дроби равны, если у них одинаковое число десятичных знаков. (-)
2. Устные упражнения: (1 минута) На доске написаны десятичные дроби. Ученики должны по очереди правильно прочитать эти дроби.
Прочитайте десятичные дроби: 909,7; 0,55; 145,008; 2,7; 1,08; 0,041; 8,0003; 14,08; 8,3; 6,075; 0,0092.
3. На доске написаны решенные примеры. Эти примеры выполнены с ошибками. Ученики должны найти эти ошибки и исправить их. Поставьте запятую так, чтобы результат был верным( 1минута):
а) 7,39 + 4,48 = 1187; б) 4,2 · 0,5 = 210; в)18,01 - 2,9 = 1511; г) 5 : 0,01 = 5000;
II этап. «Посадка на теплоход» ( 6 минут)
Угадалка. Решив 6 примеров, узнаем, куда поплывет наш теплоход и по какой реке. Дети получают карточки.
Угадалка. Решив примеры, узнаете, куда плывет теплоход. Выполнить действия.

1. 3,47– 1,96 4. 0,6 : 0,1
2. 40 · 0,2 5. 7,2 : 0,9
3. 3,2 +0,8 6. 1,2 : 0,4
Л – 4 Х – 6 Б – 1,51 А – 8 Ш–3
Ответы на вопросы ТЕСТА. I вариант

Фамилия ученика
оценка

№ задания
1
2
3
4
5
6


Ответ








Слово









 Ответ: Балхаш. Лепсы.
Угадалка. Решив примеры, узнаете, куда плывет теплоход. Выполнить действия.

1. 7,84 – 1,61 4. 2,4 · 20
2. 1,8 + 0,6 5. 0,48 : 0,8
3. 27 : 10 6.12,1 – 5,87
Е –2,4 П – 2,7 Ы – 0,6 Л – 6,23 С - 48
Ответы на вопросы ТЕСТА. II вариант

Фамилия ученика
оценка

№ задания
1
2
3
4
5
6


Ответ








Слово









III этап. Движение по реке. ( 4минуты)
На столе учителя передвижные таблицы: vтеч, vпо теч, vпр теч, vсоб, +, -, =, , с помощью которых надо сложить равенство по заданию учителя.
Как найти скорость
по течению,
против течения,
собственную,
течения. На выполнение задания отводится 4 минуты.
Ответы:
1. Vпо теч = Vсоб + Vтеч
2. Vпр теч = Vсоб - Vтеч
3. Vсоб = Vпр теч + Vтеч, Vсоб = Vпо теч - Vтеч
4. Vтеч = Vпо теч - Vсоб,
IV этап. Заполнить таблицу (6минут)
Каждый ученик получает карточку с таблицей, которую надо заполнить. Таблицы разноуровневые.
Фамилия ученика _______________________________ 1 – В средний


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
2,7 км/час
км/час
км/час
26,3 км/час

2
км/час
30,5 км/час
км/час
27,6 км/час

Фамилия ученика _______________________________ 1 – С сложный


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
3,09 км/час
км/час
35,1 км/час
км/час

2
км/час
42,1 км/час
46,7 км/час
км/час

Фамилия ученика _______________________________ 1 – А легкий


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
4,3 км/час
13,6 км/час
км/час
км/час

2
23,9 км/час
2,8 км/час
км/час
км/час

Таблица ответов

1 – В средний


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
2,7 км/час
29 км/час
31,7 км/час
26,3 км/час

2
2,9 км/час
30,5 км/час
33,4 км/ час
27,6 км/час

1 – С сложный


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
3,09 км/час
32,01 км/час
35,1 км/час
28,92 км/час

2
4,6 км/час
42,1 км/час
46,7 км/час
37,5 км/час

1 – А легкий


Скорость течения
Скорость собственная
Скорость по течению
Скорость против течения

1
4,3 км/час
13,6 км/час
17,9 км/час
9,3 км/час

2
23,9 км/час
2,8 км/час
26,7 км/час
21,1 км/час


Таблица ответов

Ответ В:
1) 29; 31,7
2) 2,9; 33,4

Ответ С:
1) 32,01; 28,92
2) 4,6; 37,5

Ответ А:
1) 17,9 ; 9,3
2) 26,7; 21,1

V этап. Физкультминутка. ( 3 минуты) Электронная физкультминутка.
Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее!
VI этап. Коллективная работа ( 5минут)
Решить задачу. Какая рыба обитает в водах Балхаша? 10 (Кит), 4 (Чехонь), 8 (Белуга)

