Проект на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством фольклорного жанра».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад - № 84 ».
Проект на тему:
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством фольклорного жанра».

Воспитатель:
Иванова А.В.
2016
Технологическая карта проекта
Название проекта «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством фольклорного жанра»
Разработчики и составители
проекта Иванова Анна Владимировна, воспитатель МАДОУ №84
Название
организации МАДОУ №84
Участники Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители
Актуальность, основания для разработки проекта Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Цель Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
Задачи Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
Воспитательные:
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.
Сроки реализации Сентябрь 2016 - Май 2017
Ожидаемые результаты • Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Введение
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Актуальность проекта
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Тип проекта:
По времени: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;
По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017.
Участники проекта:
•Дети ранней возрастной группы (1,5-2лет);
•Воспитатель;
•Родители воспитанников;
•Музыкальный руководитель.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель:
развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры.
Воспитательные:
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Предполагаемые продукты проекта:
Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
Появится уголок «Народной игрушки».
Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядный метод: 
- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;
- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;
- проведение дидактических игр;
Словесный метод: 
- чтение произведений русского народа и других народов мира;
- заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;
-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;
- проведение праздников, утренников, развлечений.
Игровой метод:
- игры-драматизации;
- игры-инсценировки;
- имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;
- дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;
Практический метод:
- проведение забав на фольклорном материале;
- проигрывание народных игр;
- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально технические ресурсы:
1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:
- разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;
- вязаные шапочки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Волк и семеро козлят», и другие персонажи.
2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:
русских народных игр для детей дошкольного возраста;
русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
пальчиковых гимнастик для детей раннего возраста;
развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.
Кадровые ресурсы:
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- родители
Информационные ресурсы:
- использование информационно-коммуникационных технологий
- создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий.

Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года
1 этап: Подготовительный
• Опрос- анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана реализации проекта на год.
• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Развитие речи детей в группе раннего возраста, посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.
• Составление плана работы с родителями на год.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
• Подбор дидактических игр.
• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
2 этап: Основной
1.Реализация проекта.
2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.
3 этап: Заключительный
1. Показ открытого фольклорного развлечения с детьми группы раннего возраста.
2. Презентации проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклорного жанра» коллегам и родителям воспитанников.
3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
План мероприятий по реализации проекта
Этап Форма работы Содержание
Подготовительный этап Опрос –анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре». Использование разных источников при поиске ответа по теме.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Беседа с родителями
Постановка цели и задач. Беседа с детьми
Написание проекта. Составление плана реализации проекта Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр). Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Литература
Интернет ресурсы
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей. Родительское собрание.
Беседы о театре
Подбор народных игр , потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала Составление картотеки, работа с литературой и Интернет
Подбор дидактических игр. Составление картотеки, работа с литературой и интернет
Привлечение родителей к текущему проекту. Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр). Работа с родителями.

2 этап: Основной.
Сроки реализации Тема совместной деятельности Практический выход
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1.Знакомство с потешеками и прибаутками.
2.Знакомство с загадками.
3.Знакомство со сказками, через постановку различного вида театра.
4. Знакомство с колыбельными.
5.Зимние забавы, считалки и дразнилки.
6. Театрализация.
7.Знакомство с обрядовым праздником Масленица, закличками весны.
8.Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.
9.Народные игры
Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики
Развлечение «Петрушкины друзья»
Создание альбомов с иллюстрациями к загадкам,
в творческом уголке раскрасками с персонажами загадок.
НОД «В гостях у бабушки- Загадушки»
Конкурс «Моя любимая сказка» на лучшую иллюстрацию к сказкам
Игра –забава «Встреча с колобком»
НОД «Колыбельная для Катеньки»
Создание картотеки скороговорок, считалок и дразнилок.
Создание альбома «Зимние забавы»
НОД «Зимние забавы ».
Кукольное представление «Колобок»
Подбор и создание картотеки постановок сказок.
Развлечение «Ай-да, масленица!»
Создание альбома «Обрядовые праздники »
Фольклорное развлечение «В гостях у бабушки»
Создание картотеки народных игр.
3 этап: Заключительный
Этап Форма работы Содержание
Заключительный этап 1. Показ фольклорного развлечения с детьми группы раннего возраста.
2. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.
3. Подведение итогов и перспектива на следующий год. Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»
Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорного жанра».
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
В ходе реализации проекта:
• Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;
• Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• Обогащается игровой опыт;
• Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Список используемой литературы:
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
http://nsportal.ru/
https://educontest.nethttp://www.maam.ru/