VII этап. Географическая справка ( 5 минут)
Озеро Балхаш (Balkhash) - уникальное бессточное полупресноводное озеро, расположено в восточной части Казахстана. Также является вторым по величине (после Каспийского моря) непересыхающим соленым озером. В списке крупнейших озер мира Балхаш занимает 13 место.
Оно уникально тем, что его акватория разделена проливом на две половины, вода в которых отличается по химическому составу: в западной половине она практически пресная, а в восточной – солоноватая.
Расположено озеро на высоте около 340 м над уровнем моря. Своей формой озеро Балхаш напоминает полумесяц, в длину простирается примерно на 600 км, а ширина варьируется от 9-19 км в восточной части до 74 км в западной. Площадь озера Балхаш равна примерно 16,4 тыс. кв. км (2000 год), что автоматически делает его самым крупным из озер Казахстана, целиком расположенных на его территории.
Своим происхождением название “Балхаш” обязано слову “balkas”, которое есть в татарском, казахском и алтайском языках. Оно означает - “ болотистая местность, покрытая кочками” или “кочки на болоте”.
Балхаш относится к ареалу обитания больших бакланов, чирков, фазанов, беркутов и белых цапель. Из 120 видов птиц в Красную книгу попали 12, в том числе розовый и кудрявый пеликаны, колпица, лебедь-кликун и орлан-белохвост. Озеро Балхаш обладало богатой фауной, но, начиная с 1970-х, качество воды стало ухудшаться, что явилось причиной уменьшения видового разнообразия фауны в озере. До этого в нем водилось около 20 видов рыб.

Решим задачу. (при наличии времени)
Толщина льда озера Балхаш, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 0,05 м (5 см), а чтобы ездить на санях - 0,15 м (15 см). Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт? Выполнить вычисление с помощью блок-схемы.
При толщине льда, равной 35 см, по Балхашу начинают прокладывать автотрассу, связывающую ее правый берег с левым. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обычно держится с ноября до начала апреля, причём сход оледенения с восточной части происходит с задержкой на 1015 дней.
Весной реки и речушки несут свои воды в Балхаш. Сколько же их всего?
Или, впадающая в западную часть озера, даёт 7380 % всего притока воды в озеро. Река начинается в горах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и питается, в основном, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В восточную часть озера впадают реки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], кроме того, озеро подпитывается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Воды реки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], питавшие восточную часть озера до 1950-х годов, в настоящее время практически не достигают его. Годовая разница в притоках западной и восточной частей озера составляет 1,15 кмі.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
VIII этап. Самостоятельная работа (8 минут)
Класс получает карточки с заданиями (по 2 задачи в каждом варианте) и решает самостоятельно. Тетради с решениями сдают на проверку.
Карточки. I Вариант
1. Одна из быстрых рек Балхаша Лепсы. Скорость течения Лепсы 8 км/ч. Скорость лодки 5,04 км/ч. Найти скорость по течению и против течения?
2. Каспийское море имеет среднюю глубину 0,2 км. Чему равна глубина Балхаша, если оно мельче на 0,174 км?
II Вариант
1. Расстояние от порта Балхаш до города Уштобе равно 97,87 км, а от города Уштобе до города Акжар на 14,47 км больше. Чему равно расстояние от порта Балхаш до города Акжар?
2. Длина реки Или равна 3,487 тыс. км, а длина реки Каратал меньше на 1,71 тыс. км. Чему равна длина реки Каратал?
Ответ: I
1.
13,04
2,96

 
2.
0,026


II
1.
112,34
210,21

 
2.
 1,777



Дополнительные задания.
Вариант 1
1. Теплоход шел 2,4 ч против течения и 3,2 ч по течению. Собственная скорость теплохода 45 км/час, а скорость течения 3 км/час. Сколько километров прошел теплоход за все это время?
2.До обеда катер проплыл 93,67 км, а после обеда на 10,47км меньше. Чему равен весь путь?
Ответ:
1.
48 42
100,8 +153,6=254,4 км


2.
83,2
176,87

Вариант 2
1. Теплоход шел 3,2 ч по течению реки и 2,5 ч против течения. Какой путь прошел теплоход за все это время, если его собственная скорость 28,8 км/час, а скорость течения 2,2 км/час?
2. До обеда катер проплыл 100,87 км, а после обеда на 23,97км меньше. Чему равен весь путь?
Ответ:
1.
31 26,6
99,2 + 66,5=165,7 км


2.
76,9
177,77

Вариант 3
 1) Собственная скорость теплохода 17,31 км/час, а скорость течения 3,47 км/час. Найти скорость теплохода
по течению и скорость против течения.
2) До обеда катер проплыл 97,87 км, а после обеда на 11,07 км меньше. Чему равен весь путь?
Ответ:
1.
13,84
20,78


2.
86,8
184,67


IX этап. Итог урока (2 минуты) Выставление отметок.
Д/з №1316, №1327, №1339(4) ( для тех, кто любит быть первым)
Великий


О, великий Балхаш- исполин, Ты лежишь средь зеленых долин, Ты богатство и гордость страны, Бриллиант казахстанской земли.
Словно взят ты зимою в плен, На тебе кольчуга и шлем, Как батыр, ты лежишь в цепях, Весь зажатый в холодных льдах.
Ты лежишь, вспоминая века, Здесь гуляли куланов стада, В камышах полосатый тигр На охоту свою выходил.
На причале стоят корабли, Снятся им красивые сны. И Балхаш, словно синий сапфир, В дорогой оправе застыл.
Здесь батыры любили скакать, Перед боем народ собирать, И гуляли в степи, как скакуны, Кровожадные волны твои.
Летом  ты в изумрудной траве Утопал как султан на ковре. И кружились над синей волной Чайки, твой  нарушая покой.
Дария Джумагельдинова
X. Задание на дом.
Приложение 1
Балхаш Леонид Мартынов Ой, Балхаш наш зеленогривый! Очень хитрый и очень старый. Ведь когда заштурмует Каспий, На Балхаше мертвые волны. Значит, если у Каспия горе, То Балхаш его разделяет. И за это ему дает Каспий По подземным протокам рыбу. Как- то ветер подул от солнца, (С устья реки Или), И принес железную лодку, С белыми большими парусами. А потом он подул на солнце, Оттуда, откуда холод, И разбил железную лодку, С белыми большими парусами, И люди все утонули, А берег был недалеко, Но был он закрыт туманом, А люди Балхаш не знали. Не знали, что у Балхаша Такие острые зубы. Острые зубы- скалы, И толстое брюхо – отмель. Приложение 2
Название и легенда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте».
1.Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
2. У одного богатого бая, которому принадлежала значительная часть озера, была красавица дочь Балхаш. Когда девушка подросла, она влюбилась в парня из бедной семьи и втайне от всех встречалась с ним. Отец девушки хотел выдать ее замуж за богача и запретил выходить дочери из дома. А сам отдал тайный приказ найти бедного юношу и утопить его в озере. Узнав об этом, Балхаш решила, что если на земле им не дают любить друг друга, то в озере их любовь будет жить вечно. Темной ночью, накануне свадьбы с сыном бая, она сбежала из дома и прыгнула в пучину волн к любимому.
         В память о верной и чистой любви озеро назвали именем Балхаш
Многие люди, живущие на берегу озера, верят, что Балхаш – действительно озеро Любви.

Река Лепсы занимает 3 место после рек Или и Каратал. Длина Лепсы - 417 км, площадь бассейна - 8040 кмІ. Берет начало из ледников северных склонов Джунгарского Алатау, протекает среди различных природных зон, впадает в восточную часть Озера Балхаш. На востоке бассейн Лепсы ограничен Тентекским, а на западе - Басканским отрогами. Лепсы образуется слиянием рек Аганакатты (слева, 60%) и Сарымсакты (справа, 40%), разделенных Лепсинским отрогом. Сразу после слияния истоков Лепсы уходит в Лепсинский каньон, длиной 23 км. Это наиболее сложный участок реки. В нем и в Каргалинских воротах 35 препятствий. Затем река течет в Каргалинской долине и Черкасском ущелье, где расположены 6 шивер и 4 порога 2 - 3 категории сложности, а следом - плотина ГЭС. Ниже плотины долина резко расширяется, берега здесь покрыты лесом, много густых зарослей кустарника, встречаются барханы. Течение заметно падает, река часто разбивается на протоки, много островов. Сплавляться можно до поселка Коктерек.
В бассейне реки Лепсы находятся 144 ледника с общей площадью 189,6 кмІ. В средней части Лепсы принимает крупный приток р. Баскан, который сейчас перекрыт плотиной и почти полностью разбирается на орошение, поэтому на водность Лепсы практически не влияет. Водность Лепсы определяется 68 ледниками общей площадью 90,5 кмІ. В бассейне реки Сарымсакты - 21 ледник площадью 20,5 кмІ.
Питание реки Лепсы смешанное снежно - ледниковое. С середины марта до второй половины апреля проходит первая волна снегового паводка, обусловленная таянием снегов. Со второй половины мая до середины июня проходит новая, более высокая волна, обусловленная таянием снежных запасов высокогорной части бассейна. Спад снегового паводка начинается обычно после его последнего пика и затягивается на 15 - 20 дней, после чего следует сильно растянутая по времени группа волн ледникового паводка, занимающая период от конца июня до второй половины августа.
Длина 390 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], площадь бассейна 19,1 тыс. кмІ.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Начальные 160 км носит горный характер, затем течёт по песчаной пустыне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], впадая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основное питание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Замерзает в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], вскрывается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].









13PAGE 15





Озеро

...И неужели мы будем в истории -  "Эти, Байкал загубили которые..?" Надо вывешивать бюллетень, Как себя чувствует омуль, тюлень... Чтоб заповедником стало озеро, Чтоб его воду не целлюлозило, Чтобы никто никогда не сказал: "Мертвое море - священный Байкал."
 
А.Вознесенский